Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Использование Кейс - технологии как средства нравственного воспитания" | Куркова Люба Александровна. Работа №352280

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Одной из актуальных технологий на сегодняшний день является использование кейс - технологии в дошкольном образовании.

           Это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (кейсов). Главное его предназначение - развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. 

 

 

 

 

Методическая разработка

 

 

 

 

Использование Кейс - технологии

как средства нравственного

воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

воспитатель

Куркова Люба Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023г.

 

 

 

Нравственное формирование личности ребёнка является одной из важнейших задач воспитания, главным стержнем личности.

В психолого-педагогическом словаре Е.С.Рапоцевича: нравственность (мораль) рассматривается как совокупность норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе на основе общественного мнения, стимулирующих или тормозящих их поведение и деятельность.

Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед нами - педагогами. Актуальность заключается в определении основных путей, методов и средств нравственного развития у детей дошкольного возраста.

Одной из актуальных технологий на сегодняшний день является использование кейс - технологии в дошкольном образовании.

Это метод активного проблемно - ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач ситуаций (кейсов). Главное его предназначение - развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество педагога и ребёнка.

Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предлагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, метода диалога и дискуссии.

Кейс способствует развитию умений:

- Анализировать ситуации

- Оценивать альтернативы

- Выбирать оптимальный вариант решений проблемных ситуаций

-Составлять план осуществления решений.

И как результат - устойчивый навык решения практических и жизненных задач, направленных на формирование нравственного поведения, а именно этого требует от нас ФГОС ДО (целевые ориентиры «ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»).

Использование кейс- технологии имеет ряд преимуществ:

У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Развивается

умение логически мыслить, формулировать

вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать своё мнение, уважая при этом чужое.

Достоинством кейс

- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности.

Требования к содержанию кейса:

Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни.

Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Действия педагога в кейс- технологии:

Создание кейса или использование уже имеющегося;

Распределение воспитанников по малым группам (4-6 человек, если этого требует кейс

- ситуация);

Знакомство детей с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий, организация работы учащихся в малых группах, определение капитанов

- правила кейса;

Организация

презентации решений в малых группах;

Организация общей дискуссии;

Обобщающее выступление педагога, его анализ ситуации.

Действия детей в кейс игре

1этап – знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап – выделение основной проблемы (проблем);

3 этап – анализ последствий принятия того или иного решения;

4 этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий;

5 этап – презентация решения кейса – групповая или индивидуальная презентация.

Использование кейс - технологии как средства нравственного воспитания дошкольников, помогает детям 5-7 лет приобрести установку на положительное отношение к миру, людям, самому себе, осознанное нравственно - этическое поведение и общение, признание ценностных духовных идеалов и овладение умением поступать по чести и совести, благородно и бесконфликтно, на адекватное проявление своих чувств, что помогает в решении важнейшей задачи ФГОС ДО – духовно- нравственного становления дошкольников.

В своей работе я использую кейс - ситуации, кейс- иллюстрации и кейс- фото.

Кейс- ситуация – это кейс, представленный в устном изложении, это могут быть различные ситуации, базирующиеся на реальном фактическом материале или приближены к реальной ситуации.

Кейс- иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Кейс отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку своего взгляда на её решение. В ходе рассуждений дети демонстрируют имеющиеся у них знания, а затем, в силу своих творческих способностей, приходят к поиску ответа в конкретной проблемной задаче.

Фото- кейс очень схож с методом кейс- иллюстрацией. Единственное отличие - вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни. Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются и решаются детьми, осваиваются в ходе изучения.

Для реализации данной технологии в кейс - пакете имеется: фотография, соответствующая реальным событиям, где показана реальная или смоделированная проблемная ситуация, текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию, карточка с правильно поставленным вопросом, мотивирующим детей проанализировать данную проблему и найти оптимальное решение этой проблемы.

Технология «Фото - кейс» по нравственному воспитанию дошкольников помогает в решении конкретных задач.

 

Дружба.

Цели: обобщить и расширить представления детей о понятиях «друг», «дружба», «честность», «справедливость»; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения; развивать осознанное доброжелательное отношение к окружающему миру; способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.

