Использование информативных и процессных моделей на уроках русского языка | Ирина Николаевна Добрынина. Работа №364317
Статья рассказывает об использовании технологии информативных и процессных моделей при изучении руского языка. Описываются способы введения моделей в учебный процесс.
Использование моделей на уроках должно осуществляться в определенной логике, обеспечивающей не только эффективное решение образовательных задач (усвоение теоретических знаний и практических умений), но и реализацию задач развития (мотивов учения, логического мышления, системности мышления, памяти, связной речи, интереса к предмету). А это соответствует современным требованиям к обучению, если мы имеем в виду метапредметные, предметные и личностные результаты образования.
Важен не только сам факт использования моделей при изучении языкового материала, но и способы введения моделей в учебный процесс.
Использование информативных и процессных моделей на уроках русского языка
Одним из средств, которое дает возможность эффективно решать задачи формирования ключевых компетенций в процессе приобретения предметных знаний и умений на уроках русского языка, являются информативные и процессные модели. Информативные модели- это носители информации, а процессные представляют собой алгоритм, схему, устанавливающую последовательность операций при решении практических задач. На уроках русского языка, как известно, реализуется связка: осмысленное знание - осмысленное умение. Отсюда следует, что процессная модель должна не только исходить из модели информативной. Но и полностью соответствовать ей как содержательно, так и структурно.
Если назначение информативных моделей – обеспечить осознанное усвоение теории, то назначение процессуальных - обеспечить рациональное использование теоретических знаний, заложенных в информативной модели. Вместе же они реализуют принцип единства теории и практики, обеспечивая связку «знания – умения».
Использование моделей на уроках должно осуществляться в определенной логике, обеспечивающей не только эффективное решение образовательных задач (усвоение теоретических знаний и практических умений), но и реализацию задач развития (мотивов учения, логического мышления, системности мышления, памяти, связной речи, интереса к предмету). А это соответствует современным требованиям к обучению, если мы имеем в виду метапредметные, предметные и личностные результаты образования.
Важен не только сам факт использования моделей при изучении языкового материала, но и способы введения моделей в учебный процесс, переход от одного пути включения их в урок к другому. Модели могут быть введены двумя путями: методом наглядности и методом моделирования. При введении моделей методом наглядности схема, таблица, алгоритм предъявляются учащимся в готовом виде. Нас больше интересует введение моделей методом моделирования, так как модель не предъявляется в готовом виде, а составляется в ходе самого процесса восприятия новых знаний.
Первый путь. Учитель излагает новый материал методом проблемного изложения и одновременно моделирует предлагаемую информацию на доске (например,Holst). При таком подходе учащиеся не только воспринимают программный материал, но и усваивают логику составления моделей в процессе вычленения главного, выявления оснований для классификации, группировки, разграничения родовых и видообразующих признаков понятия, сравнения понятий по заданным основаниям и компоновки информации на уровне какой-либо целостности, системы.
Второй путь. Учитель излагает учебный материал, а учащиеся коллективно по ходу изложения, направляемые учителем через систему вопросов, составляют модель на доске. Далее следует воспроизведение информации с опорой на составленную схему или таблицу.
Третий путь. Учащиеся изучают учебный материал, моделируют воспринимаемые теоретические знания, затем несколько моделей коллективно анализируются, оцениваются, при необходимости корректируются и таким образом избирается оптимальный вариант модели.
Описанная логика введения моделей обеспечивает не только осмысленное усвоение знаний на уровне системы. Но и приобщает учащихся к самому процессу моделирования. Например, в 8 классе мною использовались информативные и процессные модели при изучении односоставных предложений, что позволило сформировать у учащихся целостную систему знаний по научной теории односоставных предложений, умение отграничивать односоставные предложения от двусоставных, включая неполные с пропуском главного члена, а также безошибочно определять вид односоставного предложения. Модели вводились в учебный процесс методом фронтального моделирования через анализ теоретического материала учебника под руководством учителя (через систему вопросов). Модели составлялись по ходу усвоения конкретного вида предложения с последующим укрупнением через вписывание нового в ранее освоенное.. При таком подходе теоретический материал был освоен системно (на уровне частной научной теории), а системность знаний, как известно, - показатель уровня развития системного мышления. Информативная модель выполняла функцию логической опоры как в процессе беседы с учащимися при организации обратной связи, так и при выведении школьников на развернутый связный ответ по теории односоставных предложений. Процессная модель была обоснована моделью информативной, а само использование этой модели при решении практических задач обеспечивало осмысленное усвоение языкового умения, которое формировалось на уровне развернутого рассуждения:
Что делаю? Почему именно так делаю? На основе каких знаний это делаю?
При такой организации работы с моделями учащиеся были поставлены в контекст эффективного развития рефлексии и формирования умений самоконтроля. Что составляет основу регулятивных УУД и является базой становления креативной личности.
На уроках русского языка информативные и процессуальные модели можно использовать при изучении любого теоретического материала, но наиболее продуктивны они будут при изучении грамматики и правописания.
Модель должна отвечать определённым критериям:
должна быть функциональной,
нужной;
должна вписываться в другую, более широкую
модель;
должна члениться на составные
элементы;
с
оставляющие модели должны быть взаимообусловлены, взаимосвязаны, и все должны работать на функционал.
Итак, включение моделей в учебный процесс позволяет реализовать ряд идей, современных принципов образования, которые эффективно работают на формирование как предметных, так и ключевых компетенций.
На основе связки информативной и процессной моделей реализуется принцип единства научной теории и практики при ведущей роли теории.
Модели позволяют реализовать идею укрупнения дидактических единиц, поскольку являются носителями информационных и операционных модулей.
Отображая систему знаний и практических операций по их применению, модели способствуют развитию системного мышления.
В процессе составления и анализа моделей у учащихся эффективно развивается логическое мышление, совершенствуется уровень владения мыслительными операциями.
Связное изложение информации по модели и рассуждение учащихся по алгоритму, схеме при выполнении упражнений обеспечивает развитие связной речи школьников, рефлексии, умений самооценки.
Использование данных технологий дает свои результаты и в учебной и во внеучебной деятельности.
Литература:
1.Алимаскин Н.Е. Использование информативных и процессных моделей на занятиях по русскому языку и методике его преподавания. П-З.2006
2.Аксёнова Н.И.Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.-СПб.2012
3. Бабанский Ю.К.Интенсификация процесса обучения.-М,1997
4.Бабанский Ю.К.Рациональная организация учебной деятельности.М.,1977
5.Шамова Т.И.Активизация деятельности учащихся в учебном процессе.-М, 2017