Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование инновационных технологий в логико – математическом развитии детей старшего дошкольного возраста» | Мой кабинет. Работа №352196

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Овладение приемами логического мышления способствует формированию у ребенка уелостной картины мира. В предалагаемой работе показано, как блоки Дьенеша можно использовать в процессе развития математических представлений в процессе игровой деятельности. В приложении представлен конспект итогового занятия, который рекомендуется проводить на твоческом этапе данного проекта.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

«Использование инновационных технологий в логико – математическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

 

 

Выполнил слушатель группы

Школа профессионального мастерства воспитателя дошкольной образовательной организации

 

Петренко Наталья Анатольевна, воспитатель

II категории МДОО «Ясли-сад № 4 «Малыш»

г. Харцызска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк, 2020 г.

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

 

Современные требования к дошкольному образованию в ДНР определяют задания логико-математического развития детей. Овладение приёмами логического мышления способствует формированию у ребёнка целостной картины мира и активизирует познавательные способности, умение размышлять, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать своё мнение, делать простые умозаключения. В предлагаемой работе показано, как блоки Дьенеша можно использовать в процессе развития математических представлений в игровой деятельности. В приложении представлен конспект итогового занятия, который рекомендуется проводить на творческом этапе данного проекта

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….4

РАЗДЕЛ І. Теоретические основы инновационных технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста…………………………..7

Современный подход новых инновационных технологий в дошкольном образовании

…………………………………………………………………

…….

.

7

Логико-математические игры как средство активизации обучения математике

………………………………………………………………………...11

РАЗДЕЛ II. Проект «Учимся быстро и интересно»…………………………………17

2.1. Паспорт проекта «Учимся быстро и интересно»………………………………….17

2.2. Актуальность проекта………………………………………………………………18

2.3. Принципы работы по проекту……………………………………………………..19

2.4. Формы организации образовательного процесса, виды деятельности…………20

2.5. Этапы реализации проекта………………………………………………………...21

 

ВЫВОД…………………………………………………………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………….32

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, которые происходят в обществе, сильно влияют на современное воспитание и образование. Сегодня воспитание направлено на развитие ребёнка, его интеллектуальных, духовных и физических возможностей в определённом объёме. Открыты широкие возможности для творческого использования различных образовательных моделей и технологий, которые обеспечивают разностороннее развитие ребёнка, формируют у него универсальные творческие способности до уровня, который соответствует возрастным возможностям и требованиям современного общества.

«Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения всё, что вы знаете, - под лавиной знаний могут быть погребены любознательность и любовь к знаниям.

Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз вернуться к тому, что она узнала» (В.Сухомлинский).

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» ставит перед педагогами-дошкольниками соответствующую задачу – организовать жизнь дошкольников так, чтобы она полностью стала своеобразным занятием, в процессе которого без переутомления, с радостью дети приобретали необходимые знания и умения, полноценно развивались. Ребёнок – неповторимая личность, со своими интересами, способностями, потребностями.

Работа с детьми требует от воспитателя творчества, активного поиска, знания каждого ребёнка, его особенностей. Среди сложных и ответственных задач – стимулировать стремление ребёнка к познанию, к овладению знаниями и умениями, к самостоятельности.

Логика рассматривает мышление как способ познания человеком окружающего. Сам термин употребляется для определения закономерностей объективного мира («логика фактов», «логика вещей» и т.д.), чёткости, последовательности и закономерностей процесса мышления («логика мышления», «логика суждений»). Ведь любое суждение без логики становится неправильным.

Данные экспериментальных исследований подтвердили: на противовес концепции «аналогичности» раннего мышления (Ж.Пиаже), дети, которые приобрели определённый опыт, думают довольно логично и рассудительно. Основы логического мышления закладываются ещё в дошкольном возрасте. Доказано, что уже пяти-семилетний ребёнок способен овладевать его способами, а именно: сравнение, обобщение, классификация, систематизация и взаимным соотношением (Л.Обухова, Л.Левинова). Именно в дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, а далее – к рассуждениям. При правильной организации работы дети обучаются думать самостоятельно, логически, доказательно.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективными являются логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Последнее десятилетие этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов нашей страны. Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста. Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формой предметов и геометрическими фигурами, а также игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с цветом, размером и толщиной объектов.

А между тем игры этого замечательного венгерского педагога заслуживают самого пристального внимания: они способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, навыков решения логических задач, умения выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, а также удерживать в памяти одно–три свойства одновременно.

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях, как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания, используя союзы «и», «или», охотно вступает в речевой контакт со взрослыми. Логические блоки являются отличными помощниками на физкультурных занятиях, на занятиях по математике, развитию речи, конструированию, изобразительной деятельности (аппликация), а также в сюжетно-ролевых играх.

Актуальность данной проблемы и собственный интерес послужили поводом выбора темы выпускной работы: «Использование инновационных технологий в логико – математическом развитии детей старшего дошкольного возраста».

Цель выпускной работы: исследование возможностей метода проектов для

логико-математического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить литературу по использованию метода проектов, в которой

отражена проблема исследования.

2. Проанализировать деятельность научных сотрудников, педагогов

по внедрению метода проектов в образовательную практику.

3. Разработать проект, направленный на логико-математическое развитие детей дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс формирования и развития логических операций мышления дошкольников.

Предмет исследования: блоки З.П. Дьенеша как средство развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

- теоретический анализ состояния проблемы по данным психолого-педагогической и научно-методической литературы;

- наблюдение за деятельностью детей;

- педагогический эксперимент;

- беседы с родителями.

РАЗДЕЛ І. Теоретические основы инновационных технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста

 

1.1. Современный подход новых инновационных технологий в дошкольном образовании.

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют своё внимание на ребёнке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажную роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога.
Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

 

Многие пользуются методикой ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана учёным-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий.

Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий).

Палочки Кюизенера – это счётные палочки, которые ещё называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребёнка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.

Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Технология Л.Г. Петерсон. Методика Петерсон построена по методу «слоёного пирога». Знания преподаются в простой доступной форме. Ребёнок как бы «наслаивает» новую информацию на уже имеющиеся знания.
Методика Петерсон даёт каждому ребёнку шанс отложить слишком сложный для него материал на время, а затем освоить его на новом витке развития. 
Кроме того методика Петерсон учитывает, что ребёнок быстрее усваивает те знания, которые ему нужны. В методике предусматривается мотивация – ребёнок должен сам захотеть научиться считать!

Технология Никитиных. Игры развивают зрительную память, внимание, воображение, пространственные представления. Умение быстро и легко находить закономерности, систематизировать материал, комбинировать. Абсолютно каждая игра предоставляет возможность подумать о том, как её расширить, совершенствовать, добавить, что то новое. Использование игровых моментов и вариативность надолго увлекают малыша, показывают ему резерв его возможностей - «можно сделать ещё лучше». Всё это поддерживает интерес к игре, движению вперёд, совершенствованию. Каждый раз, самостоятельно поднимаясь до «своего потолка» малыш развивается наиболее успешно. Игры: «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Сложи квадрат», «Сложи узор» и др.

Технология М.Монтессори. Главное в этом методе - предоставление ребёнку полной свободы самовыражения и действий.  Именно возможность саморазвития ребёнка отличает систему М. Монтессори от других систем. Здесь ребёнку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он её получает.

Развивающие головоломки. Суть головоломок заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделённые на части. Кроме предметных силуэтов, игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Игры: «Монгольская игра», «Листик», «Волшебный круг», «Пифагора», «Танграм», «Вьетнамская игра»

Наиболее эффективным пособием на сегодняшний день являются логические блоки Дьенеша.

Обучающие логико-математические игры специально разрабатываются таким образом, чтобы они формировали не только элементарные математические представления, но и определённые, заранее спроектированные логические структуры мышления и умственные действия, необходимые для усвоения в дальнейшем математических знаний и их применения к решению разного рода задач.

Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Методологической основой исследования послужили научные труды советских и зарубежных психологов Давыдова В.В., С.Л. Рубинштейна о проблемах развивающего обучения; разработки отечественных педагогов Носовой Е.А., Непомнящей Р.Л., Белошистой А.В., Истоминой Н.Б. о возможностях использования блоков З.П. Дьенеша как средства развития логического мышления детей.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Законодательно-нормативное обеспечение:

Конституция Донецкой Народной Республики (принята Верховным Советом Донецкой Народной Республики 14 мая 2014года);

Закон «Об образовании» ДНР (постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 1-23311-НС от 19.06.2015),

Программное обеспечение:

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики (приказ МОН ДНР № 287 от 04.04.2018г.);

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.

 

 

1.2. Логико-математические игры как средство активизации обучения математике

Интерес к математике у старших дошкольников поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечение детей пустыми забавами, а занимательность содержания математических заданий. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность в этом смысле всегда несет элементы остроумия, игрового настроя, праздничности. Занимательность служит основой для проникновения в сознание ребят чувства прекрасного в самой математике. Занимательность характеризуется наличием лёгкого и умного юмора в содержании математических заданий, в их оформлении, в неожиданной развязке при выполнении этих заданий. Юмор должен быть доступен пониманию детей. Поэтому воспитатели добиваются от самих детей доходчивого разъяснения сущности лёгких задач-шуток, весёлых положений, в которых иногда оказываются дети во время игр, т.е. добиваются понимания сущности самого юмора и его безобидности. Чувство юмора обычно проявляется тогда, когда находят отдельные весёлые черточки в различных ситуациях. Чувство юмора, если им обладает человек, смягчает восприятие отдельных неудач в сложившейся обстановке. Лёгкий юмор должен быть добрым, создавать бодрое, приподнятое настроение.

Атмосфера лёгкого юмора создается путём включения в занятия задач-рассказов, заданий героев весёлых детских сказок, включения задач-шуток, путём создания игровых ситуаций и весёлых соревнований.

а) Дидактическая игра как средство обучения математики.

По организации образовательной деятельности (ООД) в ФЭМП (формирование элементарных математических представлений) большое место занимают игры. Это главным образом дидактические игры, т.е. игры, содержание которых способствует либо развитию отдельных мыслительных операций, либо освоению вычислительных приёмов, навыков в беглости счёта. Целенаправленное включение игры повышает интерес детей к занятиям, усиливает эффект самого обучения. Создание игровой ситуации приводит к тому, что дети, увлечённые игрой, незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определённые знания, умения и навыки. В старшем дошкольном возрасте у детей сильна потребность в игре. Игра делает ООД эмоционально насыщенными, вносит бодрый настрой в детский коллектив, помогает эстетически воспринимать ситуацию, связанную с математикой.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей произвольность таких психических процессов, как внимание и память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности.

Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей шестилетнего возраста. В них удается сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. Чтобы сохранить саму природу игры и в то же время успешно осуществлять обучение ребят математике, необходимы игры особого рода. Они должны быть организованы так, чтобы в них: во-первых, в качестве способа выполнения игровых действий возникала объективная необходимость в практическом применении счёта; во-вторых, содержание игры и практические действия были бы интересными и предоставляли возможность для проявления самостоятельности и инициативы детей.

б) Логические упражнения на занятиях математики.

Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование у детей правильного мышления. Когда говорят о логическом мышлении, то имеют в виду мышление, по содержанию находящееся в полном соответствии с объективной реальностью.

Логические упражнения позволяют на доступном детям математическом материале, в опоре на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.

В процессе логических упражнений дети практически учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями.

Чаще всего предлагаемые детям логические упражнения не требуют вычислений, а лишь заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства. Сами же упражнения носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к процессу мыслительной деятельности. А это одна из кардинальных задач учебно-воспитательного процесса старших дошкольников.

Народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определённые признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Выделение количественной стороны предмета (абстрагирование), а также нахождение предмета по количественным признакам – полезные и интересные логико-математические упражнения.

 

в) Роль сюжетно-ролевой игры в процессе обучения математики.

