"Использование инновационных технологй по развитию речи дошкольников" | Попова Светлана Александровна. Работа №310496
Цель мастер-класса: - Повышение профессионального уровня педагогов; - формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО. Задачи: 1. Демонстрация опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО 2. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками. 3. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога. Материал и оборудование: 1. Ноутбук и проектор. 2. Презентация по теме. 4. Атрибуты к развивающим играм.
Мастер-класс «Использование инновационных технологий в процессе
образовательной деятельности
по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Подготовила:
Попова С А воспитатель, педагог-психолог.
Цель мастер-класса:
- Повышение профессионального уровня педагогов;
- формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной
деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.
Задачи:
1. Демонстрация опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе
образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО
2. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации
и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.
3. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса,
отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Материал и оборудование:
1. Ноутбук и проектор.
2. Презентация по теме.
4. Атрибуты к развивающим играм.
Ход мастер-класса:
Слайд 1
Тема: «Использование инновационных технологий в процессе образовательной
деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 2
Начать свое выступление я хотела бы со слов Е. И. Тихеевой: "Мы должны вводить
детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны
уметь пользоваться ее сокровищами".
Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что наиболее оптимальным
условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная
среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы
общения. Не случайно считается, что речь человека – это его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Педагог, грамотно владеющий речью и правильно использующий методы и приемы развития речи дошкольников, в
настоящее время – редкость. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и
исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления
коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.
Сегодня я хочу показать вам несколько инновационных технологий в развитии речи
детей дошкольного возраста в условиях внедрения Федеральных
государственных образовательных стандартов дошкольного образования и то, как
их можно использовать на практике.
В связи с этим, хочу задать вам вопрос: что согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС
ДО) включает «речевое развитие»?
СЛАЙД 3 (педагоги думают, обсуждают)
Совершенно верно, это:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
СЛАЙД 4
Теперь
давайте
вместе
определим,
что
же
влияет
на речевое
развитие
дошкольников?
Это: Целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью
различных инновационных
и
развивающих
технологий
в
процессе
ОД, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами
приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно
ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их
внедрять.
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно
выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования,
Вы видите их на слайде:
- технологии развивающего обучения,
- технологии проблемного обучения,
- игровые технологии,
- компьютерные технологии,
- здоровьесберегающие технологии
- альтернативные технологии.
Слайд 5
Игровые технологии
Что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим
видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра является основным
видом деятельности ребенка, то педагогу необходимо построить свою деятельность
на ее основе. Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его,
не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность
«прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании
взрослого.
К игровым технологиям относят:
- игры на развитие мелкой моторики;
- театрализованные игры;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры.
Инновационные игровые технологии – это технологии, появившиеся сравнительно
недавно. В работе можно использовать следующие инновационные игровые
приемы: игры «Гусеница», «Салат из сказок». С ними я вас сейчас познакомлю.
Слайд 6
Цель игры «Гусеница» (по-другому она называется «Голова – туловище - хвост») –
определение места звука в слове. На доску прикрепляется нарисованный поезд:
голова и 2 вагона, в каждом из которых имеются кармашки. Я раздаю ребятам
картинки и даю задание: определить место звука А (например) в словах. В
соответствии с местом звука картинка помещается в нужный вагон. Данная игра
полезна при подготовке детей к обучению грамоте.
Слайд 7
Игра «Салат из сказок» помогает развивать не только речь ребенка, но и память,
мышление, фантазию. Смысл игры состоит в том, что можно сочинить собственную
сказку, смешав героев разных сказок. Давайте попробуем
(на экране картинки с изображением сказок, педагоги пробуют составить новую
сказку).
Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким
основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
• развивающий материал используется в качестве ее средства;
• в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который
переводит дидактическую задачу в игровую.
Слайд 8
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях
американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая
организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под
руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность
происходит речевое развитие.
воспитанников,
в
результате
чего
и
Слайд 9 В работе можно использовать игру «Что делать если…»
А сейчас предлагаю Вам поиграть со мной.
Слайд 10 Я буду называть слова, если в слове есть звук Б, встаньте, если П –
присядьте: поезд, бабочка, капуста, поле, булка, вагон, сахар, книга…
Конечно, возникает вопрос, а что делать, если заданного звука нет в слове?
Таким образом мы не только развиваем внимание, но и побуждаем детей к речевой
активности. Данную игру можно использовать на занятии вместо физминутки.
Слайд 11 Здоровьесберегающие технологии
Цель
здоровьесберегающих
технологий обучения
–
обеспечить
возможность
сохранения здоровья за период обучения и воспитания, сформировать необходимые
знания,
умения
и
навыки
по
в
здоровому образу
жизни,
научить использовать полученные
знания
повседневной
жизни.
К
здоровьесберегающим технологиям можно отнести:
- артикуляционную гимнастику;
- пальчиковую гимнастику;
- су –Джок –терапию;
- дыхательную гимнастику;
- гимнастику для глаз;
Ритмопластику и т. д.
