ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | Горшкова Евгения Владимировна. Работа №363074
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Е.В. Горшкова,
Основное средство общения людей – это речь. И здесь важным условием является овладение звуковой системой языка. Только в этом случае происходит ее формирование и развитие. Звукопроизношение является одним из самых важных компонентов речевого развития детей, потому что восприятие и понимание речи зависит от точности произношения звуков (А.И. Максаков) [4, с. 21].
В образовании звуков принимают участие такие компоненты, как артикуляционный и голосообразующий аппарат, а также нёбная занавеска и полость носа. Действительно, по мнению В.И. Селивёрстова, «звукопроизношение – это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы». Формирование звукопроизношения невозможно без следующих процессов: зрительного, слухового и двигательно–кинестетического анализаторов; взаимодействия отделов речевого аппарата, координации со стороны центральной нервной системы, влияния наследственных факторов и социальных условий жизни ребенка [1, с.24].
Речью, как полноценным средством общения, в норме ребенок овладевает к семи годам (А.Н. Гвоздев). Многие авторы (Д.Б. Эльконин, Е.И. Радина и В.И. Городилова, В.И. Бельтюков) утверждают, что овладеть звуками необходимо именно в дошкольном возрасте. Но бывает совсем другой вариант формирования и развития звукопроизношения. Он возникает, если у ребенка по каким-то причинам не формируется восприятие (фонематический слух) звуков языка и произнесение (артикуляция) звуков речи [4, с. 23].
А.Н. Леонтьев и А.А. Леонтьев, в своих исследованиях указывали, что речевое и интеллектуальное развитие взаимообусловлены. Если у ребенка не сформированы психические познавательные процессы – это затрудняет коррекцию нарушений звукопроизношения. И отклонения в формировании звукопроизношения затрудняет становление других функций речи и соответственно интеллектуальное развитие [9, с. 42].
Существуют разные категории детей с нарушениями звукопроизношения (Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, М.Е. Хватцев, Е.Н. Винарская, Л.Г. Парамонова), в том числе дети с задержкой психического развития (Г. И. Лалаева, К. С. Лебединская, Н.Ю. Борякова, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Р.Д. Тригер) [6, с.183]. К подобному состоянию может привести врожденная или наследственная неполноценность центральной нервной системы ребенка. Нарушается развитие эмоционально-волевой сферы и психических познавательных процессов (Т.А. Власова, Д.Д. Еникеева, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, И.И. Мамайчук, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Н.Я. Семаго и Н.Н. Семаго) [9, с. 56].
Также причинами нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития служат недостаточно сформированные процессы познавательной деятельности и волевые процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Они оказывают влияние на мышление и речь (Т.А. Власова, В.А. Ковшиков, В.И. Лубовский, Е.В. Мальцева, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова, У.В. Ульенкова) [8, 364].
Детей, которые плохо говорят, не принимают в игры, сверстники подшучивают над ними, с ними не разговаривают другие дошкольники, не понимают взрослые. Это вызывает чувство обиды, злости, дети начинают избегать общения, или напротив становятся чрезмерно «ведомыми», у них формируется низкая самооценка. Поэтому для такой категории детей с задержкой психического развития необходим особый подход в обучении, воспитании, а в нашем случае коррекции звукопроизношения, учитывая их особенности развития [2, с. 98].
Для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития применяются такие методы, как личностно–ориентированный подход, дифференцированный подход, индивидуализация (М. В. Мельникова и С. В. Сверлышков). Для развития и обследования речи в детском саду применяются методики Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.М. Бородич, М.Ф. Фомичевой, Л.Ю. Лариной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой. Также для работы с детьми с задержкой психического развития существуют игровые технологии, технологии проектной деятельности, нетрадиционные технологии арт–терапии [10, с. 134].
Тем не менее, дети с задержкой психического развития, вследствие отсутствия мотивации к развитию, низкого уровня познавательного интереса, нарушений внимания, произвольного самоконтроля, излишней агрессивности или наоборот пугливости, не способны в полной мере воспринимать речевой материал без наглядности. У них страдает процесс логического мышления. Они обрабатывают информацию с помощью наглядно-образного мышления, но оно доступно не всем детям и характеризуется инертностью [9, с.57].