Среди математических игр для детей имеются и сюжетно-ролевые. Сюжетно-ролевые игры можно обозначить как творческие. Их основное отличие от других игр заключается в самостоятельности создания сюжета и правил игры и их выполнение. Наиболее притягательную силу для старших дошкольников имеют те роли, которые дают им возможность проявлять высокие моральные качества личности: честность, смелость, товарищество, находчивость, остроумие, смекалку. Поэтому такие игры содействуют не только выработке отдельных математических навыков, но и остроты и логичности мысли. В частности, игра содействует воспитанию дисциплинированности, т.к. любая игра проводится по соответствующим правилам. Включаясь в игру, ребёнок выполняет определённые правила; при этом он подчиняется самим правилам не по принуждению, а совершенно добровольно, иначе не будет игры. А выполнение правил бывает связано с преодолением трудностей, с проявлением настойчивости.

Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе ООД, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на передний план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.

В дидактике имеются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления и для подготовки детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша представляют собой набор геометрических фигур, который состоит из 48 объёмных фигур, различающихся по форме (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники), по цвету (жёлтые, синие, красные), размеру(большие и маленькие) по толщине(толстые и тонкие).То есть, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной. В наборе даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В своей практике воспитатели детских садов используют в основном плоские геометрические фигуры. Весь комплекс игр и упражнений с блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнок должен встать. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, к ним относятся: выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а так же логические операции.

Кроме того, блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культуры мышления, развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентацию.

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине ит.д.), несколько позже по трём (цвету, форме, размеру; форме, размеру, толщине и т.д.) и по четырём свойствам(цвету, форме, размеру, толщине), при этом развивая логическое мышление детей.

В одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнения задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки. Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому - чтобы рядом не было одинаковых по форме и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами). В зависимости от уровня развития детей можно использовать не весь комплекс, а какую-то его часть, сначала блоки разные по форме и по цвету, но одинаковые по размеру и толщине, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в конце полный комплекс фигур.

Это очень важно: чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действия рассуждает.

Итак, играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игры с абстрактными блоками дети легко переходят к играм с реальными множествами, с конкретным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ II. Проект «Учимся быстро и интересно»

 

2.1. Паспорт проекта «Учимся быстро и интересно»

Современные требования к дошкольному образованию в ДНР определяют задания логико-математического развития детей. Овладение приёмами логического мышления способствует формированию у ребёнка целостной картины мира и активизирует познавательные способности, умение размышлять, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать своё мнение, делать простые умозаключения. В приложении представлен конспект итогового занятия, который рекомендуется проводить на творческом этапе данного проекта.

Тип проекта: Познавательно – творческий, игровой.

Автор проекта: Ганашилина Е.П. воспитатель МДОО «Ясли-сад комбинированного типа № 20 «Ромашка» Г. Зугрэса»

Участники проекта: дети старшей группы и их родители, воспитатели группы «Капитошки» Ганашилина Е.П. и Смирнова В.С.

Срок реализации: краткосрочный - 4 недели.

Цель проекта: развитие математических способностей ребёнка посредством

проектной деятельности при помощи игровых технологий с использованием

логических блоков Дьенеша.

Ключевой вопрос: Как математика может помочь мне познать окружающий мир?

Задачи проекта:

С

одействовать формированию знаний о счёте, форме, длине,

ширине,

высоте, цвете, размеру.

С

пособствовать развитию творческой активности дошкольников,

способностей, конструкторских умений.

Развивать воображение, пространственное

мыш

ление, мелкую моторику

,

функции анализа и синтеза, коммуникативные способности.

4) Воспитывать умение сотрудничать с партнёром. Повышать уровень интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста через систему развивающих игр.

 

2.2. Актуальность проекта

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, следует помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра.

Увлекательные развивающие игры с блоками Дьенеша создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Всё это делает игру важным средством развития элементов логического мышления и способствует формированию элементарных математических представлений у детей.

Игры с блоками Дьенеша дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Законодательно-нормативное обеспечение проекта

Конституция Донецкой Народной Республики (принята Верховным Советом Донецкой Народной Республики 14 мая 2014года);

Закон «Об образовании» ДНР (постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 1-23311-НС от 19.06.2015),

Программное обеспечение проекта

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики (приказ МОН ДНР № 287 от 04.04.2018г.);

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н, Макеенко Е.П., Губанова Н.В., Бридько Г.Ф., Кобзарь О.В., Михайлюк С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.

 

Педагогические технологии, используемые при реализации проекта:

«Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет,

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников.

Методическое обеспечение:

-«Логические блоки» Дьенеша;

- карточки с изображением символов;

- игровые поля;

- мультимедиа.

2.3. Принципы работы по проекту

При выстраивании педагогического процесса по развитию у дошкольников интеллектуальных и творческих способностей положены следующие принципы:

Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);

Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);

Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, способный решать задачи более высокого уровня.)

Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нём важных, существенных признаков (цвет, форма, величина).

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

 

2.4. Формы организации образовательного процесса, виды деятельности.

1.Организация образовательной деятельности (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

3. Вне занятий, в развивающей среде группы (изодеятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Особенности структуры игр и упражнений позволяют по-разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.

Логические блоки можно использовать:

а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);

б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);

в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками. Почта – адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд - билеты, места.

Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит ООД детей, сделает их интересней, поможет детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Ёлочка», «Бабочка», «Животные» и т.д.).

Для того чтобы поддержать интерес детей к ООД, к обучению, необходимо разнообразить их игровыми задачами, сюжетами, сказочными персонажами.

 

Ожидаемые результаты.

познавательные:

- первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий - дети и родители лучше узнают об использовании блоков Дьенеша.

теоретические:

- будет разработан конспект интегрированного занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений.

практические:

- составленние альбома «Вместе с мамой, вместе с папой»;

- конкурс творческих работ по блокам Дьенеша.

