ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ | Советова Актоты. Работа №325577. Номер работы: №325577
В статье рассматриваются различные инновационные технологии и возможность их адаптации к использованию современных учебных пособий, а также выделяются основные варианты цифровой конфигурации информационной образовательной среды для организации использования инновационных технологий на уроках физики. На этой основе будут представлены методические рекомендации по проведению занятий по физике с использованием инновационных технологий для повышения качества занятий по физике. Это дает учителям отличные учебные пособия, инструмент, который может изменить методы обучения и инструменты тестирования, а также улучшить эмоциональную, психологическую атмосферу в классе.
ФИЗИКА – МАТЕМАТИКА ҒЫЛЫМДАРЫ
ФИЗИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ
PHYSICAL AND MATHEMATICAL SCIENCES
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Советова А.Н.
Актюбинский региональный университет им.К.Жубанова, Актобе, Казахстан
E- mail: sovetovaaktoty99@gmail.com
Аннотация: В современном образовательном процессе использование информационных технологий в обучении физике внедряет инновационные методы и подходы в образовательную практику и становится неотъемлемой частью обучения. Информационные технологии эффективно внедряются в образовательный процесс, способствуя глубокому усвоению материала и повышая интерес учащихся. Развитие техническо - программной инфраструктуры и расширение сетевых коммуникаций в образовательном процессе будут стимулировать внедрение инновационных технологий. Его внедрение оптимизировано на основе информационных технологий, которые в настоящее время активно развиваются и популяризируются. Это дает учителям отличные учебные пособия, инструмент, который может изменить методы обучения и инструменты тестирования, а также улучшить эмоциональную, психологическую атмосферу в классе.
В статье рассматриваются различные инновационные технологии и возможность их адаптации к использованию современных учебных пособий, а также выделяются основные варианты цифровой конфигурации информационной образовательной среды для организации использования инновационных технологий на уроках физики. На этой основе будут представлены методические рекомендации по проведению занятий по физике с использованием инновационных технологий для повышения качества занятий по физике.
Ключевые слова: информационные технологий, учебный процесс, урок физики, эффективность, компютерные технологии, виртуальные эксперименты, образования.
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN TEACHING PHYSICS
Abstract: In the modern educational process, the use of information technologies in teaching physics introduces innovative methods and approaches in educational practice and becomes an integral part of learning. Information technologies are effectively implemented in the educational process, promoting deep learning of the material and increasing the interest of students. The development of technical and software infrastructure and the expansion of network communications in the educational process will stimulate the introduction of innovative technologies. Its implementation is optimized on the basis of information technology, which is currently being actively developed and popularized. This gives teachers excellent teaching aids, a tool that can change teaching methods and testing tools, as well as improve the emotionality of the learning process.
The article considers various innovative technologies and the possibility of their adaptation to the use of modern teaching aids, and highlights the main options of digital configuration of the information educational environment for organizing the use of innovative technologies in physics lessons. On this basis, methodological recommendations for conducting physics lessons using innovative technologies to improve the quality of physics lessons will be presented.
Key words: information technologies, educational process, physics lesson, efficiency, computer technology, virtual experiments, education.
ФИЗИКАНЫ ОҚЫТУДА АҚПАРАТТЫҚ ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ ҚОЛДАНУ
Аңдатппа: Қазіргі білім беру процесінде физиканы оқытуда ақпараттық технологияларды қолдану білім беру практикасына инновациялық әдістер мен тәсілдерді енгізеді және оқытудың ажырамас бөлігіне айналады. Ақпараттық технологиялар оқу процесіне тиімді енгізіліп, материалды терең игеруге ықпал етеді және оқушылардың қызығушылығын арттырады. Техникалық - бағдарламалық инфрақұрылымды дамыту және білім беру процесінде желілік коммуникацияларды кеңейту инновациялық технологияларды енгізуді ынталандыратын болады. Бұл мұғалімдерге керемет оқулықтар, оқыту әдістері мен тестілеу құралдарын өзгерте алатын және сыныптағы эмоционалды, психологиялық атмосфераны жақсартатын құрал береді.