Детей с задержкой психического развития характеризует бедный словарный запас, низкая речевая активность, несформированность речи и ее отставание, им трудно различить фонемы (В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Р.Д. Триггер). Они испытывают большие трудности в мыслительных операциях и традиционные занятия для детей данной категории не интересны (Е.В. Шуваева) [8, с. 362].
Много наглядности, яркости, звуковых эффектов, то есть всего, что способствует привлечению и удержанию внимания и интереса ребенка, способны привнести в образовательную и воспитательную деятельность информационно-коммуникативные технологии.
Первыми, кто использовал в современном смысле термин «информационные технологии» были Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л.Уислер. Они дали им определение – «методы обработки, применения статистических и математических методов для принятия решений и моделирования мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ». На сегодняшний день применение информационно-коммуникативных технологий перешло на новый уровень. Практически в каждом образовательном учреждении установлены интерактивные доски, проекторы, используются электронные образовательные ресурсы, заполняются электронные журналы и дневники. Формы использования информационно-коммуникативных технологий – готовые электронные продукты, сочетание с методом проектов, сочетание с модульным обучением, использование ресурсов сети, использование интерактивных поверхностей (магнитно-меловые обои, маркерные доски, магнитные доски), программного обеспечения SMART, Board, интерактивные программы Wordwall и LearningApps, использование мультимедийных презентаций. При это данные технологии переплетаются с традиционными методами обучения и воспитания, тем самым облегчая работу педагога, повышая мотивацию и познавательные интересы детей [11, с. 175].
В дошкольном образовании информационно-коммуникативные технологии изучали А. В. Запорожец С. Л., Новоселова, Д. Б. Богоявленская, в том числе у детей с задержкой психического развития (Н.В. Кулюшина и О.И. Власова), а также их использование в коррекции звукопроизношения у детей (Т. И. Галишникова, С. В. Сацевич, А.Н. Самохина, Е.В. Татаркина). Также некоторые учёные, которые занимались изучением информационно-компьютерных технологий определили, что имеется положительное влияние на коррекцию звукопроизношения у детей с особыми образовательными потребностями (Т. И. Галишникова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина, С. В. Сацевич). Т. М. Кожемякина в свою очередь разработала систему коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий [3, с.151].
По мнению Л.Ф. Фатиховой использование компьютерных технологий имеет много преимуществ в развитии познавательных способностей у детей с задержкой психического развития. Традиционные занятия детям данной категории не всегда интересны и часто малоэффективны, так как они испытывают значительные трудности в познавательной деятельности. Для эффективности процесса воспитания и обучения, в работе с детьми с задержкой психического развития используют методы информационно-коммуникативных технологий. При этом использование компьютерных технологий имеет ряд преимуществ: повышает уровень мотивационного компонента познавательной, речевой деятельности детей во время подгрупповых и индивидуальных занятий; развивает произвольную регуляцию деятельности дошкольников, дает возможность ребенку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания (на мониторе он видит результат своих действий) (Л.Ф. Фатихова) [12, с.23].
Детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нравятся занятия с использованием данной технологии, так как они позволяют сделать образовательный процесс более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых эффектов и видеозаписей. Занятия нужно проводить, соблюдая следующие условия для сбережения здоровья ребенка, то есть соблюдение СанПиНов: 1. Использование новых моделей средств ИКТ. 2. Работа на одном занятии в течение короткого времени (5–10 мин.) и не более двух раз в неделю (можно индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы). 3. Проведение гимнастики для глаз, во время работы. Необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5–2 мин. на несколько секунд. Все это в свою очередь ведет к тому, что у детей полученные знания, умения и навыки закрепляются лучше [5, с. 252].