 

2.5. Этапы реализации проекта

Подготовительный

Цель: знакомить с логическими блоками, повторить название геометрических фигур, основных цветов, понятия «большой - маленький».

Задачи:

- смотивировать детей и родителей к проектной деятельности, раскрыть

значимость и актуальность проекта, ввести детей в проблемную ситуацию;

- провести планирование этапов практической деятельности;

- подобрать литературу, иллюстрации, дидактические игры.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.), несколько позже — по трём (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырём свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учётом возможностей детей.

Содержание работы.

Консультация для родителей на тему «Блоки

Дьенеша

»

,

Практикум для родителей «Игры с блоками

Дьенеша

»

.

О

ОД: вид, тема, формируемые представления, умения по теме проекта

1. Формирование элементарных математических представлений:

- систематизация представлений о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине;

- ориентировка в пространстве, решение арифметических задач на сложение и вычитание, порядковый счёт до 10.

2. Развитие речи.

Тема: «Необычные постройки» - составление описательного рассказа по собственному эскизу.

3. Продуктивная деятельность:

Тема: «Предметы из геометрических фигур» аппликация по представлению детей

4. Ознакомление с окружающим миром

Тема: Геометрические фигуры вокруг нас - форма, название, формируемые представления, умения по теме проекта

Чтение художественной литературы: Цель: расширение представлений о геометрических фигурах через художественное слово О. Кургузов «Геометрические сказки».

Дидактические игры

1.“Третий лишний”. Выложите 3 фигуры, 2 из которых объединены одним признаком. Попросите ребенка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.

2. “Волшебный мешочек”. Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.

3. “Опиши”. Сложите все фигурки в мешок, предложите ребенку вытащить любую и описать ее, называю форму, цвет и размер.

4. “Чередование”. Выкладывание цепочки (последовательности): красная, желтая – круглая, прямоугольная – большая, маленькая и т.д.

5. “Найди пару”. Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую.

 

II. Информационный этап

Цель этапа: учить детей использовать занимательный материал как в образовательной деятельности, так же в играх самостоятельного характера. Обогащение предметной развивающей среды.

Использование логических блоков Дьенеша на занятиях по математике

В разделе « количество и счёт»

- в работе по выявлению общих свойств отдельных предметов и групп предметов, выделению из множества отдельных его частей, в которые входят предметы, отличающиеся от других тем или иным признаком, по совершенствованию навыков счёта и отсчёта в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше;

-в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.

В разделе « величина»

- сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине (толстые, тонкие) путём непосредственного соизмерения и сравнения на глаз. Величина понятие относительное: один и тот же предмет в сравнении с другим может восприниматься и большим, и маленьким. В то же время величина имеет разные параметры - высоту, длину, ширину, толщину. С помощью блоков Дьенеша дети зрительно сравнивают фигуры. В случае затруднения, можно проверить свой выбор путём наложения и приложения.

На этом этапе применяются такие игры: «Новогодние подарки», «Дорожки», «Раздели фигуры», «Собери бусы».

В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы.

Полезны задания: «Найди предмет такой же формы», «Найди, какая фигура в ряду лишняя», «Найди свой значок», «Подбери фигуры по форме и размеру» (цвету).

В разделе «Ориентировка в пространстве»

- ребёнок воспринимает направления (вверху, внизу, справа, слева, между, над), пространственные отношения предметов и их частей. Ребёнок не может представить расположение какого-либо предмета в пространстве, не имея представления о его форме, цвете, размере. Поэтому, формирование пространственных представлений содержит в себе всё то, что усвоено детьми ранее. Пространственные представления расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности, в том числе включением в ООД упражнений с логическими блоками на ориентировку в пространстве.

Например, воспитатель даёт задание:

- взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый;

-расставить предметы по порядку, так чтобы слева был большой, а справа маленький блок (или наоборот, вариантов может быть множество).

В разделе «Ориентироваться на плоскости».

Обучая детей ориентироваться на плоскости (умение раскладывать определенное количество фигур в указанном направлении в верхней, нижней части, слева, справа, в середине, в левом верхнем (левом нижнем), в правом верхнем (правом нижнем) углу), можно дать детям задания:

- слева положить пять тонких фигур, а справа - толстых на один больше.

Предлагаемые игры: «Посели жильцов в домики», «Найди клад», «Помоги Герде найти Кая», «Положи большие фигуры слева, маленькие справа», «Назови какая фигура находится в левом верхнем углу?».

 

В разделе «Формирования целостного восприятия образа предмета».

Мы знаем, что у наших детей формирование целостного образа происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным, что отрицательно сказывается на освоении ребёнком окружающего мира. Поэтому необходимо использовать такие игры, как: «Выложи такой же предмет», (путём наложения и выкладывания рядом), «Составь изображение», «Художники». С помощью таких игр дети учатся воспринимать предмет как целое, они способны выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет. Варианты заданий могут быть разнообразными.

Воспитателю в работе с блоками на занятиях по ФЭМП предоставляется возможность по разному варьировать задания с ними, используя их на разных этапах обучения.

На следующем этапе детям предлагаются игры и упражнения, которые развивают умения оперировать сразу двумя свойствами. Задания для выделения блоков по двум свойствам: «Найдите все такие фигуры, как эта по цвету и форме»; «Найдите такие фигуры, как эта по цвету, но другой формы»; «Выдели все блоки одного цвета, но разной формы» ( или одной формы, но разного размера). Варианты игр: «Что изменилось?», «Продолжи ряд», «Дорожки», «Домино».

Далее дети осваивают игры и упражнения, которые формируют умения оперировать сразу тремя свойствами. Детям предлагаются задания с логическими действиями и операциями, которые помогают развивать умения разбивать множества на классы по совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», с помощью этих операций строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов.

На этом этапе работы используются такие игры и упражнения: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки», «Хоровод», «Пирамида», «Логические кубики», «Украсим елку бусами», «Архитекторы», «Карточки - символы свойств», «Логический поезд», «Мозаика цифр» .

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм -геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце - полный комплект фигур (48 штук).

Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям задания на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами. Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький ).