Мақалада әртүрлі инновациялық технологиялар және оларды заманауи оқу құралдарын қолдануға бейімдеу мүмкіндігі қарастырылады, сонымен қатар физика сабақтарында инновациялық технологияларды қолдануды ұйымдастыру үшін ақпараттық білім беру ортасының сандық конфигурациясының негізгі нұсқалары көрсетілген. Осы негізде физика сабақтарының сапасын арттыру үшін инновациялық технологияларды пайдалана отырып, физика сабақтарын өткізу бойынша әдістемелік ұсынымдар ұсынылатын болады.
Түйін сөздер: ақпараттық технологиялар, оқу процесі, физика сабағы, тиімділігі, компьютерлік технологиялар, виртуальды эксперименттер, білім беру.
Одним из современных и крайне важных направлений является внедрение и развитие информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. ИКТ – это информационные и коммуникационные технологии, содержание которых имеет различные цифровые технологии, с помощью которых можно создать, сохранить, распространить, обработать, передать определенную информацию[1]. Компьютер является универсальным устройством обработки информации.
Использование информационных технологий расширяет возможности для преподавателей. То есть способность использовать силу знаний учащихся, укреплять их навыки и умственные способности, совершенствовать научное и техническое мышление и планировать учебную деятельность без помощи других. В то же время, используя возможности ИКТ, учителя могут рационально использовать время занятий.
Поскольку компьютеры будут широко использоваться на уроках физики, они будут служить инструментами, помогающими как учителям, так и учащимся. Если рассматривать компьютеры как возможность облегчить учебный процесс, то они могут быть использованы в связи с изучением различных физических законов и методов изучения явлений и т.д. В результате такого внедрения можно воспитать человека, умеющего читать, писать и продуктивно мыслить, адаптированного к новым условиям социальной жизни.
Суть сегодняшнего образования, и в частности, предмета физики такова, что поток информации, который необходим для усвоения учащимся, нарастает с каждым учебным годом. Причём характерные черты обучения предмета таковы, что почти на каждом занятии появляется и рассматривается новый объём информации, который учащийся обязан усвоить. Появляется проблема информационного приспособления человека в обществе. Между тем с каждым годом дети все равнодушнее относятся к учебе, для большинства из них учебный труд превратился в тягостную повинность. Одной из причин является неумение учиться, преобразовывать учебный труд из однообразного, скучного в увлекательный, охотно выполнимый. В свою очередь применение компьютерных технологий позволяет решить эту проблему.
Использование компьютерной обучающей программы может повысить эффективность занятий на 25-30%. Пассивное обучение устраняется, учащийся становится активным и постоянно вовлекается в учебный процесс. Такие программы позволяют осуществлять непрерывное и гибкое управление процесс.
Поэтому перед учителем в настоящее время встает проблема научить учащегося осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно подвергать обработке получаемую извне информацию, а затем использовать её на практике при решении различных типов проблемных задач, чувствовать свою ответственность и причастность к процессу учения. Перед учителем стоит глобальная цель подготовить ученика к дальнейшей практической работе и продолжению образования. Изучение и обучение физике, в силу отличительных особенностей самого предмета, дает возможность целенаправленно и эффективно применять современные информационные технологии. Информационные технологии являются качественным улучшением наглядности и красочности части урока. Слайды, видеофрагменты, виртуальные опыты и многое другое-все это успешно используется на уроках физики.
Физика - экспериментальная наука, требующая визуализации. Вряд ли можно изучать физику без демонстраций и экспериментов. Однако виртуальные эксперименты можно проводить с использованием персональных компьютеров и мультимедийных технологий. Например, такие явления, как микромир, атомная физика и ядерная физика. Учащиеся не способны мысленно визуализировать и абстрагировать их, что приводит к большим трудностям в обучении. Чтобы постоянно поддерживать и расширять интерес учащихся, необходимо увеличить количество творческих и исследовательских работ с использованием информационных технологий.