Наиболее удобный способ представления информации на занятии – это мультимедийная презентация. Педагогу не требуется иметь углубленные знания для создания презентаций. Существуют интерактивные программы Wordwall и LearningApps, которые упрощают этот процесс. Wordwall отличается следующими особенностями: конвертируемость шаблонов. После создания задания в Wordwall его можно одним кликом переключить на другой шаблон с сохранением учебного контента. Например, задание «Найти пару» можно превратить в «Кроссворд» с такими же названиями фигур. В LearningApps пользователи могут найти огромную библиотеку готовых упражнений. Она разбита на категории по предметам, конкретным темам и уровням образования (от дошкольного до профессионального). Шаблоны для создания собственных интерактивных заданий – тестов, пазлов. Можно делать упражнения вида «Заполните пропуски», «Расставьте по порядку» и другие задания. Проекция упражнений созданных на базе интерактивных программ Wordwall и LearningApps направляется на магнитно–меловые обои 1,5*2,8 м, которые располагаются в вертикальном положении. Проекция осуществляется с помощью переносного проектора с технологией равномерного освещения. Магнитно-меловые обои имеют гладкую текстуру. Можно разместить одной полосой вертикально или горизонтально, использовать в качестве функциональной магнитно-меловой/маркерной доски, экрана для проектора, приветственной стены. Для оформления и рисования подходят любые виды магнитов, мела. Маркеры используются на водной основе [7].
Магнитно-меловые обои помогают объединить в своей работе все методы обучения: наглядные, игровые, словесные, практические, что значительно улучшает восприятие детьми информации. Это невозможно сделать на экране для проектора. Экран несет в себе одну функцию – отображения. На магнитно-меловых обоях дети могут непосредственно работать с проекцией изображения: обводить, дорисовывать, зачеркивать, штриховать, соединять различные изображения мелками или маркерами, исправлять «ошибки» персонажей, сортировать и группировать предметы, проявлять свою фантазию. Также дети могут видеть ошибки своих сверстников, исправлять их, подсказывать. Это помогает детям сплотиться, подружиться, справиться с эмоциональным напряжением Дети могут оперировать объемными цветными магнитами для сортировки материала, обозначения предметов, их соотнесения. Очень удобно рисовать маркером, быстро стирать изображение и снова использовать абсолютно чистую поверхность для рисования [3, с. 150].
Таким образом, вопросы использования информационно-коммуникативных технологий являются актуальными и важными в работе с категорией детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, потому что без наглядности дети испытываю большие трудности в мыслительных операциях и традиционные занятия для детей данной категории не интересны и поэтому неэффективны [12, с.25].
Можно констатировать недостаточную изученность в контексте работы коррекции нарушений звукопроизношения с этой категорией детей и исходя из этого вытекает необходимость в психолого–педагогическом сопровождении процесса коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Библиографический список
1. Васильева, В. С. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников / В. С. Васильева, А. А. Абрамовских // Категория "социального" в современной педагогике и психологии : Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях, Тольятти, 02–03 апреля 2014 года / Редакционная коллегия: А.Ю. Нагорнова (ответственный редактор), А.Н. Ярыгин, О.И. Донина, Н.И. Мешков, Л.В. Гурылева, Л.И. Еремина. Том Часть 1. – Тольятти: SIMJET, 2014. – С. 24-29. – Текст: непосредственный.
2. Васильева, В. С. Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития): Учебно-методическое пособие / В. С. Васильева, Е. Г. Гущина. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. – 111 с. – Текст: непосредственный.
3. Васильева, В. С. К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений / В. С. Васильева, А. А. Селенкова – Текст: непосредственный // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9, № 4(33). – С. 149-152.
4. Васильева, В. С. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста / В. С. Васильева, А. А. Абрамовских – Текст: непосредственный // Коррекционно-педагогическое образование. – 2016. – № 4(8). – С. 18-26.
5. Васильева, В. С. Психологические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при нарушении лексико- грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста / В. С. Васильева, А. А. Селенкова – Текст: непосредственный // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. – № 6. – С. 249-267.
6. Гущина, Е. Г. Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Е. Г. Гущина // Образование магистров: проблемы и перспективы развития: тезисы докладов V Всероссийской конференции, Челябинск, 29–30 ноября 2021 года / Челябинский государственный университет. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. – С. 182-184. – Текст: непосредственный.
7. Короткова, В. Ф. Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизация коррекционно-педагогического процесса / В. Ф. Короткова, В. С. Васильева // Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья : Сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2014-2015 учебный год / Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет" (ФГБОУ ВПО "ЧГПУ"); Факультет коррекционной педагогики; Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик. – Челябинск: Цицеро, 2015. – Текст: непосредственный.
