«Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками» | Ирина Сергеевна Курдюмова. Работа №303367
Время информационных технологий вынуждает нас, педагогов, всё больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объём информации что обрушивается на них. работа педагога по готовым конспектам уходит в прошлое.
Перед падагогом стоит задача самостоятельно проектировать образовательную работу с детьми. Поиск формы такого обучения привёл к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим.
Таким требованиям отвечает метод использования интеллектуальны карт.
Консультация
«Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками»
Время информационных технологий, в котором мы живем, вынуждает нас, педагогов, все больше задумываться о том, как помочь нашим детям охватить тот объем информации, что обрушивается на них, как помочь им увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Мы должны не просто научить их думать, но еще и творить, создавать новое.
Работа педагога по готовым конспектам все больше уходит в прошлое. Творческий воспитатель стремится сам проектировать образовательный процесс, учитывая и уровень развития детей группы, и собственные интересы, и возможности дошкольного учреждения, и тенденции образовательной системы.
При этом появляется насущная необходимость использовать публикуемый методический материал не по принципу «я его слепила из того, что было», а умело встраивать его в сложившуюся базовую систему работы с детьми, сохраняя основные задачи развития детей, не нарушая логику представления детям учебного материала, а лишь обогащая его по смыслу. Перед нами стоит задача самостоятельно проектировать образовательную работу с детьми по определенному контекстному содержанию, представляя его детям во всем многообразии, взаимосвязях, с учетом интересов и возрастных особенностей самих детей. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллектуальных карт, который давно применяется в дошкольном воспитании многих зарубежных стран. При подходе, связанном с критическим мышлением, необходимо вначале выявить имеющиеся знания и представления и упорядочить их, затем добавить и классифицировать новые, а после этого органично соединить их друг с другом. Отмечу, что это лишь один из возможных приемов представления материала.
Интеллектуальные карты (в переводе с английского «карты ума, умственные карты, ментальные карты или мыслительные карты») придумал американский специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен в 1960-1970-х гг.
Его подстегивала мысль о создании метода, объединяющего характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям мозга.
С помощью мыслительных карт можно распределить известную информацию и понять, чего не хватает, обнаружить сильные и слабые стороны наших представлений о предмете, увидеть, как встраивается новое содержание в старые рамки, какие компоненты модели связаны, а между какими связь еще не установлена.
Вся информация изображается в графическом виде на большом формате бумаги. Она отражает смысловые связи, причинно –следственные отношения, ассоциативные связи между понятиями и частями.
Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы. Другими словами интеллектуальная карта это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации с помощью которого развиваются как познавательные, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Актуальность использования метода интеллект-карты.
Позволяет осуществить интеграцию
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ;
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ;
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ
.
Содействует реализации целевых ориентиров
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
;
АКТИВНОСТЬ;
ОВЛАДЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
.
Цели создания интеллект-карт с дошкольниками
1-е НАПРАВЛЕНИЕ
Цель – сбор материала (информации) о предмете, явлении, объекте.
ДЕЙСТВИЯ:
•Создать карту в ходе обсуждения
•Расширять и пополнять словарный запас
•Развивать процессы мышления: анализ, синтез, аналогия, обобщение, ассоциации.
2-е НАПРАВЛЕНИЕ
Цель – развитие связной речи детей .
ДЕЙСТВИЯ:
•Учить последовательно и самостоятельно излагать свои мысли.
3-е НАПРАВЛЕНИЕ
Цель – закрепление и обобщение материала
ДЕЙСТВИЯ:
•Создать карту как итог работы с детьми по теме
• Развивать у детей умение выделять главную мысль ,припоминать изученное
•Активизировать словарь, совершенствовать связную речь.
Условия и правила создания карт
1. Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
4. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
9. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не
смешивались с соседними ветвями.
Стиль карты необходимо вырабатывать свой собственный. Они могут быть нестандартными и с юмором. Главное чтоб интеллект- карта нравилась самому автору.