Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование картографических технологий и ГИС в образовательном процессе | Макаров Владимир Александрович. Работа №349033

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В современном образовательном процессе география занимает особое место, поскольку она сочетает в себе множество дисциплин и навыков. Использование картографических технологий и геоинформационных систем (ГИС) в обучении позволяет значительно повысить интерес учащихся к предмету и улучшить усвоение материала. Данная статья рассматривает различные методы и подходы применения картографических технологий и ГИС в образовательном процессе, их влияние на развитие пространственного мышления и анализ данных, а также примеры их интеграции в учебный процесс.

Ключевые слова: география, картографические технологии, геоинформационные системы, образовательный процесс, пространственное мышление, интеграция технологий.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ГИС В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

 

Макаров Владимир Александрович, учитель географии

МБОУ "Марфовская СОШ ", Республика Крым, с. Марфовка

 

Аннотация. В современном образовательном процессе география занимает особое место, поскольку она сочетает в себе множество дисциплин и навыков. Использование картографических технологий и геоинформационных систем (ГИС) в обучении позволяет значительно повысить интерес учащихся к предмету и улучшить усвоение материала. Данная статья рассматривает различные методы и подходы применения картографических технологий и ГИС в образовательном процессе, их влияние на развитие пространственного мышления и анализ данных, а также примеры их интеграции в учебный процесс.

Ключевые слова: география, картографические технологии, геоинформационные системы, образовательный процесс, пространственное мышление, интеграция технологий.

 

География как наука охватывает широкий спектр тем, связанных с природными, экономическими, социальными и культурными аспектами жизни на Земле. В условиях стремительного развития технологий, особую актуальность приобретает использование картографических технологий и геоинформационных систем (ГИС) в образовательном процессе. Эти инструменты не только обогащают содержание уроков, но и способствуют более глубокому пониманию географических явлений и процессов.

Значение картографических технологий и ГИС в образовании

Обогащение учебного материала

Карты и геоинформационные системы предлагают необычайно богатый визуальный ресурс для изучения географических концепций. Ученики могут видеть, как различные факторы влияют на пространственные модели, такие как климат, разнообразие биомов, экономические показатели и т.д. Визуализация данных на картах помогает учащимся лучше осмыслять информацию и закреплять её в памяти.

Развитие критического мышления

Использование ГИС дает возможность учащимся проводить собственный анализ и делать выводы на основе фактических данных. Учащиеся учатся интерпретировать карты, сравнивать различные географические явления и выявлять закономерности. Это развивает их аналитические и критические навыки, что является неотъемлемой частью образования.

Интеграция картографических технологий и ГИС в учебный процесс

Применение ГИС в проектной деятельности

Проектная деятельность с использованием ГИС позволяет учащимся работать над реальными проблемами, такими как изменение климата, планирование городской инфраструктуры или анализ природных ресурсов. Это предоставляет уникальную возможность для применения знаний на практике и формирует навыки работы в команде.

Уроки с использованием цифровых карт

Цифровые карты являются мощным инструментом в обучении. Ученики могут взаимодействовать с материалом через различные платформы и приложения. Это взаимодействие может включать работу с интерактивными картами, анализ данных с помощью программ ГИС и презентацию полученных результатов через визуализированные отчеты.

Примеры успешного применения ГИС в образовательных учреждениях

Географические информационные проекты

В нескольких школах были внедрены проекты по использованию ГИС для изучения местных экологических проблем. Ученики собирали данные о загрязнении и состоянии природных ресурсов, а затем представляли свои выводы на школьных конференциях. Эти проекты не только способствовали пониманию географической науки, но и повышали сознательность по вопросам окружающей среды.

Интеграция ГИС в междисциплинарное обучение

Геоинформационные технологии успешно интегрируются в другие предметы, такие как история или биология. Например, изучая историческое развитие городов, учащиеся анализируют старые карты в сочетании с современными ГИС. Это развивает навыки междисциплинарного мышления и помогает в понимании взаимосвязей между различными науками.

Преимущества и вызовы использования ГИС в образовании

Преимущества

Увеличение интереса к предмету: Интерактивные карты и ГИС делают уроки более увлекательными.

Развитие обязательных навыков: Учащиеся приобретают ценные компетенции в работе с данными и технологиями.

Практическое применение знаний: Реальные проекты и задачи позволяют применять теоретические знания на практике.

Вызовы

Требования к подготовке учителей: Учителя должны быть хорошо подготовлены к использованию ГИС и технологий.

Доступность ресурсов: Не все образовательные учреждения имеют доступ к необходимому программному обеспечению и ресурсам.

Технические проблемы: Необходимость в постоянной технической поддержке и обновлении программного обеспечения.

Использование картографических технологий и геоинформационных систем в образовательном процессе создаёт множество возможностей для глубокого понимания географии и развития ключевых навыков у учащихся. Несмотря на некоторые вызовы, преимущества этой интеграции очевидны и требуют дальнейшего развития и внедрения в учебные планы. С правильной поддержкой и подготовкой учителей, ГИС могут стать мощным инструментом в обучении и позволят учащимся более эффективно взаимодействовать с миром вокруг них.

 

Список литературы

Бейсенова

Алия

Сарсеновна

Эффективное использование технологий географических информационных систем (ГИС) в географическом образовании // Science Time. 2016. №6 (30).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnoe-ispolzovanie-tehnologiy-geograficheskih-informatsionnyh-sistem-gis-v-geograficheskom-obrazovanii

Орехова Анастасия Владимировна Формирование геоинформационной компетентности учащихся в процессе изучения г

еографии на основе применения ГИС-технологий // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2014. №1 (81).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-geoinformatsionnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-v-protsesse-izucheniya-geografii-na-osnove-primeneniya-gis-teh

nologiy

Пупышева Светлана Анатольевна,

Жадовская

Дарья Алексеевна Применение геоинформационных технологий на уроках географии // Современные образовательные практики в студенческих исследованиях.

2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie

-geoinformatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-geografii

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×