Использование инновационных технологий на занятиях в детской цирковой школе | Баранова Татьяна Алексеевна. Работа №338596
Методическая работа посвящена использованию инновационных педагогических технологий на занятиях в школе циркового искусства. Сегодня очень важно воспитывать у детей высокие духовные запросы и эстетические вкусы, потребность в физическом совершенствовании.
Видное место среди различных факторов воздействия на художественный вкус и духовно-нравственные потребности личности в школьном возрасте занимает цирковое искусство. Как известно, цирк представляет собой синтетический вид искусства, где соединены воедино: яркая зрелищность, искусство игры актера, фольклор, хореография, изобразительное искусство, музыка и физическое совершенство.
Использование инновационных педагогических технологий
на занятиях в Школе циркового искусства Веселая арена
Баранова Татьяна Алексеевна, преподаватель хореографии
Краевого государственного бюджетного учреждения
дополнительного образования
Детская цирковая школа имени В.М. Агарёва
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года подчеркнута важная роль учреждений дополнительного образования, которые способны создать необходимые условия для поддержки, развития и сопровождения детей в соответствии с их способностями, с учетом индивидуальных особенностей.
Сегодня очень важно воспитывать у детей высокие духовные запросы и эстетические вкусы, потребность в физическом совершенствовании.
Видное место среди различных факторов воздействия на художественный вкус и духовно-нравственные потребности личности в школьном возрасте занимает цирковое искусство. Как известно, цирк представляет собой синтетический вид искусства, где соединены воедино: яркая зрелищность, искусство игры актера, фольклор, хореография, изобразительное искусство, музыка и физическое совершенство.
Приобщение детей к цирковому искусству оказывает эффективное воздействие на:
развитие художественного вкуса, чувства прекрасного, приобщение к цирку, как к искусству;
обогащение духовной сферы ребенка и формирование его культурных потребностей в знаниях, в художественном восприятии, в общении;
физическое развитие и совершенство детей в ходе приобщения к цирковому искусству.
Для воспитания, цирковое искусство может принести большую пользу при правильном подборе педагогами технологий, направленных на привитие интереса, целенаправленного использования средств цирка.
Цирк типизирует и отражает в зрелищно ярких, эстетических формах, лучшие черты, свойственные нашей мужественной, физически сильной молодежи. Аплодируя ловким, смелым и умелым акробатам, жонглерам, наездникам, дрессировщикам, фокусникам, зрители видят в исполняемых номерах то, что вообще свойственно людям: уверенность в своих силах, смелость, стремление сделать человека прекрасным.
В 1971 году в г. Арсеньеве была создана первая в нашей стране детская цирковая школа-студия Веселая арена. В 1990 г. впервые в стране на базе циркового коллектива Веселая арена было создано образовательное учреждение начальной подготовки в области циркового искусства. В 2007 г. детская цирковая школа Веселая арена была названа в числе 12-ти лучших коллективов России.
Образовательная программа цирковой школы ориентирована на развитие каждого ребенка. Каждый может найти любимый цирковой жанр (гимнастика, эквилибр, акробатика, жонглирование и др.), а затем совершенствоваться в нем. Программа направлена на формирование практических навыков от ознакомительного до предпрофессионального. Занимаясь в цирковой школе, дети укрепляют свое физическое и психологическое здоровье, получают навыки общения, практические умения и навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни.
И даже если ребенок и не станет в дальнейшем цирковым артистом, то опыт совместной деятельности в коллективе в процессе занятий, репетиций, выступлений, совместных поездок на фестивали, конкурсы поможет легко адаптироваться в социум.
В физическом воспитании главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость. Для детей, подростков, юношей и девушек, занимающихся спортом, цирковым искусством выдвигается задача совершенствования специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в избранном виде деятельности.
Значительная роль циркового искусства в физическом воспитании школьников, определяется следующими возможностями:
широкого выбора упражнений различной направленности, позволяющих оказывать разностороннее воздействие и решать оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи;
осуществления избирательного воздействия на строение и функции организма детей, а также развитие различных двигательных способностей;
точного дозирования физической нагрузки в соответствии с возрастом и степенью физической подготовленности.
В цирковом искусстве на начальном этапе занятий детей и подростков физическая подготовка направлена на комплексное развитие всех физических качеств, но больше внимания, по сравнению с остальными, уделяется воспитанию гибкости, под которой подразумевается способность выполнять движения с большой амплитудой.
В настоящее время невозможно осуществлять педагогический процесс без использования инновационных педагогических технологий. Из всего разнообразия инновационных направлений, учитывая специфику цирковой школы, были выбраны технологии, согласно классификации Г.К Селевко. Инновационные педагогические технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образовательного процесса и личностно ориентированного подхода.
Использование инновационных технологий вызвано тем, что ранее существующие традиционные технологии носили субъект-объектный характер отношений между педагогом и учащимся, отсутствовали условия для развития творческого потенциала личности, превалировал репродуктивный характер организации действий.