8. Макарова, О. В. Значение приемов логопедической ритмики в системе коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / О. В. Макарова, В. С. Васильева // Современная дефектология: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам нарушений развития у детей: Сборник материалов IV Международной научной конференции, Москва, 14–15 апреля 2022 года / Под общей редакцией Т.Г. Визель. – Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа», 2022. – С. 361-365. – Текст: непосредственный.
9. Неретина, Т. Г. Работа с дошкольниками с задержкой психического развития / Т. Г. Неретина. – Текст: непосредственный // Магнитогорск: Издательство МГТУ им. Г. И. Носова, 2022. – 88 с.
10. Пряхина, Е. С. Предметно-развивающая среда как средство формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. С. Пряхина, В. С. Васильева // Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья : Сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2014-2015 учебный год / Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет" (ФГБОУ ВПО "ЧГПУ"); Факультет коррекционной педагогики; Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик. – Челябинск: Цицеро, 2015. – С. 132-137. – Текст: непосредственный.
11. Таланова, А. С. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми / А. С. Таланова, В. С. Васильева // Фундаментальная и прикладная наука: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2015 г. – Челябинск: Челябинский государственный педагогический институт, 2015. – С. 173-177. – Текст: непосредственный.
12. Фатихова Л. Ф. Компьютерные технологии в психолого–педагогической коррекции детей / Л.Ф. Фатихова – Текст: непосредственный // Логопед. – 2014. – № 2. – С. 20–25.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Е.В. Горшкова,
Основное средство общения людей – это речь. И здесь важным условием является овладение звуковой системой языка. Только в этом случае происходит ее формирование и развитие. Звукопроизношение является одним из самых важных компонентов речевого развития детей, потому что восприятие и понимание речи зависит от точности произношения звуков (А.И. Максаков) [4, с. 21].
В образовании звуков принимают участие такие компоненты, как артикуляционный и голосообразующий аппарат, а также нёбная занавеска и полость носа. Действительно, по мнению В.И. Селивёрстова, «звукопроизношение – это процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы». Формирование звукопроизношения невозможно без следующих процессов: зрительного, слухового и двигательно–кинестетического анализаторов; взаимодействия отделов речевого аппарата, координации со стороны центральной нервной системы, влияния наследственных факторов и социальных условий жизни ребенка [1, с.24].
Речью, как полноценным средством общения, в норме ребенок овладевает к семи годам (А.Н. Гвоздев). Многие авторы (Д.Б. Эльконин, Е.И. Радина и В.И. Городилова, В.И. Бельтюков) утверждают, что овладеть звуками необходимо именно в дошкольном возрасте. Но бывает совсем другой вариант формирования и развития звукопроизношения. Он возникает, если у ребенка по каким-то причинам не формируется восприятие (фонематический слух) звуков языка и произнесение (артикуляция) звуков речи [4, с. 23].
А.Н. Леонтьев и А.А. Леонтьев, в своих исследованиях указывали, что речевое и интеллектуальное развитие взаимообусловлены. Если у ребенка не сформированы психические познавательные процессы – это затрудняет коррекцию нарушений звукопроизношения. И отклонения в формировании звукопроизношения затрудняет становление других функций речи и соответственно интеллектуальное развитие [9, с. 42].
Существуют разные категории детей с нарушениями звукопроизношения (Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, М.Е. Хватцев, Е.Н. Винарская, Л.Г. Парамонова), в том числе дети с задержкой психического развития (Г. И. Лалаева, К. С. Лебединская, Н.Ю. Борякова, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Р.Д. Тригер) [6, с.183]. К подобному состоянию может привести врожденная или наследственная неполноценность центральной нервной системы ребенка. Нарушается развитие эмоционально-волевой сферы и психических познавательных процессов (Т.А. Власова, Д.Д. Еникеева, В.В. Ковалев, К.С. Лебединская, И.И. Мамайчук, И.Ф. Марковская, М.С. Певзнер, Н.Я. Семаго и Н.Н. Семаго) [9, с. 56].
