Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи | Лариса Алексеевна Гукова. Работа №273183
Автор: Лариса Алексеевна Гукова
Использование инноваций предполагает введение в образовательный и коррекционный процес обновлённых, улучшенных идей, полученных творческими усилиями педагога.
Использование инновационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи
В настоящее время педагоги интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Использование инноваций предполагает введение в образовательный и коррекционный процесс обновленных, улучшенных идей, полученных творческими усилиями педагога. Целью инновационной деятельности является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов.
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивает в первую очередь систему начального школьного образования, как первую ступень раскрытия потенциальных способностей ребенка-школьника. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей. Задача педагогов – выбрать методы, формы, технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Необходимо умело использовать на практике инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что знания даются воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добываются ребенком самим в ходе своей исследовательской деятельности, а логопед выполняет роль соучастника процесса. Тем самым ребенок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности.
Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания, развития мелкой моторики рук и т.д.) разработанным в конце XX века. Их использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую.
Основные виды инновационных технологий, используемых в логопедии:
информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированные;
игровые технологии;
психокоррекционные
технологии:
сказкотерапия
, терапия песком,
цветотерапия
, музыкальная терапия
и т.д.
(
их целью является снятие психоэмоционального напряжения);
образовательные технологии
;
здоровьесберегающие
технологии: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика,
Су-Джок
терапия (активно используется в качестве массажа при
дизартрических
расстройствах, для развития мелкой
моторики пальцев рук, а так же
с целью общего укрепления организма),
кинезиологическая
(
«гимнастика
мозга»
, используется для совершенствования интеллектуальных и мыслительных процессов);
смешанные технологии: традиционные логопедические технологии с использованием нововведений (сенсомоторное воспитание детей, использование навыка чтения при формировании речевой деятельности).
Нестандартные подходы, новые инновационные технологии нужны чтобы:
- сделать обучение осознанным;
- интересным;
- оптимизировать процесс обучения;
- содействовать оздоровлению детей.
Успешное ведение педагогической практики в условиях реализации ФГОС невозможно без использования инновационных образовательных технологий.
Их применение в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.