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы. Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них. Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называется имя каждого блока.

Игровые упражнения проводятся так: ребёнку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечёркнуто двумя линиями. Для усвоения слов: не красный, не круглый, небольшой, необходимы игры по типу: "Помоги Незнайке". В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, форму и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он не красный и не синий, по форме не круглый, не треугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: ребёнок вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" (карточки с отрицанием свойств).

Использование таких карточек позволяет

• развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств; в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них; выкладывают карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств - крохотный мостик к словесно-логическому мышлению.

При работе с блоками Дьенеша эффективно использовать обручи.

Пример игр: «Раздели фигуры», «Заселим домики», «Угадай какая фигура», «Кондитерская фабрика», «Отгадай загадку», «Дешифровщик».

Физкультурные занятия и подвижные игры

Развивающие блоки Дьенеша помогут сделать более захватывающим и занятие по физическому воспитанию. Организовать его можно как серию подвижных игр с геометрическими фигурами (последние используются в роли предметов-ориентиров, домиков или дорожек).

Набор «Логические блоки Дьенеша»

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников. На занятиях по математике логические блоки можно использовать как раздаточный материал, который очень привлекает внимание детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям. Блоки Дьенеша предназначены для детей от трёх лет. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры.

Объемный логический материал представляет собой набор из 48 геометрических объемных фигур, различающихся четырьмя свойствами:

• Формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные

Цветом - красные, желтые, синие;

Размером - маленькие, большие;

Толщиной - толстые, тонкие.

Творческий этап

Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).

1. Рассматривание альбома геометрические фигуры

2. Материалы для детского творчества: раскраски, трафаретки с геометрическими фигурами.

3. Дидактические игры: «Игра с одним обручем».

Цель: учить классифицировать по 2 признакам (цвет-цвет) развитие речи.

«Игра с двумя обручами».

Цель - учить классифицировать по 2 признакам (цвет-форма).

4. Сюжетно - ролевая игра: «Магазин».

Цель: Способствовать использованию блоков Дьенеша, как предметов заместителей.

Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку «можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка» синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.

Аналогично можно провести игру «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками), «Поезд» (билеты, места).

Блоки Дьенеша являются прекрасными заместителями предметов. Так, маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а синий круг прекрасным пирожным в сюжетно-ролевой игре «День рождение». Тем самым вместе с детьми можно придумать много разных игр.

Еще одним интересным видом деятельности для детей является освоение декодирования. По знакам-символам выбирать нужные блоки. Хорошо развиваются внимание, мышление и т.д. Очень много аналогичных заданий можно найти в специальных альбомах серии «Блоки Дьенеша», которые являются составной частью игрового методического комплекса.

Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

5. Моделирование сказок

Метод моделирования позволяет заострить внимание дошкольника на логике изложения, ключевых признаках персонажа, метафоричности родного языка. Используя блоки Дьенеша, педагог символически обозначает главных героев сказки.

За основу можно брать известные дошкольникам русские народные сказки. Каждому ребёнку выдаётся набор блоков, и он повторяет действия за воспитателем — выкладывает на своём рабочем месте фигуры. К примеру, в сказке «Курочка Ряба» деда и бабу можно обозначить большими прямоугольниками: деда — синим, а бабу — красным. А курочку педагог после совместного обсуждения с детьми решает представить в образе большого жёлтого круга. Яичко, соответственно, будет маленьким жёлтым кружочком, а мышка — синим треугольником маленького размера. После обозначения всех героев воспитатель предлагает ещё раз вспомнить их: показывает малышам какую-то фигуру, а они описывают её свойства (цвет, форма, размер) и угадывают персонажа сказки. Каждый герой сказки соотносится с определённой фигурой из набора Дьенеша. Можно сочинить свою собственную сказку.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

Цель этапа: анализ проведённой работы, обобщение, систематизация полученных знаний, презентация результатов.

Содержание работы.

- Итоговое интегрированное занятие «Полёт к Жёлтой Звезде» (Приложение №1).

- Анализ знаний, умений, навыков сформированных в результате проведённой работы.

Результат проекта.

Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей. Дети чаще стали играть с логическими блоками Дьенеша. Родители познакомились со структурой логических блоков, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях. В результате все дети знают и называют основные цвета; все дети знают названия и умеют различать основные геометрические фигуры; различают и называют цвет, форму, величину, толщину геометрических фигур, умеют находить фигуру не только по двум свойствам, но и оперировать одновременно двумя, тремя свойствами, сравнивать, классифицировать предметы по каждому из этих свойств, определять свойства фигур на ощупь; и умеют декодировать информацию. Умеют обобщать объекты одновременно по трём, четырём свойствам с учётом наличия или отсутствия каждого.

 

ВЫВОДЫ

 

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике.

Математическое развитие ребёнка не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, словами.

Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.

Словесно-логическое мышление ребёнка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь родителей и воспитателей, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит как минимум два этапа. На первом из них ребёнок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, учится пользоваться ими при решении задач, а на втором этапе им познаётся система понятий, обозначающих отношения, и усваиваются правила логики рассуждений.

Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий.

В предлагаемой работе показано, как блоки Дьенеша можно использовать в процессе развития математических представлений в игровой деятельности.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Бондаренко Т.М. «Развивающие игры в ДОУ»/ Т.М. Бондаренко. -Изд.: Воронеж, 2009 г. - 192 с.;

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования Донецкой Народной Республики (приказ МОН ДНР № 287 от 04.04.2018г.)

«Давайте вместе поиграем».

Комплект игр с блоками

Дьенеша

/Под ред. Б. Б.

Финкельштейна

,

СПб. 2001 г. Стр. 1-7

Закон «Об образовании» ДНР (постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики № 1-23311-НС от 19.06.2015)

Игры с логическими блоками

Дьенеша

интернет статья

https://shkola7gnomov.ru/

Конституция Донецкой Народной Республики (принята Верховным Советом Донецкой Народной Республики 14 мая 2014года)

«Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А. Михайловой –

Спб

, 1996, 2000)

«Логические блоки

Дьенеша

». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург.

