Использование кейс-технологии в формировании функциональной грамотности на уроках окружающего мира | Савочкина Любовь Александровна. Работа №342958
Аннотация. В статье рассматривается использование кейс-технологий в образовательном процессе начальной школы на уроках окружающего мира с целью формирования функциональной грамотности у младших школьников. Функциональная грамотность – это способность учащихся применять полученные знания на практике в различных жизненных ситуациях. Кейс-технологии, основанные на моделировании реальных ситуаций, способствуют развитию у детей навыков анализа, критического мышления, работы в команде и принятия решений. В статье предложены методические рекомендации для учителей по внедрению кейс-технологий на уроках окружающего мира.
Ключевые слова: кейс-технологии, функциональная грамотность, окружающий мир, начальная школа, критическое мышление, практико-ориентированный подход.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Савочкина Любовь Александровна, учитель начальных классов
МОУ "Сухменская СОШ"
Аннотация. В статье рассматривается использование кейс-технологий в образовательном процессе начальной школы на уроках окружающего мира с целью формирования функциональной грамотности у младших школьников. Функциональная грамотность – это способность учащихся применять полученные знания на практике в различных жизненных ситуациях. Кейс-технологии, основанные на моделировании реальных ситуаций, способствуют развитию у детей навыков анализа, критического мышления, работы в команде и принятия решений. В статье предложены методические рекомендации для учителей по внедрению кейс-технологий на уроках окружающего мира.
Ключевые слова: кейс-технологии, функциональная грамотность, окружающий мир, начальная школа, критическое мышление, практико-ориентированный подход.
Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы является одной из главных задач современного образования. В условиях быстро меняющегося мира, учащиеся должны не просто обладать знаниями, но и уметь использовать их в реальной жизни. Одним из эффективных инструментов для достижения этой цели являются кейс-технологии, которые позволяют ученикам изучать конкретные практические ситуации и находить решения на основе полученных знаний.
На уроках окружающего мира кейс-технологии помогают школьникам более глубоко осознать окружающую среду, расширяют кругозор и формируют важные для жизни компетенции. Рассмотрим основные аспекты применения данной технологии в образовательном процессе.
Кейс-технология – это метод обучения, при котором учащиеся изучают и анализируют конкретные ситуации (кейсы), максимально приближенные к реальной жизни. Основной акцент делается на самостоятельном поиске решения и его обосновании. Учащимся предлагаются кейсы, связанные с окружающим миром, что позволяет им развивать логическое мышление, применять знания по предмету на практике и формировать функциональную грамотность.
Рассмотрим этапы, которые включает кейс-технология:
Знакомство с кейсом: Учитель предоставляет учащимся описание проблемы или ситуации, которую необходимо решить.
Анализ и обсуждение: Учащиеся в группах обсуждают возможные пути решения, анализируя данные, предложенные в кейсе.
Принятие решений: После обсуждения каждая группа предлагает свое решение проблемы.
Обсуждение решений: Учитель и учащиеся анализируют предложенные варианты решений, выбирают наиболее обоснованные и эффективные.
Окружающий мир – это предмет, который способствует расширению знаний учеников о природе, обществе, культуре и человеке. Внедрение кейс-технологий на таких уроках позволяет не только сделать образовательный процесс более интерактивным, но и помогает учащимся применять полученные знания в практических ситуациях.
Приведем пример кейса для урока окружающего мира:
Тема урока: "Охрана окружающей среды".
Кейс: "Городской парк загрязнен: мусор на земле, сломанные лавочки, разрушены цветники. Городская администрация собирается его восстановить, но не знает, с чего начать. Что предложат ученики?"
Этапы работы над кейсом:
- Учитель описывает ситуацию, показывая фотографии загрязненного парка.
- Учащиеся в группах анализируют проблему: что привело к загрязнению и как можно улучшить состояние парка.
- Каждая группа предлагает свои пути решения (например, организовать субботники, установить мусорные контейнеры, высадить новые растения и др.).
- Обсуждение предложений, выбор наиболее реалистичных и эффективных.
Осветим преимущества кейс-технологий для формирования функциональной грамотности.
Практическая направленность: Кейс-технологии моделируют реальные ситуации, что способствует развитию у учащихся навыков, необходимых в жизни. Развитие критического мышления: Учащиеся учатся анализировать ситуацию, выделять ключевые проблемы и находить оптимальные решения. Формирование коммуникативных навыков: Работа в группе способствует развитию навыков общения, умению слушать и учитывать мнение других. Самостоятельность и ответственность: Кейс-технологии помогают формировать у детей самостоятельность в принятии решений и ответственность за их последствия.
Рекомендации для учителей по использованию кейс-технологий:
Подбирать кейсы, соответствующие возрастным особенностям и уровню развития учащихся.
Создавать ситуации, приближенные к реальной жизни, чтобы ученики могли увидеть практическое применение своих знаний.
Обеспечивать возможность самостоятельного анализа и обсуждения ситуации, направляя учеников, но не вмешиваясь напрямую в процесс принятия решений.
Поддерживать позитивную атмосферу и сотрудничество между учащимися, чтобы они чувствовали себя уверенно при обсуждении своих решений.
Таким образом, кейс-технологии являются эффективным инструментом формирования функциональной грамотности у младших школьников. Они помогают сделать образовательный процесс более интересным и практико-ориентированным, способствуют развитию критического мышления, коммуникативных навыков и самостоятельности у детей. Внедрение данной технологии на уроках окружающего мира дает возможность учащимся лучше осознавать роль человека в природе и обществе, применять свои знания на практике и развивать навыки, необходимые для успешной жизни в современном мире.
Список литературы
Голованова, В. С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий / В. С. Голованова. —
Текст :
непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 27-33.
Хохлова, В. А. Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников / В. А. Хохлова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 652-654.