Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе ФГОС | Помогайбо Татьяна Алексеевна. Работа №338507
Аннотация: Статья посвящена роли интерактивных технологий в реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в начальной школе. Автор подчеркивает, что ФГОС ориентирован на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирование навыков самостоятельной работы и коммуникативных компетенций. Интерактивные технологии предоставляют уникальные возможности для активного и эффективного обучения детей, повышая мотивацию и интерес к учебе, обеспечивая индивидуальный подход и развивая ключевые компетенции учащихся.
Ключевые слова: ФГОС, интерактивные технологии, развитие интеллектуальных способностей, индивидуализация обучения, интерактивное обучение.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Помогайбо Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №7» г. Мариуполь
Аннотация: Статья посвящена роли интерактивных технологий в реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) в начальной школе. Автор подчеркивает, что ФГОС ориентирован на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирование навыков самостоятельной работы и коммуникативных компетенций. Интерактивные технологии предоставляют уникальные возможности для активного и эффективного обучения детей, повышая мотивацию и интерес к учебе, обеспечивая индивидуальный подход и развивая ключевые компетенции учащихся.
Ключевые слова: ФГОС, интерактивные технологии, развитие интеллектуальных способностей, индивидуализация обучения, интерактивное обучение.
В рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), одна из основных задач обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирование навыков самостоятельной работы и коммуникативных компетенций. ФГОС предлагает новый подход к образованию, который стремится развить у учащихся не только знания, но и навыки самостоятельного творческого мышления, коммуникации и сотрудничества.
ФГОС предполагает:
- Индивидуализацию образования. Это означает, что учитель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать для него условия, способствующие его развитию.
– Активность учащихся. ФГОС предлагает перейти от пассивного усвоения информации к активной роли ученика в процессе обучения.
- Целостность образовательного процесса. ФГОС предлагает объединять различные образовательные области и предметы, чтобы учащиеся могли видеть связь между ними и применять полученные знания и навыки в разных ситуациях.
Интерактивные технологии играют важную роль в обучении в начальной школе в условиях реализации ФГОС. Они предоставляют уникальные возможности для активного и эффективного обучения детей.
Интерактивные технологии — это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность по заданным правилам и условиям.
Применение интерактивных технологий на уроках способствует:
- Повышению мотивации и интереса учеников к учебному процессу. Интерактивные уроки, использующие компьютерные программы, игры, электронные доски и другие средства, привлекают внимание и вызывают интерес у детей. Они позволяют ученикам активно участвовать в обучении, задавать вопросы, искать ответы, самостоятельно решать задачи. Такой подход к обучению способствует развитию творческого мышления и активности учеников.
- Обеспечению индивидуального подхода к каждому ученику. Использование интерактивных учебных программ позволяет адаптировать учебный материал под уровень и потребности каждого ученика. Это особенно важно в начальной школе, где ученики имеют различные предпочтения, темпы обучения и уровень знаний. Интерактивные технологии позволяют учителям дифференцировать обучение, предоставлять дополнительные задания для продвинутых учеников и давать дополнительную поддержку для учеников, испытывающих трудности.
- Развитию ключевых компетенций учащихся. В соответствии с ФГОС, одной из главных задач образования является развитие коммуникативных, критического мышления, проблемно-поисковой и творческой компетенций. Интерактивные технологии вводят учеников в интерактивное обучение и сотрудничество, развивают их навыки работы в команде, анализа информации, принятия решений и создания новых идей.
Интерактивные технологии помогают активизировать учебный процесс, делая его интересным и увлекательным для учащихся. На уроках применяются:
1. Интерактивные доски. Интерактивная доска позволяет учителю отобразить любую информацию, представить ее в интерактивной форме и включить учащихся в активное обсуждение и поиск решений. На уроках математики, например, учитель может использовать интерактивную доску для построения графиков и решения математических задач.
2. Интерактивные учебники и обучающие программы. Такие учебники и программы позволяют учащимся самостоятельно изучать материал, выполнять практические задания и получать обратную связь. На уроках окружающего мира или литературы, например, учитель может использовать интерактивный учебник с вопросами, заданиями и мультимедийными материалами для более эффективного изучения материала.
3. Интерактивные игры и задания. Они способствуют развитию логического мышления, внимания и памяти учащихся. На уроках иностранного языка, например, учитель может использовать интерактивные игры для закрепления иностранных слов и фраз.
4. Интерактивные технологии могут быть использованы и на уроках творчества или уроках музыки. Например, учитель может использовать интерактивные презентации или видеоматериалы для знакомства с произведениями искусства и их анализа. Это позволяет учащимся лучше понять и воспринять произведения искусства.
Использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) может быть полезным средством обучения и развития детей. Однако, существуют и некоторые недостатки, которые также стоит учитывать.
Одним из главных преимуществ использования интерактивных технологий является их способность заинтересовать детей и сделать уроки более интерактивными. Мультимедийные презентации, программы с игровыми элементами и онлайн-ресурсы позволяют детям взаимодействовать с материалом и получить новые знания с увлечением. Это способствует активизации учебной деятельности и повышению мотивации учеников.
Кроме того, использование интерактивных технологий позволяет учащимся лучше запоминать материал и развивать навыки самостоятельной работы. С помощью интерактивных заданий и упражнений можно повысить уровень понимания учебного материала и способствовать его закреплению. Еще, интерактивные технологии предоставляют возможность дифференцировать обучение, подстроив задания под индивидуальные потребности и способности каждого ученика.
Однако, следует отметить и некоторые недостатки использования интерактивных технологий в начальной школе. Возможность отвлечения и распыления внимания учащихся с помощью различных активных элементов и эффектов может быть одним из негативных последствий. Также, необходимость наличия соответствующей аппаратной базы и квалифицированных специалистов для использования интерактивных технологий может стать ограничением для реализации данного подхода.
Список литературы
1. Новикова, Л. А. Интерактивные технологии в образовании. М.: Академия, 2012.
2. Коваленко, О. А. Интерактивные технологии в начальной школе: возможности и перспективы. Начальная школа №1, 2019, с. 46-51.