Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ЦЕЛЬЮ ПРОБУЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ | КОЛОСОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРИЕВНА. Работа №352823

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье описывается, как повысить успеваемость  по предмету физика, создав условия для формирования положительной мотивации к учению с применением инновационных технологий при обучении физике. В статье рассматриваются  инновационные методы обучения в физике позволяющие развивать у учеников критическое мышление, творческие способности и умение планировать свою учебную деятельность.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И ПРОБУЖДЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

 

 

С.В. Колосова

Учитель физики ГБОУ «Лицей№1 Г.О. Макеевка»

 

В последние годы появилось много новых педагогических инновационных технологий, которые помогают сделать уроки физики более интересными и понятными для обычных старшеклассников, которые физикой никогда особо не интересовались. Физика — предмет сложный, не всегда получается объяснить его просто. Я хочу, чтобы мои ученики не только заучивали формулы, но и понимали, что стоит за всеми этими уравнениями и законами.

 Моя цель: повысить успешность обучения по предмету, создав условия для формирования положительной мотивации к учению с применением инновационных технологий при обучении физике.

Обучить детей всему, что понадобится в жизни, нельзя, но можно научить самостоятельно получать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой, планировать путь познания, «докапываться до сути». Поэтому одним из приоритетов считаю развитие индивидуальных творческих способностей учащихся на основе активной познавательной деятельности, что является необходимой социальной потребностью общества.

Современное образование играет важную роль в реализации заданий личностно – ориентированного обучения. Оно способствует формированию индивидуального взгляда на вещи, способности сознательно анализировать, сравнивать, оценивать, прогнозировать и решать проблемы, которые возникают во время обучения.

В настоящее время в школах остаётся актуальной проблема повышения мотивации обучения такому сложному предмету, как физика. От современного учителя требуются глубокие знания предмета и развитые профессиональные навыки, позволяющие применять на уроках разнообразные формы обучения, внедрять инновационные технологии, разрабатывать информационные ресурсы. Это помогает заинтересовать учащихся предметом и повысить их мотивацию.

Инновационные методы обучения в физике позволяют развивать у учеников критическое мышление, творческие способности и умение планировать свою учебную деятельность. Такие подходы, как проектное и проблемное обучение, дают возможность углубленно изучать темы, стимулируя самостоятельность и активное участие учеников. Разноуровневое обучение позволяет индивидуализировать процесс, учитывая способности каждого ученика, в то время как исследовательские методы формируют у школьников умение самостоятельно искать решения и углубленно изучать предмет.

Методы игрового обучения развивают коммуникативные навыки и расширяют кругозор учеников, а обучение в сотрудничестве способствует коллективному решению задач. Модульное обучение, в свою очередь, ориентировано на самообразование и использование разноуровневых заданий, что помогает более гибко подходить к обучению и оценке знаний. Внедрение компьютерных технологий помогает не только сэкономить время на уроках, но и повысить качество контроля знаний, создавая возможность для более быстрой и точной оценки успехов учеников.

Рассмотрим основные методы более детально:

Проблемное обучение ставит перед учениками задачи, требующие самостоятельного поиска решений, что развивает их творческие способности и мыслительную активность.

Разноуровневое обучение позволяет учителю поддерживать слабых учеников и одновременно мотивировать сильных, создавая условия для достижения успеха всеми учащимися и увеличивая их учебную мотивацию.

Проектные методы способствуют развитию творческих способностей учащихся и помогают осознанно подходить к выбору профессии.

Исследовательские методы позволяют учащимся самостоятельно углубить знания, формируя навыки анализа и исследования.

Обучение в сотрудничестве — групповая и командная работа, которая учитывает возможности каждого ученика и помогает создать атмосферу поддержки и взаимопонимания.

Модульное обучение основано на адаптивных подходах, где используются разноуровневые задания, разнообразные формы контроля и усиливается политехническая направленность занятий.

Здоровьесберегающие технологии помогают чередовать умственную нагрузку с физической активностью, делая уроки комфортными для учеников разного возраста.

Компьютерные технологии облегчают контроль знаний, позволяют более гибко оценивать и тестировать учащихся. Применение компьютерных технологий также помогает преодолевать дефицит времени, оборудования и других ресурсов.

Инновационные методики и технологии, используемые на уроках физики, помогают улучшить образовательный процесс, сделать его более динамичным и интересным, а также значительно повышают уровень усвоения материала. Конечно, данные технологии — это только вспомогательный инструмент. Очень важно не потерять главное: живое общение, возможность обсуждать сложные моменты, задавать вопросы и получать ответы. Когда ученик действительно заинтересовался темой, ему важнее всего обсудить её в классе, разложить по полочкам с учителем, поэтому я всегда стараюсь найти баланс между классическим объяснением и новыми методами.

 

Я считаю, что один из главных вызовов для учителя физики — это как «на пальцах» объяснить вещи, которые не всегда можно увидеть своими глазами. Например, когда мы рассказываем про волны, интерференцию, эффекты, связанные с квантовой механикой, многие ученики теряются. Представить волну в воде — это понятно. А вот что такое интерференция света, где у нас один свет накладывается на другой?

И здесь на помощь приходят цифровые симуляции. Например, если раньше мы пытались объяснить принцип интерференции с помощью рисунков, то теперь можно использовать онлайн-платформы с интерактивной графикой. На таких ресурсах, как «ЯКласс» или Физикон, можно на экране изменить частоту, длину волны, поиграть с настройками и сразу увидеть, как меняется картина интерференции. Ученики могут взаимодействовать с картинкой и видеть изменения в режиме реального времени, и это работает гораздо эффективнее, чем простое заучивание материала.

Реальная практика — это всегда самый запоминающийся способ понять предмет. Но не во всех школах есть лаборатории с современным оборудованием. К тому же время на проведение каждого эксперимента ограничено. Однако теперь у нас есть виртуальные лаборатории — это как раз тот случай, когда технологии решают сразу несколько проблем. Допустим, нам нужно изучить закон Ома, проверить, как сила тока зависит от напряжения и сопротивления. Обычно мы бы объяснили теорию и дали задачу, но в виртуальной лаборатории ученики могут буквально «собрать» электрическую цепь, добавляя резисторы, меняя напряжение, наблюдая за показаниями приборов. И даже если физически у нас нет столько разных элементов, в виртуальной лаборатории всё это можно смоделировать.

Ученики после такого опыта уже видят не просто формулы, а реальный процесс, где каждый элемент цепи действительно работает. И для них это намного интереснее, чем просто слушать объяснения.

Таким образом, использование современных образовательных технологий на уроках помогает сделать физику ближе и понятнее. Они позволяют не просто учить формулы, а буквально «пощупать» законы природы, увидеть их в действии, и, если эти методы помогают нашим ученикам лучше понимать предмет и видеть его важность в жизни, значит, мы движемся в правильном направлении.

 

Список литературы

Границкая А.С. Особенности перехода к АСО в средней школе Границкая А.С. Научить думать и действовать.

Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×