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.

Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Котова Л.Н,

Макеенко

Е.П., Губанова Н.В.,

Бридько

Г.Ф., Кобзарь О.В.,

Михайлюк

С.И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018

Финкельштейн

Б. Б. «Блоки

Дьенеша

для старших» 5-8 лет, 2012

г. ,

стр. 1-14.

Финкельштейн

Б.Б. Лепим нелепицы. Альбом для занятий с блоками

Дьенеша

/ Б.Б.

Финкельштейн

. - СПб.: ООО «Корвет

»:,

2013. - 8 с.: ил.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений

«Полёт к Жёлтой Звезде».

Программное содержание: Учить детей называть геометрические фигуры, описывать их свойства. Развивать у детей умения классифицировать и обобщать фигуры по трём свойствам (по цвету, форме и величине). Упражнять в умении находить блоки по карточкам и конструировать по схеме. Закрепить счёт в пределах 10, формировать представление об обратном счёте.

Повышать познавательную активность детей за счёт привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности.

Формировать навыки доброжелательности, ответственности детей в игре.

Развивать восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, обобщать.

Развивать комбинаторику, пространственное мышление.

Воспитывать усидчивость, целеустремлённость, чувство коллективизма.

Ход ООД.

Перед занятием бейджики (форма геометрической фигуры и по цвету с именем ребёнка).

Воспитатель: - Дети послушайте вам знакома эта мелодия?

(играет мелодия с мультфильма «Незнайка на Луне»).

- Дети, а где находится Луна?

Дети: - В Космосе.

Голос: - Здравствуйте, ребята! Посылаю вам звуковое письмо. Я – подруга Луны, меня ещё называют Жёлтая Звезда. И я приглашаю вас ко мне в гости на мою планету, чтоб поближе познакомиться со мной. Жду вас с нетерпением.

Воспитатель: - Ребята, вы хотите отправиться в путешествие в космос к подруге Луны и узнать, что же это за Жёлтая Звезда, как она выглядит.

(ответы детей)

- Дети, а на чём можно добраться в космос?

Дети: - на космических кораблях, ракетах.

Воспитатель: - Давайте вместе выложим на столах ракеты, они у нас будут разные по цвету. У кого какой бейджик, тот такого же цвета будет конструировать ракету. Согласны?

- Тогда слушайте внимательно. Для начала распределите геометрические фигуры по цвету… за столом с цифрой 1 – синие, за столом с цифрой 2 – жёлтые, а за столом с цифрой 3 красные. А теперь я вам даю схемы по которым вы выложите с блоков ракеты.

- Молодцы, ребята, красивые и правильные у вас получились ракеты.

- Ну, а теперь можно и отправиться в путь.

- Вы не возражаете, если я буду руководителем полёта? Тогда я всех вас принимаю в отряд космонавтов. Выходите ко мне (отворачиваю детей от столов).

- Нам необходимо произнести слова и затем занять как можно быстрее свои места.

- Напоминаю, что отправиться в космос вы можете только на ракете своего цвета.

Вместе: Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты

На какую захотим

На такую полетим.

Но в игре один секрет,

Опоздавшим места нет.

(дети находят по цвету бейджиков ракеты).

Воспитатель: - Дети, так чем же отличаются ваши ракеты ? (цветом).

- А мы с вами знаем, что цвет не зависит от чего…? (от формы и величины). (обращаюсь отдельно к командам)

- Покажите все толстые геометрические фигуры.

– Тонкие. – Не большие.

Воспитатель: Правильно, а теперь нам нужно выбрать направление полёта и узнать адрес, где находится Ж.З. А для этого нам нужно узнать район, улицу, номер дома и в этом нам поможет, что? (карта).

- Правильно. Экипаж, приготовились? Занимайте свои места! Слушайте внимательно!

- Это главная дорога (показываю указкой). А справа и слева – районы. Вот это район каких фигур? Маленьких или больших? (показываю условный знак: маленький, потом большой). Мы сейчас находимся в районе маленьких фигур. Как в любом городе тут есть улицы. У улиц есть названия. Тут даже указатели стоят: - это какого цвета улица? (синяя, жёлтая, красная).

- Давайте теперь пройдём в район больших фигур. Где красная улица? (вызываю кого нибудь из детей). Где синяя, жёлтая?. Покажи указатель на жёлтой улице.

- На каждой улице есть домики и у каждого домика есть адрес. Какая это фигура? Все домики – это разные геометрические фигуры. Если они стоят в районе больших фигур, то они все какие по размеру? (большие).

- На красной улице стоят фигуры – домики какого цвета? (красные). А на жёлтой? Синей? (показываю указкой).

- А кто же живёт в этих домиках? Хотите узнать? Слушайте внимательно.

- Найдите домик круглый, стоит он на красной улице в районе больших домов. Где такой домик? Покажи Саша. Открывай, кто там живёт? Закрывай, пусть котик там отдыхает.

- Ребята, но нам так долго придётся искать, столько много улиц и домов. Давайте подумаем как быстрее можно найти адрес Ж.З.? Может есть подсказка в самом названии Ж.З.

- На каких улицах цветом будем искать Ж.З.? (на жёлтых).

- Давайте попробуем, по крайней мере мы так сократим поиски адреса, где находится Ж.З. Верно, ребята? Кто хочет начать?

- Даша будет задавать направление, а Рома будет искать.

- Найди домик круглый, стоит на Ж. улице в районе больших домов. Открывай. Кто там живёт? (одуванчик). Правильно мы выбрали направление? (нет).

- Закрывай домик, пускай отдыхает.

- София будет называть, а Костя находить. Вот она, нашли.

- Объясни, Костя, где мы нашли адрес Ж.З. На какой улице? (жёлтой). В районе каких домов? ( маленьких). Какой формы номер дома? (круглой).

- Молодцы, ребята, вот мы с вами выбрали направление полёта. Закрывайте глаза и проговариваем обратный счёт от 5-ти.

