Использование инновационных технологий для развития эстетического восприятия детей дошкольного возраста. | Ушакова Елена Сергеевна. Работа №364607
В статье описано создание условий для развития эстетического восприятия, творческого потенциала детей дошкольного возраста, через использование технологии развития детской самодеятельной игры Е.Е.Кравцовой, в условиях реализации Сетевых стандартов для дошкольных образовательных организаций проекта «Школа Росатома», ФГОС и ФОП дошкольного образования. А также взаимодействие с родителями, как равноответственными субъектами образовательно-развивающей работы, посредством подбора и внедрения инновационных форм онлайн и офлайн режиме, таких как вовлечение родителей в событийный формат организации образовательного процесса, проведение интерактивных семинаров-практикумов, направленных на обеспечение продуктивного общения родителей с детьми, проведение детско-родительских рамочных праздников, образовательных событий. Наличие системы партнерского взаимодействия с семьями воспитанников позволяет добиваться более успешного результата по художественно-эстетическому развитию детей. А также особенности взаимодействия с родителями, как равноответственными субъектами образовательно-развивающей работы, посредством подбора и внедрения инновационных форм онлайн и офлайн режиме, таких как вовлечение родителей в событийный формат организации образовательного процесса, проведение интерактивных семинаров-практикумов, направленных на обеспечение продуктивного общения родителей с детьми, проведение детско-родительских рамочных праздников, образовательных событий. Наличие системы партнерского взаимодействия с семьями воспитанников позволяет добиваться более успешного результата по художественно-эстетическому развитию детей.
Описание опыта работы Елены Сергеевны Ушаковой,
музыкального руководителя МАДОУ детский сад «Гармония»,
структурное подразделение – детский сад № 22 «Надежда».
Цель: Создание условий для развития эстетического восприятия, творческого потенциала детей дошкольного возраста, через использование технологии развития детской самодеятельной игры Е.Е.Кравцовой, в условиях реализации Сетевых стандартов для дошкольных образовательных организаций проекта «Школа Росатома», ФГОС и ФОП дошкольного образования.
Задачи
Направления
(содержание) в соответствии
задачами
Технологии
(в соответствии с содержанием)
Результат
(в соответствии с задачами)
Задача 1
Приобщение детей к музыкальному искусству через музыкально-творческую деятельность.
Организация совместной музыкальной деятельности – «спонтанного слушания» с использованием элементов игры, как ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.
-Технология развития детской самодеятельной игры Кравцовой Е.Е.
-Технология создания открытой образовательной среды «OpenSpace».
-Проведение стажировок для педагогического сообщества городов участников проекта «Школа Росатома» на базе детского сада № 22 «Надежда», являющегося сетевым детским садом проекта «Школа Росатома» с 2021г.).
Задача 2
Создание условий для развития эмоциональной сферы, импровизационных способностей у детей дошкольного возраста.
Формирование эстетического восприятия музыки как базового вида деятельности посредством вовлечения в музыкально-игровую деятельность, способствующую эмоциональному развитию и формированию импровизационных способностей.
Авторские разработки:
-Модуль «Музыкальный салон» экспериментально-игровой галереи зоны «OpenSpace» детского сада, в соответствии с технологией «Открытой образовательной среды»;
-Модель «Использование методов музыкальной импровизации для амплификации образно – ролевой игры».
По результатам наблюдения и сравнительного анализа у детей отмечается положительная динамика развития: эмоциональная отзывчивость на музыку у детей возросла на 35%. Прослеживается положительная личная динамика развития музыкально-творческих способностей. Увеличилось количество детей – участников и победителей конкурсов различного уровня.
Задача 3
Обеспечение интеграции и координации взаимодействия специалистов и воспитателей для развития детей в детском саду.
Организация взаимодействия специалистов и воспитателей детского сада путем выстраивания общей стратегии взаимодействия с целью эффективной работы по развитию детей дошкольного возраста.
Авторская разработка:
«Модель взаимодействия специалистов и детей в игровой деятельности»
Созданы условия для развития педагогических компетенций и поддержки детской инициативы, самостоятельности, творческого потенциала в образовательной среде детского сада.
Победа команды детского сада в конкурсе «#ШколаРосатомаЭтоМы» в номинации «Цифровые педагогические интернатуры» (2020г., 2021г.).
Задача 4
Организация взаимодействия музыкального руководителя с родителями с целью развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Наличие системы партнерского взаимодействия с семьями воспитанников.
Внедрение инновационных форм работы с семьями воспитанников:
- вовлечение родителей в событийный формат организации
образовательного процесса в
режиме
офлайн/онлайн.
Вовлеченность родителей в образовательный процесс, направленный на повышение педагогической компетентности родителей демонстрирует положительную динамику – увеличилась на 45%.