Также причинами нарушения звукопроизношения у детей с задержкой психического развития служат недостаточно сформированные процессы познавательной деятельности и волевые процессы: внимание, память, восприятие, воображение. Они оказывают влияние на мышление и речь (Т.А. Власова, В.А. Ковшиков, В.И. Лубовский, Е.В. Мальцева, И.Ф. Марковская, Е.М. Мастюкова, У.В. Ульенкова) [8, 364].
Детей, которые плохо говорят, не принимают в игры, сверстники подшучивают над ними, с ними не разговаривают другие дошкольники, не понимают взрослые. Это вызывает чувство обиды, злости, дети начинают избегать общения, или напротив становятся чрезмерно «ведомыми», у них формируется низкая самооценка. Поэтому для такой категории детей с задержкой психического развития необходим особый подход в обучении, воспитании, а в нашем случае коррекции звукопроизношения, учитывая их особенности развития [2, с. 98].
Для работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития применяются такие методы, как личностно–ориентированный подход, дифференцированный подход, индивидуализация (М. В. Мельникова и С. В. Сверлышков). Для развития и обследования речи в детском саду применяются методики Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.М. Бородич, М.Ф. Фомичевой, Л.Ю. Лариной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой. Также для работы с детьми с задержкой психического развития существуют игровые технологии, технологии проектной деятельности, нетрадиционные технологии арт–терапии [10, с. 134].
Тем не менее, дети с задержкой психического развития, вследствие отсутствия мотивации к развитию, низкого уровня познавательного интереса, нарушений внимания, произвольного самоконтроля, излишней агрессивности или наоборот пугливости, не способны в полной мере воспринимать речевой материал без наглядности. У них страдает процесс логического мышления. Они обрабатывают информацию с помощью наглядно-образного мышления, но оно доступно не всем детям и характеризуется инертностью [9, с.57].
Детей с задержкой психического развития характеризует бедный словарный запас, низкая речевая активность, несформированность речи и ее отставание, им трудно различить фонемы (В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Е.В. Мальцева, Р.Д. Триггер). Они испытывают большие трудности в мыслительных операциях и традиционные занятия для детей данной категории не интересны (Е.В. Шуваева) [8, с. 362].
Много наглядности, яркости, звуковых эффектов, то есть всего, что способствует привлечению и удержанию внимания и интереса ребенка, способны привнести в образовательную и воспитательную деятельность информационно-коммуникативные технологии.
Первыми, кто использовал в современном смысле термин «информационные технологии» были Гарольд Дж. Ливитт и Томас Л.Уислер. Они дали им определение – «методы обработки, применения статистических и математических методов для принятия решений и моделирования мышления более высокого порядка с помощью компьютерных программ». На сегодняшний день применение информационно-коммуникативных технологий перешло на новый уровень. Практически в каждом образовательном учреждении установлены интерактивные доски, проекторы, используются электронные образовательные ресурсы, заполняются электронные журналы и дневники. Формы использования информационно-коммуникативных технологий – готовые электронные продукты, сочетание с методом проектов, сочетание с модульным обучением, использование ресурсов сети, использование интерактивных поверхностей (магнитно-меловые обои, маркерные доски, магнитные доски), программного обеспечения SMART, Board, интерактивные программы Wordwall и LearningApps, использование мультимедийных презентаций. При это данные технологии переплетаются с традиционными методами обучения и воспитания, тем самым облегчая работу педагога, повышая мотивацию и познавательные интересы детей [11, с. 175].
В дошкольном образовании информационно-коммуникативные технологии изучали А. В. Запорожец С. Л., Новоселова, Д. Б. Богоявленская, в том числе у детей с задержкой психического развития (Н.В. Кулюшина и О.И. Власова), а также их использование в коррекции звукопроизношения у детей (Т. И. Галишникова, С. В. Сацевич, А.Н. Самохина, Е.В. Татаркина). Также некоторые учёные, которые занимались изучением информационно-компьютерных технологий определили, что имеется положительное влияние на коррекцию звукопроизношения у детей с особыми образовательными потребностями (Т. И. Галишникова, Т. К. Королевская, О. И. Кукушкина, С. В. Сацевич). Т. М. Кожемякина в свою очередь разработала систему коррекционно-логопедической работы с дошкольниками с использованием информационных компьютерных технологий [3, с.151].