 

Тема: «Дружба»

Проблемная ситуация: После игры ребята стали убирать игрушки на свои места. Даня поднял ящик с конструктором и собрался его нести. Арсений увидел, что Дане трудно одному. Он подошёл и взял ящик с другой стороны, чтобы помочь другу.

Вопрос: Как можно оценить поступок Арсения? Кто из вас тоже стремится помочь другим? Можно ли Арсения назвать настоящим другом? А что такое дружба?

 

Вежливость.

Цели: уточнить знания о понятиях «вежливость», «вежливый человек»; формировать ответные добрые чувства на заботу окружающих; развивать речь, воображение, логическое мышление.

 

Тема: «Вежливость»

Проблемная ситуация: по возвращении с прогулки, когда дети входили в двери детского сада, один мальчик придерживал дверь, чтобы ребята могли войти друг за другом. Все спокойно заходили и говорили ему: «Спасибо». Но некоторые ребята ринулись толпой, расталкивая друг друга, наступая на ноги, естественно, забыв о словах благодарности.

Вопрос: правильно ли поступили эти дети, толкая и распихивая друг друга в дверях? Что могло произойти? Можно ли про них сказать, что они вежливые?

 

Моя семья

Цели: обобщить и закрепить знания детей о семье, формировать правильное представление о семье, трудовых обязанностях её членов; воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи; способствовать развитию доброжелательности, терпимости и понимания.

 

 

Тема: «Моя семья»

Проблемная ситуация: во время прогулки один мальчик играл очень неаккуратно. Он падал на землю, ползал на коленях и на все просьбы воспитателя быть аккуратнее, никак не реагировал. Даже беседа о том, чтобы пожалеть мамин труд, которая каждый день, придя с работы, очень уставшая, вынуждена стирать и гладить его вещи, не принесли результата. В итоге он испачкал всю одежду. Но некоторые ребята, присутствующие при этой беседе, подошли и стали помогать отряхивать его пыльные штаны.

Вопрос: хорошо ли поступает мальчик? Можно ли про него сказать, что он жалеет и бережёт мамин труд? Как поступили ребята? Почему они так сделали?

 

 

Слово.

Цели: систематизировать и обобщить понятия и представления детей о ценности слова (слово - это не только предмет разговора, но и орудие обиды); раскрыть понятие «благотворительность»; развивать внимание к ближним, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать на него; воспитывать желание поддерживать доброжелательное отношение детей друг к другу.

 

Тема: «Слово»

Проблемная ситуация: Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Больница». Вика подошла и попросилась, чтобы её тоже приняли в игру. Однако в игру её не брали, мотивируя тем, что она не их подруга. Вика продолжала стоять и смотреть, как ребята переодеваются в доктора, ставят градусники и лечат. Ей было грустно и одиноко.

Вопрос: Как ребята поступили с Викой? А с вами хоть раз так поступали? Что вы при этом испытывали, какие чувства? А вы способны понимать эмоциональное состояние другого человека? Как вы думаете, можно ли дружить со всеми ребятами?

 

Волшебные добрые слова

Цели: систематизировать знания детей о словах; раскрыть понятие «волшебные» слова; учить анализировать свои поступки и поступки других детей; развивать осознанное отношение к употреблению вежливых слов; формировать уважение к окружающим людям, доброжелательное отношение друг к другу.

 

 

Тема: «Волшебные добрые слова»

Проблемная ситуация: После сна ребята пошли на свои стульчики одеваться. У одного мальчика вылетел накладной хлястик на сандалиях и никак не застёгивался. Девочки заметили это и предложили помочь. Мальчик сказал им: «Спасибо!»

Вопрос: Давайте подумаем, правильно ли поступили девочки? Давайте подумаем, придут ли ребята в следующий раз на помощь к этому мальчику? Почему вы так думаете? Как помогают в жизни добрые волшебные слова?

