«Использование инновационных технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста» | Мой кабинет. Работа №351919
Увлекательные развивающие игры с блоками Дьенеша создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Всё это делает игру важным средством развития элементов логического мышления и способствует формированию элементарных математических представлений у детей.
«Использование инновационных технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста» (с помощью дидактического материала «Логические блоки З. Дьенеша)
Актуальность.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, следует помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.
Увлекательные развивающие игры с блоками Дьенеша создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Всё это делает игру важным средством развития элементов логического мышления и способствует формированию элементарных математических представлений у детей.
Игры с блоками Дьенеша дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Цель работы: развитие логического мышления в процессе моделирования с блоками Дьенеша.
Задачи использования логических блоков в работе с детьми:
1. Развитие логического мышления. Развитие представления о множестве,
операции над ними (сравнение, разбиение, классификация). Формирование
представления о математических понятиях: алгоритм, кодирование, декодирование информации, кодирование со знаком отрицания.
2. Развитие умения выявлять свойства предметов, называть их, обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения, что параллельно решает задачи развития речи.
3. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.
4. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.
Работу я начала с того, что предоставила возможность детям самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Дети использовали блоки по своему усмотрению в разных видах деятельности: выкладывали силуэты из плоских фигур, сооружали постройки из объемных блоков, использовали в качестве предметов-заместителей в сюжетно-ролевых играх. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства стало возможным перейти к играм и упражнениям с блоками.
Кроме логических блоков для работы используются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков – цвет, форма, размер и толщина. Цвет обозначен цветовым пятном – красным, синим, желтым; величина – силуэтом домика (большой, маленький); форма – соответственно контурами фигуры (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); толщина – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий). Наряду с этими карточками также используются карточки, обозначающие отрицание свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
Логические блоки можно использовать:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд - билеты, места.
Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит НОД детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Ёлочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.).
Для того чтобы поддержать интерес детей к НОД, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.
В своей работе я придерживаюсь принципа последовательности – от простого к сложному.
Анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; заметно развиваются мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию; дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.