В своей практической деятельности я использую педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
гуманно-личностная технология,
игровые технологии,
технологии проблемного обучения,
технология Диалог культур,
технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение,
технологии коммуникативного обучения,
технологии дифференцированного обучения,
индивидуального обучения,
информационные технологии,
здоровье сберегающие технологии,
групповые технологии.
Инновационные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать целей, поставленных образовательной программой.
Концепция современного образования построена таким образом, чтобы создать оптимальные условия для раскрытия и реализации творческого потенциала учащихся, оказать им помощь в правильном выборе будущей профессии. Понимание, что интеллектуальный потенциал нации является главным гарантом ее развития и благополучия, побуждает к поиску новых сочетаний форм, методов, приемов обучения, которые бы позволили максимально раскрыть творческие способности каждого ребенка.
Необходимо отметить, что для поддержки и раскрытия потенциальных возможностей учащихся, необходимо разработать систему, которая способствовала бы раскрытию их природных задатков, а также самореализации их творческих способностей и вместе с тем создать условия для повышения мотивации к самопознанию и самосовершенствованию.
В данном вопросе существуют противоречия: не существует стандартной технологии, которая бы помогала одинаково развивать таланты детей в студии, каждый ребенок индивидуален.
Поэтому для детей, которые показывают определенные успехи в каком-то виде, жанре циркового искусства, разрабатываю индивидуальные маршруты образовательной программы, которые позволят выстроить индивидуальную траекторию развития его творческих способностей и достижения высоких результатов в данном виде деятельности.
В своей деятельности я использую педагогическую технологию Диалог культур.
Диалог является важнейшей составляющей процесса обучения, т.к. диалоговая среда позволяет раскрыть и развить личностную позицию, личностный опыт. При подготовке циркового номера дети изучают историю и традиции Приморского края и России, изучают музыкальный материал. Таким образом, в цирковой школе имеются замечательные возможности через приобщение детей к искусству народов, их фольклору и др. средства выйти на изучение истории культуры, искусства русского народа, а отсюда - к пониманию и принятию культурных особенностей др. народов. Многообразие национальной культуры отражается в постановке таких номеров как: Есаул молоденький, Барыня, Русская матрешка, Ярмарка.
В данный момент готовится цирковой хореографический номер Шаманка, который отображает культуру коренных народов Дальнего Востока. В связи, с чем с детьми изучался быт и культура народа Дальнего Востока. Обращение к культуре родного края не только создает яркий цирковой номер, но и играет большую воспитательную роль - формирует чувство гордости за национальную культуру, воспитывает чувство патриотизма.
В настоящее время на своих занятиях в Детской цирковой школе Веселая арена мной широко используются информационные технологии. Так, применение компьютерного оснащения позволяет:
обеспечить качественное звучание танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям,
создавать базы музыкальных файлов;
менять темп, звук и высотность музыкального произведения;
производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
хранить фото- и видеоматериалы хореографического коллектива;
эффективно осуществлять поиск и переработку информации для проектной деятельности и т. д.
Использование современных информационных технологий на занятиях делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к цирковому искусству.
Применение информационных технологий способствует:
личностному развитию учащихся;
повышению интереса детей к цирковому искусству;
росту творческой активности учащихся в процессе обучения;
повышению самостоятельности, ответственности;
формированию у учащихся эстетического, эмоционально - целостного отношения ко всему прекрасному.
Еще одна применяемая технология – это технология обучения в сотрудничестве.
Обучение детей хореографии в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между ними в процессе достижения общей цели. Технология обучения в сотрудничестве базируется на применении методов индивидуально-групповой и командно-игровой работы.
Индивидуально-групповая работа. Педагог делит детей на группы по четыре человека, объясняет новый материал, а затем предлагает детям закрепление материала в условиях групп. После выполнения заданий всеми группами преподаватель тестирует каждого ребенка на усвоение нового материала, танцевального движения, танцевальной композиции.
Командно-игровая работа. Дети делятся на две группы. Педагогом предлагается задание, например, построить хореографическую фигуру (игра Построим звезду поперечными шпагатами). В конце выполнения задания дается оценка каждой группе. Далее группы объединяются, и дается следующее задание: изображение тоннеля (дети выстраиваются мостиками друг за другом). В конце дается общая оценка группе.
Можно выделить преимущества в использовании технологии сотрудничества: При работе в группах дети выясняют друг у друга все, что им не ясно. Если им все равно, что-то непонятно, то они не боятся все вместе обратиться за помощью к педагогу. Каждый ребенок понимает, что успех группы зависит от умения применять полученные навыки в конкретных заданиях. У детей происходит устойчивое формирование своего мнения, своего видения танцевального движения или танцевальной композиции. Работая в сотрудничестве, дети развивают свои коммуникативные навыки. Таким образом, обучение в сотрудничестве дает возможность сформировать у детей самостоятельность, индивидуальные возможности, толерантность, креативность, чувство товарищества.
Конечно же, в основе занятия в Детской цирковой школе Веселая арена должны лежать, тем не менее, традиционные методы и педагогические технологии. Однако следует констатировать необходимость применения инновационных методов, их эффективность. В результате внедрения инновационных методик обучения реализуются новые творческие проекты и формируются устойчивые коллективы.