Использование информационных технологий на уроках физики дает очень широкий спектр возможностей для образовательного процесса, но во многом такие возможности зависят от качества педагогической работы над приложениями для решения определенных образовательных задач.
Давайте рассмотрим некоторые варианты использования информационных технологий на уроках физики.
Первый вариант - это использование информационных технологий при представлении учебной информации. Поскольку физика является одним из самых сложных предметов в школьных классах, учителям необходимо использовать широкий спектр необходимых наглядных материалов (сводные таблицы, фотографии, диаграммы и т.д.), чтобы лучше понимать, что они изучают. Сценарии мультимедийных уроков значительно расширяют их функциональность и могут быть полезны в таких случаях. Сценарий мультимедийного урока - это мультимедийная схема, включающая текст, основные формулы, рисунки, фотографии, видео и анимацию. Мультимедиа воздействует на различные органы чувств человека, производя глубокое впечатление и положительно влияя на усвоение новых учебных материалов. Таким образом, представление новых учебных материалов по физике с помощью информационных технологий становится более динамичным и информативным, что обусловлено особенностями самого этого предмета[2].
Вторым вариантом использования информационных технологий на уроках физики является их применение в качестве учебного материала. С помощью компьютера можно моделировать многие физические процессы и явления. Такие приложения особенно уместны на уроках физики, поскольку многие эксперименты и тесты невозможно провести на практике. Например, невозможно использовать радиоактивные материалы в учебных классах. Поэтому одним из решений является моделирование соответствующих физических процессов и явлений на компьютере.
Существует также виртуальная коллекция экспериментальных работ, которая может пригодиться, если в школе нет необходимого лабораторного оборудования. Работа в лаборатории - очень важная часть обучения физике, поэтому виртуальные лаборатории - лучший способ преодолеть эту ситуацию.
Третий вариант - использование информационных технологий на этапе управления знаниями учащихся. Здесь компьютерные технологии используются как средство автоматизации процесса управления, модификации и тестирования. Это значительно экономит время преподавателей при проверке работ. Также в этом случае компьютер также способствует формированию самоанализа учащихся. Это связано с тем, что контрольная программа позволяет учащимся визуализировать результаты своих действий, выявлять, где возникают ошибки, и исправлять их, когда проблемы решаются[3].
Четвертый вариант использования информационных технологий - это удобная реализация коммуникации по передаче и приобретению учебных материалов и литературы. В результате значительно повышается доступность образования.
Пятый вариант использования информационных технологий предполагает их использование в организации интеллектуального досуга. Такая ненавязчивая форма обучения вызовет интерес и повысит мотивацию к обучению.
Из вышесказанного видно, что уроки физики подходят для использования информационных технологий в силу своих особенностей. Существует несколько способов использования информационных технологий на уроках физики, но это не единственный способ.
Проникновение информационных технологий в сферу образования, особенно в области физике, позволяет учителям качественно изменять содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий является повышение качества обучения, организация обучения наиболее доступным для всех способом, персонализация процесса обучения и подготовка учащихся к комфортной жизни в информационном обществе.
Использованные источники:
Крамаренко
А.А.
Использование ИКТ в работе с
дошкольниками.
http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-ikt-v-rabote-s-doshkolnikami-443003.htm
Бент Б.Андресен Мультимедиа в образова
нии: специализированный учебный
курс / Бент Б.Андресен, Катя ван д
ен Бринк; авторизо
ванный пер. с англ. - 2-е изд.
Испр.
и
доп.
-М.:
Дрофа, 2007. - 224 с.
https://aup.com.ua/upload/54923_bent_b_andersen_multimedia_v_obrazovanii_specialnyy_uchebnyy.pdf
Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под
ред. Е.С. Полат. - 2-е изд., стер. -
М.: Изд
ательский центр «Академия», 2005
.- 272 c.
https://gigabaza.ru/doc/42-pall.html