Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками | Ракитина Мария Сергеевна. Работа №293804
Автор: Ракитина Мария Сергеевна
«Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена. С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод использования ментальных карт. Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. Ментальные карты ещё по другому называются: интеллект–картами, картами знаний, мыслительными картами, картами головы. Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко.
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 258",
г. Новосибирск.
Воспитатель: Ракитина М. С.
«Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками»
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена.
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стал для меня метод использования ментальных карт. Понятие «интеллект-карты» (mind maps) ввел психолог из Великобритании, автор методик запоминания, креативности и организации мышления, автор и соавтор более 100 книг Тони Бьюзен. Ментальные карты ещё по другому называются: интеллект–картами, картами знаний, мыслительными картами, картами головы. Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.
Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.
Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.
Каковы же полезные свойства интеллект-карт? Это:
Наглядность.
Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность.
Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость.
Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность.
Интеллект –карта помогает
выявить недостаток
информации и понять, чего не хватает;
Творчество.
Интеллект- карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.
Возможность пересмотреть.
Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
В речевом развитии я применяю её в нескольких направлениях:
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект- карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети закрепляют навыки звукового анализа, умение выделить главную мысль, пополняется активный и пассивный словарь.
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.
Как составлять интеллект - карты:
Лист бумаги предпочтительно располагать горизонтально, так отводится больше места под рисунок, что позволит расширить и модернизировать его.
В центре пишется и обводится главная идея (цель, предмет, название новой темы).
Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы.
Каждое ответвление обозначается ключевым словом или фразой, добавляются символы, иллюстрации.
Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными иллюстрациями, которые могут быть представлены в виде: рисунков детей, картинок, вырезанных из журналов, газет, собственными символами. Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы.
В своей педагогической практике применять интеллект-карты я начала в прошлом году с детьми 6-7лет. Работу, по применению интеллект-карт я продолжаю и сейчас, возраст детей моей группы 5-6 лет, карта имеет упрощенный вариант, в зависимости от возраста она может и должна усложняться.
Вывод: результативность применения интеллект-карт на занятиях в ДОУ достигается за счет повышения наглядности и систематизации учебного материала. Использование интеллект-карты дает возможность применять индивидуальные и коллективные формы обучения и способствует усилению самостоятельной активности дошкольников в процессе обучения.