Использование интерактивных загадок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста | Винокурова Мария Саввична. Работа №345381
Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют представления детей о каком-то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т. е. способствуют речевому и умственному развитию. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир
. Использование интерактивных загадок в логопедической работе с детьми дошкольного возраста
«Загадка доставляет уму ребёнка
полезное упражнение»
К.Д.Ушинский
Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только уточняют, расширяют представления детей о каком-то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т. е. способствуют речевому и умственному развитию. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир.
Задача педагогов зажечь интерес в глазах ребенка, помочь детям обучаться радостно, светло, без принуждения, чтобы занятия были интересными по содержанию и занимательными, эмоциональными по форме. Поэтому мы и решили включать в процесс обучения детей с речевой патологией загадки. Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность, растительный и животный мир, предметы труда и т.д.
Загадки, расширяя кругозор детей, развивая и обогащая речь, стимулируют процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, способствуют развитию у детей логического вербального мышления, памяти. Разгадывая загадки, дети учатся самостоятельно делать выводы, умозаключения, у них развивается сообразительность и достаточно быстрая актуализация лексического материала из долговременной памяти, быстрее формируется грамматический строй речи, корректируются дефекты его формирования.
Формирование грамматических категорий у детей с речевой патологией затруднено и происходит медленно. Загадки позволяют детям быстрее запоминать слова и словосочетания, а затем использовать их в собственной речи, да и сами занятия проходят веселее и непринужденнее.
Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову.
Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой , тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать , сопоставлять явления, выделять нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность , привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.
Современный педагог всё чаще использует в своей деятельности информационные технологии. И я на своих занятиях стала использовать интерактивные загадки, которые создаю в программе Smart notebook. Для детей, отгадывание загадок - это игра. Новые знания в процессе игры усваиваются намного лучше. Тематика загадок соответствует лексической теме недели. Дети узнают много нового об окружающем мире, развивают мышление и связную речь. Во время поиска отгадки знания лучше откладываются в памяти.
Так как детям сложно воспринимать "сухую" информацию, интерактивные загадки помогают привлечь внимание, повысить заинтересованность и активность детей.
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Для оптимального использования интерактивной доски в работе с дошкольниками требуется соблюдение методических рекомендаций:
1. Интерактивная доска должна использоваться в работе со старшими дошкольниками при безусловном соблюдении физиолого- гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
2. Применяемые информационно- дидактические пособия должны быть адекватными психическим и психофизиологическим возможностям ребенка.
3. Организация и методика проведения занятия с ИД соответствует методике проведения традиционных занятий и основным дидактическим принципам дошкольной педагогики.
Занятие с применением ИД включает в себя несколько частей. И только одна часть посвящается непосредственно работе с ИД.
4. При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющие знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы.
Преимущества работы с интерактивной доской:
1. Усиливает подачу материала.
2.Помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми.
3. Позволяет увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала.
4. Развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей.
Описание интерактивных загадок про домашних животных для детей 5-6 лет по развитию речи.
Цель: продолжать обучать детей отгадыванию загадок, умение отгадывать описательные загадки.
Задачи:
1.Образовательные:
формировать знания детей о домашних животных;
способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний
2. Развивающие:
развивать воображение, любознательность, память и мышление детей;
повышать речевую активность детей;
развивать умение отвечать на вопросы;
развивать зрительное восприятие
3. Воспитательные:
учить внимательно слушать вопрос, отвечать на вопросы;
вызывать эмоциональный отклик;
воспитывать бережное отношение к животным.
Ход: на ИД представлены ряд картинок с животными. В начале педагог нажимает на вопрос и дети слушают загадку.Тот кто отгадал загадку должен подойти к ИД и нажать ручкой на картинку. Если ответ правильный раздается поощрительное слово: «Соптоох эппиэт»( «Это верный ответ»). Если ответ неправильный, раздается слово «Сыыһа»( «Неправильно» или « Не отгадал»).
Хонууга күүлэйдиир,
Күөх оту кэбийэр,
Үрүҥ ас арааһынан
Биһигини күндүлүүр (Ынах)
Сыспай сиэллээх,
Түөрт түөрэм туйахтаах,
Сылбырҕа сырыылаах,
Бар дьоҥҥо туһалаах. (Ат)
Хаһыҥырас саҥалаах,
Бадарааны таптааччы,
Эмис, халыҥ сыалаах
Хаһатынан хайҕанааччы. (Сибиинньэ)
Кутуруга эйэҥэлэс,
Атахтара элэҥнэс,
Хаһаайыҥҥа доҕор-атас,
Эрэбиллээх харабыл. (Ыт)
Олус эрдэ турааччы,
Соһуччу хаһыытааччы,
Туорааҕынан аһааччы,
Кууруссаны манааччы. (Бөтүүк)
Тыаһа суох сыбдыҥныыбын,
Куоттарбакка ойоммун,
Кутуйахха тойоммун. (Куоска)
Интерактивные игры, занятия- несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.