По мнению Л.Ф. Фатиховой использование компьютерных технологий имеет много преимуществ в развитии познавательных способностей у детей с задержкой психического развития. Традиционные занятия детям данной категории не всегда интересны и часто малоэффективны, так как они испытывают значительные трудности в познавательной деятельности. Для эффективности процесса воспитания и обучения, в работе с детьми с задержкой психического развития используют методы информационно-коммуникативных технологий. При этом использование компьютерных технологий имеет ряд преимуществ: повышает уровень мотивационного компонента познавательной, речевой деятельности детей во время подгрупповых и индивидуальных занятий; развивает произвольную регуляцию деятельности дошкольников, дает возможность ребенку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания (на мониторе он видит результат своих действий) (Л.Ф. Фатихова) [12, с.23].
Детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нравятся занятия с использованием данной технологии, так как они позволяют сделать образовательный процесс более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых эффектов и видеозаписей. Занятия нужно проводить, соблюдая следующие условия для сбережения здоровья ребенка, то есть соблюдение СанПиНов: 1. Использование новых моделей средств ИКТ. 2. Работа на одном занятии в течение короткого времени (5–10 мин.) и не более двух раз в неделю (можно индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы). 3. Проведение гимнастики для глаз, во время работы. Необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5–2 мин. на несколько секунд. Все это в свою очередь ведет к тому, что у детей полученные знания, умения и навыки закрепляются лучше [5, с. 252].
Наиболее удобный способ представления информации на занятии – это мультимедийная презентация. Педагогу не требуется иметь углубленные знания для создания презентаций. Существуют интерактивные программы Wordwall и LearningApps, которые упрощают этот процесс. Wordwall отличается следующими особенностями: конвертируемость шаблонов. После создания задания в Wordwall его можно одним кликом переключить на другой шаблон с сохранением учебного контента. Например, задание «Найти пару» можно превратить в «Кроссворд» с такими же названиями фигур. В LearningApps пользователи могут найти огромную библиотеку готовых упражнений. Она разбита на категории по предметам, конкретным темам и уровням образования (от дошкольного до профессионального). Шаблоны для создания собственных интерактивных заданий – тестов, пазлов. Можно делать упражнения вида «Заполните пропуски», «Расставьте по порядку» и другие задания. Проекция упражнений созданных на базе интерактивных программ Wordwall и LearningApps направляется на магнитно–меловые обои 1,5*2,8 м, которые располагаются в вертикальном положении. Проекция осуществляется с помощью переносного проектора с технологией равномерного освещения. Магнитно-меловые обои имеют гладкую текстуру. Можно разместить одной полосой вертикально или горизонтально, использовать в качестве функциональной магнитно-меловой/маркерной доски, экрана для проектора, приветственной стены. Для оформления и рисования подходят любые виды магнитов, мела. Маркеры используются на водной основе [7].
Магнитно-меловые обои помогают объединить в своей работе все методы обучения: наглядные, игровые, словесные, практические, что значительно улучшает восприятие детьми информации. Это невозможно сделать на экране для проектора. Экран несет в себе одну функцию – отображения. На магнитно-меловых обоях дети могут непосредственно работать с проекцией изображения: обводить, дорисовывать, зачеркивать, штриховать, соединять различные изображения мелками или маркерами, исправлять «ошибки» персонажей, сортировать и группировать предметы, проявлять свою фантазию. Также дети могут видеть ошибки своих сверстников, исправлять их, подсказывать. Это помогает детям сплотиться, подружиться, справиться с эмоциональным напряжением Дети могут оперировать объемными цветными магнитами для сортировки материала, обозначения предметов, их соотнесения. Очень удобно рисовать маркером, быстро стирать изображение и снова использовать абсолютно чистую поверхность для рисования [3, с. 150].
Таким образом, вопросы использования информационно-коммуникативных технологий являются актуальными и важными в работе с категорией детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, потому что без наглядности дети испытываю большие трудности в мыслительных операциях и традиционные занятия для детей данной категории не интересны и поэтому неэффективны [12, с.25].