Слайд 12 В работе можно использовать игру «Кричалки – шепталки - молчалки».
По сигналу дети выполняют определенные задания: если я показываю карточку
зеленого цвета – детям разрешается подвигаться, побегать, громко разговаривать и
т. д., если карточку желтого цвета – то бегать уже нельзя, можно ходить спокойно,
говорить можно только шепотом, если карточка красного цвета, то дети должны
присесть и молча слушать необходимую информацию. Такую игру можно провести
и в качестве физминутки.
Слайд 13 Альтернативные технологии
В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те,
которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной,
будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников
педагогического процесса.
С
этой
точки
зрения
всякая инновация может
претендовать на статус альтернативной технологии.
Технологию ТРИЗ
—
теорию
решения
изобретательных
задач
–
я
начала использовать совсем недавно.
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с
пониманием происходящих процессов. Основным средством работы с детьми
является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания,
раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает
вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он
сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами
подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда
педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию,
когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь
познания и преобразования предмета или явления.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Данная работа проводится поэтапно:
На 1 ЭТАПЕ. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях,
которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть
окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами
и качествами: например, новую игрушку.
На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
На 4 ЭТАПЕ. Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации.
Слайд 14
Еще одна игра по технологии ТРИЗ – «Сказки от живых капель и клякс».
Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже
трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их
отдельные детали и ответить на вопросы: «на что похожа твоя или моя
клякса?» «Кого или что напоминает?», далее можно прейти к следующему этапу –
обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить
сказку. Эта игра развивает не только речь, мышление, но и само выдувание клякс
является своеобразной дыхательной гимнастикой.
Технологии развивающего обучения.
В основе технологии развивающего обучения лежит теория, которая берет свое
начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др., продолжателем которой
стал Л. С. Выготский, он писал: «Педагогика должна ориентироваться не на
вчерашний, а на завтрашний день детского развития», т. е. на существенный
признак развивающего обучения.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию
связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию
речи:
обогащения словарного запаса,
при обучении составлению рассказов,
при пересказах художественной литературы,
при отгадывании и загадывании загадок,
при заучивании стихов.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо,
чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным,
занимательным. Во всех применяемых ранее видах мнемотехники использовались
чёрно – белые или цветные картинки – карточки. Работа ведётся с одной общей
мнемотаблицей всей подгруппой.
Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на
кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что
“Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”.
Поэтому можно соединить эти два вида работы.
СЛАЙД 15
Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.
Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок
колечек представлен в рисунке 1 (Рисунок 1).
Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием
пособия “Волшебные колечки”.
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые
подбираются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения. СЛАЙД 16
Например,
Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
Трамвай с дугой (Что это за дуга?).
Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с
подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью
токоприёмников.
“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” - это название большого и быстрого
катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии
советских пассажирских речных судов на подводных крыльях.)
Работа над многозначным словом крылья проводится по мнемотаблице.
3 этап. Деление стихотворения на части.
В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.
В данном стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а дети отвечать.
4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на
палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью
вниз.
Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”
вот машина – на безымянный колечко “Машина”
Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.
По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.
5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.
А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а
ты продолжишь.
Молодец! А теперь без моей помощи.
6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.
А кто из Вас может рассказать стихотворение без колечек.
СЛАЙД 17
Еще одна техника «Друдлы». Эта техника позволяет развивать
мышление, воображение, фантазию, итог работы – коллективный просмотр и
обсуждение рисунков – развивает речь детей.
СЛАЙД 18
Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно
абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо
придумать что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных
интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то,
чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого
мышления! Сейчас я раздам вам друдлы, ваша задача – дорисовать их. (педагоги
работают)
СЛАЙД 19
Инновационная технология «Скрайбинг»– процесс визуализации сложного
содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов
происходит прямо во время передачи информации. Скрайбинг можно выполнять не
только в виде рисунка, но и в виде аппликации, лепки, пластилинографии и т. д.
Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей
существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его
объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче
детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое
воображение дошкольников.
Представьте, вашему ребёнку задали дома выучить стихотворение. И да, оно
написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить
скрайбинг.
Возьмём, к примеру, следующий текст:
Мороз и солнце, день чудесный.
О чём грустишь, мой друг прелестный?
Попросите ребёнка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами
стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст. Как вариант:
Мороз (снежинка) и солнце (солнышко), день чудесный (календарик со
смайлом).
О чём (вопросительный знак) грустишь (грустный смайл), мой друг
(рукопожатие) прелестный (смайл восхищения или обнимашки)?
Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он
не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом.
Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их
большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки.
«Благодарный медведь».
Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек.
Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А
медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила
она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл.
Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней
медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей,
опять поклонился и в лес ушёл.
Всей деревней этот мёд ели.
На этом мой мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, он был для вас полезен.