Использование информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий на уроках музыки | Евгения Николаевна Бут. Работа №345289
В нашей школе созданы хорошие условия для использования ИКТ на уроке, которые дают возможность:
-повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
-поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;
-расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
-увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
-обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников
Доклад по теме самообразования: «Использование информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»
Подготовила учитель музыки ГБУ ОО ЗО «ОШИПВ» г.Каменка –Днепровская Бут Евгения Николаевна
Необходимость использования ИКТ в образовательном процессе продиктована самой жизнью: дети живут в технологическом пространстве и в школе, и дома. Современный урок не может быть эффективен и интересен без использования ИКТ.
В нашей школе созданы хорошие условия для использования ИКТ на уроке, которые дают возможность:
-повысить интерес к предмету, делая процесс обучения более увлекательным, запоминающимся;
-поставить в центре обучения самого обучающегося, его психологические особенности;
-расширить возможности для плодотворного сотворчества учеников и учителя, что положительно влияет на эмоциональную атмосферу на уроке;
-увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке;
-обеспечить оптимальное музыкальное развитие учеников;
-обеспечить каждому школьнику собственную траекторию обучения;
-помогает расширить кругозор учащихся, мотивировать детей самостоятельно искать информацию;
-активизировать организацию процесса познавательной деятельности школьника;
-активизировать умственную деятельность учащихся.
Использование современных информационно-коммуникативных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащихся, формируя эмоционально-положительное отношение к предмету, соответствуя реалиям сегодняшнего дня. Одним из условий успешного обучения является качество используемых на уроках аудио и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения позволяет добиваться хороших результатов.
Формами овладения ИКТ на уроках музыки стало выполнение тестов, проектов с электронными презентациями. При защите проектов учащиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Применение ИКТ для детей означает:
- индивидуальное развитие и самовоспитание;
- средство дополнительной мотивации к деятельности;
- новый вид наглядности;
- эффективное средство приобретения опыта оперирования полученной информацией.
Для реализации поставленных задач в своей работе использую следующие компьютерные программы: Internet Explorer для возможности выхода в Интернет, E- Publish для создания своего сайта, PowerPoint, Elite Panaboard book для создания своих презентаций, Word для оформления текстовых документов, Picture Manager для просмотра изображений, а также для редактирования изображений в форматах BMP, EMF, GIF, JPEG, PNG, TIFF и WMF; Excel для составления проверочных тестов, таблиц,графиков и диаграмм, а также Publisher , которая позволяет создавать готовить профессиональные публикации к печати, применяя к ним собственный дизайн или используя готовые шаблоны. На уроках широко использую электронные образовательные ресурсы, позволяющие эффективно решать задачи:
- обеспечение уроков информацией;
- демонстрация учебной информации;
- поддержка различных активных форм занятий;
- закрепление знаний, навыков и умений;
- оценка и контроль знаний.
Учитель должен осуществлять индивидуальное влияние на конкретного ученика, заинтересовывать его, пробуждать в нем неповторимую личность.
Важная задача учителя музыки - бережное воспитание голоса каждого учащегося, обогащение его естественного тембра, обучение эстетически красивому вокалу, и как следствие, комплексное развитие музыкальных способностей, заложенных в человеке (слушание музыки; написание рефератов; вокально-хоровая работа, которая предполагает различные методы работы на уроке: инсценировка песни, пение «караоке»; игровые моменты).
Значительное место на уроках уделяю применению здоровьесберегающих технологий. Для достижения комфортности душевного состояния учащихся, снятия эмоциональных стрессов, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:
музыкотерапия
вокалотерапия
ритмотерапия
терапия творчеством
улыбкотерапия
а так же упражнения по системе Стрельниковой и Емельянова, без которых невозможно обойтись в вокально-хоровой деятельности.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Например, некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта.
Музыкальная терапия может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся, как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий.
Итоги реализации информационно-коммуникативных технологий на уроках музыки:
возрос познавательный интерес учащихся к предмету;
повысилось качество успеваемости;
совершенствовались навыки исследовательской работы с применением ИКТ;
появилась потребность в работе с дополнительной литературой, с Интернет-ресурсами;
наблюдается интеллектуальный рост, повысилась культура общения, расширился кругозор;
повысился творческий потенциал
учащихся.+
Вывод: Таким образом, использование информационных технологий на уроках музыки полезно и целесообразно.
Список литературы
Агатова
, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В.
Агатова
М., 2006
Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002
Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., 2004
Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003
Селевко
Г.
К.Энциклопедия
образовательных технологий: в 2-х т. – Т. 1. М.: НИИ школьных технологий -2006-с.
Селевко
Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств/
Г.К.Селевко
. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Тимченко, А. А.,
Разваляева
, Н. В. Применение информационных технологий в процессе изучения гуманитарных дисциплин как средство реализации
деятельностного
подхода в образовании// Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции/Сост. Г. М.
Вялкова
, Т. А. Чернова; под редакцией Л. Н. Савиной.
М.:Планета
, 2010