Одной из задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и Федеральной образовательной программе (далее по тексту ФГОС ДО и ФОП ДО) является развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и эмоционально-нравственного отношения к окружающему миру. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Кроме того, игра – «это процесс целостного учения, задействующий всю личность. Это определенное отношение мира к ребенку и ребенка к миру» (Е.Е.Кравцова). Через игру ребенок познает мир, учится взаимодействовать со сверстниками, осваивает культурно-исторический опыт. В связи с этим я, как музыкальный руководитель, задалась вопросом: «можно ли развивать музыкальные способности детей в игре? И что для этого нужно сделать?». Вот какие ответы я сформулировала для себя. Во-первых, необходимо сменить функционал собственных профессиональных действий и наполнить содержание деятельности с детьми игрой и встроить в эту деятельность задачи музыкального развития дошкольников. Второе, с чем я столкнулась в своей практической деятельности, - это необходимость создания такой особой предметной среды, которая служила бы пусковым механизмом и побудительной силой для развития детского воображения.
Очень важно, чтобы в игре педагог выступал в качестве более опытного партнера, являлся источником социокультурного и культурно-исторического опыта, задающим зону ближайшего развития ребенка. Таким образом, основная задача музыкального руководителя в процессе амплификации детской самодеятельной игры – передача культурного опыта восприятия, фиксации эмоционального отклика и анализа воспринимаемой действительности, а также использование средств музыкальной выразительности в игре. Для того, чтобы передать данный культурный опыт музыкальному руководителю необходимо фокусироваться на следующих аспектах: технология развития игровой деятельности как таковая и место музыкального руководителя в детской самодеятельной игре. Решением данной проблемы стала разработка системы интеграции специальной музыкально-развивающей работы и основного образовательного процесса через внедрение «Сетевых стандартов» для дошкольных образовательных организаций проекта «Школа Росатома» в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО. Чтобы сделать образовательный процесс природосообразным для детей дошкольного возраста мною были созданы следующие условия:
- так как ведущий вид деятельности у дошкольников– игра, в своей работе я использую «Технологию развития детской самодеятельной игры» Е. Е. Кравцовой. Данная технология помогает мне, с одной стороны решать образовательные задачи, а с другой -демонстрировать детям различные способы обогащения игровых сценариев;
- с целью обеспечения открытости, полифункциональности и доступности образовательно – развивающего пространства - развивающая предметно-пространственная среда (далее по тексту РППС)) в музыкальном зале и в зоне «OpenSpace» используется «Технология Открытой образовательной среды».
РППС музыкального зала и разработанного мною модуля «Студия музыки и танца» зоны «OpenSpace» детского сада, в соответствии с технологией «Открытой образовательной среды» была организована с учетом реализации двух технологий: технологии создания Открытой образовательной среды и технологии развития игровой деятельности Е.Е. Кравцовой. В рамках данных технологий РППС музыкального зала представлена по основным видам музыкальной деятельности детей: восприятие, музыкально-ритмические движения, пение, игра на ДМИ, музыкальная игра.
В рамках технологии создания Открытой образовательной среды, которая реализуется в детском саду №22 «Надежда», я организую взаимодействие с детьми в рамках общих и специфических культурных практик и традиций, а именно:
1. Совместное с детьми внеситуативное слушание музыки, двигательная импровизация под нее, пластические этюды. Подразумевается не специально организованная деятельность, а спонтанное слушание любимой детьми музыки и фантазирование под нее как в пространстве группы, так и за ее пределами.
2. Игры звуками - изучение звуковых свойств различных материалов и предметов из них для творческого музицирования и озвучивания действий предметов или явлений. (Например, бумажные звуки – «шорохи ночного леса», стеклянные стаканчики – «хрустальный дождь» и т.д.).
3. Исследование различных способов получения звука и приобретение навыков игры на инструментах.
4. Использование музыкально-дидактических игр для развития тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха. Игры проводятся в формате кружковой работы, посещение этой активности происходит по инициативе детей вследствие свободного выбора согласно технологии создания Открытой образовательной среды.
Реализация возможности входа музыкального руководителя в свободную деятельность детей и недирективное развитие восприятия и музыкальных способностей воспитанников обеспечивается смещением смысловых акцентов в специальной деятельности. Если раньше показателем эффективности работы музыкального руководителя был высокий уровень репрезентации детьми действий педагога (исполнение освоенного репертуара), то теперь акцент смещается на интенсивность и глубину собственной творческой деятельности детей. Зарождаясь в группе, детская игра получает свое продолжение в музыкальном зале. Предметно-пространственная развивающая среда музыкального зала обеспечивает поддержание игровой деятельности детей. Отличительной чертой является высокая дефицитарность среды музыкального зала (Студии музыки и танца) как одно из важнейших условий развития детской самодеятельной игры за счет переноса игровой деятельности практически полностью в воображаемый план. Оформление зала не перегружено декорациями, оно нейтрально и оформляется под замысел игры совместно с детьми.
С целью вовлечения родителей в образовательный процесс мной организовано взаимодействие с родителями, как равноответственными субъектами образовательно-развивающей работы, посредством подбора и внедрения инновационных форм онлайн и офлайн режиме, таких как вовлечение родителей в событийный формат организации образовательного процесса, проведение интерактивных семинаров-практикумов, направленных на обеспечение продуктивного общения родителей с детьми, проведение детско-родительских рамочных праздников, образовательных событий. Наличие системы партнерского взаимодействия с семьями воспитанников позволяет добиваться более успешного результата по художественно-эстетическому развитию детей.