 

 

 

Дети: 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск.

Воспитатель: Взлетаем.!!! (мелодия).

- Открывайте глаза, вот мы и летим с вами. Посмотрите какие планеты мы пролетаем. Наша какая планета? (Земля).

- Как называется ближайшая к нашей планете звезда? (Солнце).

- А без солнца можно жить? ( Нет. Потому что будет холодно, темно.)

- У Солнца есть 9 братьев и сестёр. Это ПЛАНЕТЫ. Солнце даёт им свет и согревает их.

- Посмотрите: Солнце обогревает все планеты по-разному. Почему, как вы думает? ( потому что они находятся на разном расстоянии от него).

- Первая планета от Солнца, как называется? (Меркурий). - Меркурий – это самая маленькая, самая близкая и поэтому самая жаркая планета.

- Вторая от Солнца ? (Венера). - Она находится дальше, чем Меркурий. Венера – самая яркая планета.

- Третья планета – самая особенная, это… (наша Земля). Земля – единственная из планет, на которой есть, что…? ( жизнь).

- Четвертая планета – Марс. Её называют красной планетой.

- Пятая планета – Юпитер. Это самая большая планета Солнечной системы.

- А вот, смотрите, Шестая планета … (Сатурн). А как вы узнали? Правильно, он славится тем, что имеет много колец.

- Седьмая планета от Солнца – Уран.

- Восьмая планета – Нептун. Нептун – брат-близнец Урана.

- Самая дальняя от Солнца планета, девятая – Плутон.

Пальчиковая гимнастика:

Давайте и мы на пальчиках перечислим все планеты, поиграем с пальчиками. Становитесь в круг… (вешаю незаметно метиорит).

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

- Ой, ребята, смотрите, метеорит летит, он может наши ракеты сбить, а чтоб этого не произошло, нам нужно удержать направление ракет, согласно заданному курсу. А для этого пройдите в пульт управления и с помощью компьютеров выполнить задания. Проходите в пульт управления.

- Рассмотрите, какие кнопки у вас на пультах, какой формы?

Дети: треугольные, квадратные, прямоугольные, круглые.

Воспитатель: Каких цветов? (синие, красные, жёлтые).

- Слушайте задание. Переверните карточку на экране. У вас показано, какую кнопку нужно нажать и сколько раз. У каждого задание разное. Вам нужно работать парами, помогать друг другу и стараться не ошибаться.

- Посчитайте, какая по счёту Ж.З. (каждая пара называет). У вас какая…?

- Сколько раз вам нужно будет нажать на кнопку? … Почему?

- А на какую кнопку вам нужно будет нажимать? … Почему? (потому что Ж.З. находится в треугольнике…).Укажите на кнопку той геометрической фигуры, в которой находится Ж.З., а я посмотрю, правильно или нет. Спрашиваю у детей. Нажимаем.

- Сколько раз вы нажали на кнопку? (4). – Почему? (потому, что Ж.З. стоит 4-я по счёту!).

- Какую кнопку вы нажали? (квадратную). Почему? (потому, что Ж.З. находится в квадрате).

- Молодцы, ребята, благодаря вашей дружной и правильной работе нам удалось избежать столкновения с метеоритом.

- А теперь пригласите своего друга на интересную игру.

Физминутка

Мы все вместе улыбнёмся,

Подмигнём слегка друг другу,

Вправо, влево повернёмся ( повороты влево- вправо)

И кивнем затем по кругу. (наклоны влево-вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. ( встряхнули кистями рук)

 

Голос: - Я приветствую вас на моей планете…

Я весь мир обогреваю

И усталости не знаю,

Улыбаюсь я в оконце,

А зовут меня все ... (солнце).

- Молодцы, ребята, правильно отгадали, я буду рада провести с вами сегодняшний день, который будет наполнен новыми приключениями и сюрпризами. Я с вами пока не прощаюсь.

Воспитатель: - Спасибо, солнышко за приглашение. Ребята, а вы хотите провести сегодняшний день на солнечной планете? Нас ждут солнечные игры, космический обед и много интересного, а свои впечатления мы отобразим в рисунках на асфальте.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Примеры игр с блоками

I группа:

выявление и абстрагирование свойств

 

Найди клад. Поручения. Кто быстрее соберет? Мышки – норушки. Запасы на зиму. Автотрасса. Выращивание дерева.

Необычные фигуры. Где чей гараж?

Научи Незнайку. Загадки без слов. Переводчики.

Сколько?

 

II группа:

сравнение, классификация, обобщение

Дорожки. Построй цепочку. Мост через речку. Поезд. Домино. Две дорожки. Второй ряд.

У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок? Покупки в магазине. Фабрика.

Два правила. Дружат – не дружат.

Угощения для медвежат. Архитекторы.

 

III группа:

логические действия и операции

 

 

Помоги фигурам выбраться из леса.

Найди выход. Готовим выставку.

Оформим витрину. Построй дом.

На свою веточку. Дерево. Муравьи.

Раздели блоки – 1. Один обруч.

Раздели блоки – 2. Помоги игрушке. Два обруча.

Раздели блоки – 3. Подарки для трех поросят. Три обруча.

 

 

 

 

 

 

Описание игр с блоками.

Группа упражнений

Название игры

Содержание игры

Примечание

Выявление и абстрагирование свойств

Найди клад

Выбирают блоки одной формы (8), под ними прячут "клад" (ведущий), дети, чтобы его найти, задают вопросы "Под желтым?" – нет и т.д.

Во второй серии берут 16 блоков (одного цвета), в вопросе называют два свойства. В третьей серии (24 блока, одинаковые по размеру или толщине), называют три свойства.

 

Поручения. Кто быстрее соберет?

Ведущий называет свойство блока (игрушки), а дети быстро их складывают в коробочку.

После освоения 1-го свойства, называют сразу 2, потом 3.

 

Мышки-норушки. Запасы на зиму.

Ведущий называет свойство, дети отбирают и прячут блоки (исчезает зрительная опора).