 

Поступки

Цели: раскрыть понятие «поступок»; создать опыт таких нравственных понятий, как доброта, вежливость, отзывчивость; систематизировать знания дошкольников о правилах культуры поведения и культуры общения; развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки; воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

 

 

Тема: «Поступки»

Проблемная ситуация: Во время игры Игорь ударил девочку. Девочка испугалась и заплакала, но обидчик не унимался и продолжал нападать. Вдруг, как стена, перед девочкой возник другой мальчик - Арсений, который не побоялся и встал на её защиту. Он вступил в диалог с обидчиком и конфликт разрешился.

Вопрос: Кто из мальчиков совершил хороший поступок, а кто плохой? С кем в следующий раз захочет играть эта девочка? Почему? Как часто вы совершаете хорошие поступки?

 

Милосердие

Цели: формировать у старших дошкольников представление о содержании такой нравственной категории, как милосердие; побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно и искренне; продолжать учить детей различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей и поступков; воспитывать в детях умение обоснованно делать выбор в пользу добра; развивать стремление проявлять добро и милосердие.

 

Тема: «Милосердие»

Проблемная ситуация: Во время прогулки Саша стукнул Владика машинкой по лбу. Тут подбежали ребята и предложили приложить к месту ушиба что - нибудь холодное, чтобы не было синяка. Они мигом нашли железный барабан и приложили его ко лбу Владика. Ребята очень переживали за своего друга. Благодаря их помощи, стремлению проявлять добро и милосердие, синяка удалось избежать.

Вопрос: Как поступили ребята, когда всё это увидели? Можно ли про них сказать, что у них доброе сердце? Пригодится ли это качество в жизни? Про кого ещё можно сказать, что он милосердный?

Совесть.

Цели: формировать у старших дошкольников основные понятия нравственного самосознания (совесть, добросовестность, справедливость); осмыслить основные морально - нравственные идеалы о добре и зле; формировать способность понимать эмоции: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру; умение слушать свой внутренний голос; формировать у детей умение видеть, признавать и исправлять ошибки.

 

 

Тема: «Совесть»

Проблемная ситуация: Во время рассматривания картинок Андрей отобрал книжку у Серёжи. Серёжа очень расстроился и заплакал. Но Андрею стало стыдно, он понял, что поступил не правильно. Тогда он извинился перед Серёжей и пожалел его.

Вопрос: Как вы думаете, правильно ли поступил Арсений, отбирая книгу у Серёжи? Как он должен был поступить, чтобы не обидеть Серёжу? Можно ли сказать, что Арсений признал и исправил свою ошибку? Кто из вас умеет признавать и исправлять свои ошибки?

 

Жадность и щедрость

Цели: познакомить дошкольников с ценностью щедрости и понятием «жадность»; формировать опыт принятия решения в соответствии с внутренним голосом и общепринятыми нормами морали и этики; прививать детям стремление совершать добрые поступки, быть добрым, отзывчивым и щедрым.

 

 

Тема: «Щедрость и жадность»

Проблемная ситуация: Во время игры с конструктором, Вася отобрал у Алисы элемент постройки, который был ей очень нужен. Девочка просила вернуть ей эту деталь и даже заплакала, но Вася и не собирался ей ничего возвращать. Рядом сидел Ваня и всё видел. Он отделил от своей постройки такую же деталь и отдал её Алисе.

Вопрос: Кого из мальчиков можно назвать щедрым, а кого жадным? Как вы думаете, кого из них можно назвать настоящим другом? Почему? Часто ли вы бываете щедрыми по отношению к другим?

 

Воспитанность и вежливость.

Цели: уточнить знания детей о понятиях «Вежливость», «вежливый человек», «воспитанность»; формировать культуру общения, ответные добрые чувства на заботу окружающих.

 

Тема: «Воспитанность и вежливость»

Проблемная ситуация: Во время одевания на прогулку, Вика не могла расстегнуть замок на своём платье. Ни кто из ребят не обратил на её тщетные попытки снять платье. Рядом одевался Серёжа, он заметил, что у девочки возникли трудности. Мальчик подошёл и помог расстегнуть замок.

Вопрос: Как поступили ребята, находящиеся в это время в раздевалке? Как поступил Серёжа в данной ситуации? Можно ли назвать мальчика воспитанным и вежливым? Как вы думаете, это приятно, когда вас считают воспитанным и вежливым? Трудно ли таким быть?

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×