Можно констатировать недостаточную изученность в контексте работы коррекции нарушений звукопроизношения с этой категорией детей и исходя из этого вытекает необходимость в психолого–педагогическом сопровождении процесса коррекции звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Библиографический список
Васильева, В. С. Дидактические возможности информационных технологий в процессе логопедической работы по коррекции речевых нарушений у старших дошкольников / В. С. Васильева, А. А.
Абрамовских
// Категория "социального" в современной педагогике и психологии : Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях, Тольятти, 02–03 апреля 2014 года / Редакционная коллегия: А.Ю.
Нагорнова
(ответственный редактор), А.Н. Ярыгин, О.И. Донина, Н.И. Мешков, Л.В.
Гурылева
, Л.И. Еремина. Том Часть 1. – Тольятти: SIMJET, 2014. – С. 24-29. –
Текст: непосредственный.
Васильева, В. С. Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития): Учебно-методическое пособие / В. С. Васильева, Е. Г. Гущина. – Челябинск: Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. – 111 с.
– Текст: непосредственный.
Васильева, В. С. К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в логопедической практике дошкольных образовательных учреждений / В. С. Васильева, А. А.
Селенкова
– Текст: непосредственный
// Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9, № 4(33). – С. 149-152.
Васильева, В. С. К вопросу
об использовании информационны
х технологий в процессе коррекции речевых
нарушений
у детей
старшего
дошкольного
возраста
/ В. С. Васильева, А. А.
Абрамовских
– Текст: непосредственный
// Коррекционно-педагогическое образование. – 2016. – № 4(8). – С. 18-26.
Васильева, В. С. Психологические аспекты применения информационно-коммуникационных технологий при нарушении лексико- грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста / В. С. Васильева, А. А.
Селенкова
– Текст: непосредственный
// Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. – № 6. – С. 249-267.
Гущина, Е. Г. Использование информационных технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / Е. Г. Гущина // Образование магистров: проблемы и перспективы развития: тезисы докладов V Всероссийской конференции, Челябинск, 29–30 ноября 2021 года / Челябинский государственный университет. – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2022. – С. 182-184.
– Текст: непосредственный.
Короткова, В. Ф. Использование ИКТ на коррекционных занятиях как средство оптимизация коррекционно-педагогического процесса / В. Ф. Короткова, В. С. Васильева // Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья : Сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2014-2015 учебный год / Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет" (ФГБОУ ВПО "ЧГПУ"); Факультет коррекционной педагогики; Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик. –
Челябинск:
Цицеро, 2015.
– Текст: непосредственный.
Макарова, О. В. Значение приемов логопедической ритмики в системе коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития / О. В. Макарова, В. С. Васильева // Современная дефектология: междисциплинарный подход к теоретическим и практическим проблемам нарушений развития у детей: Сборник материалов IV Международной научной конференции, Москва, 14–15 апреля 2022 года / Под общей редакцией Т.Г.
Визель
. – Москва: Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский институт психоанализа», 2022. – С. 361-365.
– Текст: непосредственный.
Неретина
, Т. Г. Работа с дошкольниками с задержкой психического развития / Т. Г.
Неретина
. –
Текст: непосредственный //
Магнитогорск: Издательство МГТУ им. Г. И. Носова, 2022. – 88 с.
Пряхина, Е. С. Предметно-развивающая среда как средство формирования познавательных процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / Е. С. Пряхина, В. С. Васильева // Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья : Сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2014-2015 учебный год / Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет" (ФГБОУ ВПО "ЧГПУ"); Факультет коррекционной педагогики; Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик. –
Челябинск:
Цицеро, 2015. – С. 132-137.
– Текст: непосредственный.
Таланова
, А. С. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми / А. С.
Таланова
, В. С. Васильева // Фундаментальная и прикладная
наука:
сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы за 2015
г.
–
Челябинск:
Челябинский государственный педагогический институт, 2015. – С. 173-177.
– Текст: непосредственный.
Фатихова
Л. Ф. Компьютерные технологии в психолого
–педагогической коррекции детей / Л.Ф.
Фатихова
– Текст: непосредственн
ый
// Логопед. – 2014. – № 2. – С. 20–25.