Так же по 2(3) свойствам. Другие названия: "Заселим домики", "Помоги муравьишкам"

 

Автотрасса

Дети строят гоночную трассу по определенным правилам, которые указаны в блок-схеме. При повторении упражнения правила меняются (по цвету, форме…).

При выполнении заданий с 2(3) свойствами изменять сюжет: дорожка ко дворцу Снежной Королевы, навести порядок в шкафу Человека Рассеянного и т.д.

 

Выращивание дерева. Необычные фигуры.

Простые фигуры превращаются в сложные, правила указаны в таблицах. Сначала выяснить, с какой фигуры начать. Если от фигуры стрелка не отходит, то ничего приставлять не надо.

Для игры необходимы палочки, которые будут имитировать ветки необычного дерева.

 

Где чей гараж?

Дети расставляют машины в гараже на основе одного свойства. Играют парами, деля набор блоков.

Для игры нужны схемы, которые усложняются в зависимости от количества свойств.

Сравнение, классификация обобщение.

Дорожки.

Построй цепочку. Мост через речку.

Поезд.

Из блоков дети выкладывают дорожки, н-р между домиками трех поросят. Правила дорожек меняются: рядом не должно быть фигур одного цвета (формы, размера…)

Дети учатся отрицать свойства: фигуры должны быть одинаковой формы и разного цвета и т.п.. так же по трем (4) свойствам.

 

Домино.

Играют 4 человека. Фигуры делят поровну. Договариваются о правилах, н-р, делать ход другим цветом.

Подбор правил тот же, что и в предыдущей игре.

 

Поймай пару.

Играют 5-7 человек. Один набор блоков у ведущего, второй делят поровну. Ведущий кладет любую фигуру, игроки должны найти ей пару – положить рядом фигуру, похожую по какому-либо свойству. Если правильно, то фигуру забрать себе, если нет, ее берет ведущий.

Во второй серии пара составляется по 2-м свойствам, затем по трем.

 

Две дорожки. Второй ряд.

В первой серии 2 игрока берут по 5 фигур, выкладывают стопкой. Первый игрок выкладывает в ряд все свои фигуры, начиная с верхней. Второй кладет рядом свои, если найдет общее свойство, забирает себе. В игре "Второй ряд" ведущий выкладывает некоторое кол-во фигур, задает правило, игрок строит второй ряд, за ошибку – штрафное очко.

Во второй серии – по 10 фигур, в 3-й по 12. Фигуры могут быть похожи по 2(3) свойствам, это обговаривается заранее.

 

Поймай тройку.

Ведущий складывает фигуры стопкой, снимает 2 верхние, кладет рядом. Первый игрок снимает следующую, кладет рядом и ищет общее свойство. Если правильно, забирает себе, если нет, то кладет вниз стопки.

Если общее свойство обнаруживает другой игрок, то он забирает. Выигрывает тот, кто соберет больше фигур.

 

У кого в гостях Вини-Пух и Пятачок?

Используются "домики" с фигурами, картинки героев. Определив закономерность, необходимо угадать, какая фигура спрятана под картинкой.

 

Покупки в магазине.

Выкладывается произвольный набор блоков. Детям предлагают сделать покупки: купить как можно больше блоков одного (2,3) свойств.

 

Фабрика.

Для игры необходимы модели "фабрики", которая может изменять одно (2.3) свойства блока. Ребенок слева от модели кладет блок, другой ребенок должен подобрать и положить справа еще один блок так, чтобы было изменено свойство в зависимости от типа фабрики.

 

Два правила.

В соответствии со схемами необходимо разложить блоки. Одинарная стрелка говорит, что блоки должны быть одного цвета, двойная – одной формы.

Можно менять значение стрелок (цвет и размер, форма и толщина)

 

Дружат – не дружат.

Ведущий кладет два любых блока и предлагает сказать, почему они могут или не могут дружить. Если игрок ответил правильно, то он пару забирает себе.

Например, дружат, т.к. одинакового цвета, не дружат, т.к. разной формы.

 

Угощения для медвежат.

Справа и слева от медвежонка дети должны положить блоки в соответствии с правилом, н-р, одной формы и разного цвета.

 

Архитекторы.

Отбираются блоки для строительства (по замыслу) в соответствии с блок-схемой.

Логические действия и операции.

Помоги фигурам выбраться из леса.

Найди выход.

Используются знаки с отрицанием свойств. Таблицы содержат символы для отрицания сначала одного, потом 2(3) свойств.

 

Загадки без слов. Переводчики. Все в ряд. Готовим выставку. Оформим витрину.

Сначала детям показывают одну карточку-символ, они должны выложить все блоки с этими свойствами. Кто отгадал, берет блок себе.

Далее предлагают 2(3,4) карточки, дети ищут блоки, которые соответствуют этому набору символов.

 

Научи Незнайку.

Детям предлагается научить Незнайку по-разному рассказывать о свойстве игрушки с помощью символов свойств к выбранному блоку подобрать все возможные карточки-симвлы.

 

Построй дом.

Ведущий блоки помещает в мешок, достает по одному. Кому блок подходит, кладет его в клеточку своего домика.

Сначала блоки подбираются по одному свойству, затем по 2,3.

 

На свою веточку.

Дерево. Муравьи.

Требуется в соответствии со схемой разместить блоки.

 

Раздели блоки-1.

Один обруч.

Буратино и Незнайка строят дом. Они не могут разделить блоки. Надо помочь. Дети раскладывают блоки рядом с игрушками: Буратино – красные, Незнайке - не красные.

Дети должны использовать в речи связку "не". Обручи могут имитировать вазу, пруд, домик, а блоки – цветы, утят, гномиков.

 

Раздели блоки-2.

Помоги игрушке.

Два обруча.

Принцип тот же. Сначала делят блоки между 4-мя героями с помощью символов, потом между двумя. Затем кладут в обручи.

 

Раздели блоки-3.

Подарки для трех поросят.

Три обруча.

Принцип тот же. Делят блоки между тремя игрушками, затем раскладывают в обручи.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×