Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование кейс-технологии в формировании функциональной грамотности на уроках окружающего мира | Савочкина Любовь Александровна. Работа №342958

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование кейс-технологий в образовательном процессе начальной школы на уроках окружающего мира с целью формирования функциональной грамотности у младших школьников. Функциональная грамотность – это способность учащихся применять полученные знания на практике в различных жизненных ситуациях. Кейс-технологии, основанные на моделировании реальных ситуаций, способствуют развитию у детей навыков анализа, критического мышления, работы в команде и принятия решений. В статье предложены методические рекомендации для учителей по внедрению кейс-технологий на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: кейс-технологии, функциональная грамотность, окружающий мир, начальная школа, критическое мышление, практико-ориентированный подход.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 

Савочкина Любовь Александровна, учитель начальных классов

МОУ "Сухменская СОШ"

 

Аннотация. В статье рассматривается использование кейс-технологий в образовательном процессе начальной школы на уроках окружающего мира с целью формирования функциональной грамотности у младших школьников. Функциональная грамотность – это способность учащихся применять полученные знания на практике в различных жизненных ситуациях. Кейс-технологии, основанные на моделировании реальных ситуаций, способствуют развитию у детей навыков анализа, критического мышления, работы в команде и принятия решений. В статье предложены методические рекомендации для учителей по внедрению кейс-технологий на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: кейс-технологии, функциональная грамотность, окружающий мир, начальная школа, критическое мышление, практико-ориентированный подход.

 

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы является одной из главных задач современного образования. В условиях быстро меняющегося мира, учащиеся должны не просто обладать знаниями, но и уметь использовать их в реальной жизни. Одним из эффективных инструментов для достижения этой цели являются кейс-технологии, которые позволяют ученикам изучать конкретные практические ситуации и находить решения на основе полученных знаний.

На уроках окружающего мира кейс-технологии помогают школьникам более глубоко осознать окружающую среду, расширяют кругозор и формируют важные для жизни компетенции. Рассмотрим основные аспекты применения данной технологии в образовательном процессе.

Кейс-технология – это метод обучения, при котором учащиеся изучают и анализируют конкретные ситуации (кейсы), максимально приближенные к реальной жизни. Основной акцент делается на самостоятельном поиске решения и его обосновании. Учащимся предлагаются кейсы, связанные с окружающим миром, что позволяет им развивать логическое мышление, применять знания по предмету на практике и формировать функциональную грамотность.

Рассмотрим этапы, которые включает кейс-технология:

Знакомство с кейсом: Учитель предоставляет учащимся описание проблемы или ситуации, которую необходимо решить.

Анализ и обсуждение: Учащиеся в группах обсуждают возможные пути решения, анализируя данные, предложенные в кейсе.

Принятие решений: После обсуждения каждая группа предлагает свое решение проблемы.

Обсуждение решений: Учитель и учащиеся анализируют предложенные варианты решений, выбирают наиболее обоснованные и эффективные.

Окружающий мир – это предмет, который способствует расширению знаний учеников о природе, обществе, культуре и человеке. Внедрение кейс-технологий на таких уроках позволяет не только сделать образовательный процесс более интерактивным, но и помогает учащимся применять полученные знания в практических ситуациях.

Приведем пример кейса для урока окружающего мира:

Тема урока: "Охрана окружающей среды".

Кейс: "Городской парк загрязнен: мусор на земле, сломанные лавочки, разрушены цветники. Городская администрация собирается его восстановить, но не знает, с чего начать. Что предложат ученики?"

Этапы работы над кейсом:

- Учитель описывает ситуацию, показывая фотографии загрязненного парка.

- Учащиеся в группах анализируют проблему: что привело к загрязнению и как можно улучшить состояние парка.

- Каждая группа предлагает свои пути решения (например, организовать субботники, установить мусорные контейнеры, высадить новые растения и др.).

- Обсуждение предложений, выбор наиболее реалистичных и эффективных.

Осветим преимущества кейс-технологий для формирования функциональной грамотности.

Практическая направленность: Кейс-технологии моделируют реальные ситуации, что способствует развитию у учащихся навыков, необходимых в жизни. Развитие критического мышления: Учащиеся учатся анализировать ситуацию, выделять ключевые проблемы и находить оптимальные решения. Формирование коммуникативных навыков: Работа в группе способствует развитию навыков общения, умению слушать и учитывать мнение других. Самостоятельность и ответственность: Кейс-технологии помогают формировать у детей самостоятельность в принятии решений и ответственность за их последствия.

Рекомендации для учителей по использованию кейс-технологий:

Подбирать кейсы, соответствующие возрастным особенностям и уровню развития учащихся.

Создавать ситуации, приближенные к реальной жизни, чтобы ученики могли увидеть практическое применение своих знаний.

Обеспечивать возможность самостоятельного анализа и обсуждения ситуации, направляя учеников, но не вмешиваясь напрямую в процесс принятия решений.

Поддерживать позитивную атмосферу и сотрудничество между учащимися, чтобы они чувствовали себя уверенно при обсуждении своих решений.

Таким образом, кейс-технологии являются эффективным инструментом формирования функциональной грамотности у младших школьников. Они помогают сделать образовательный процесс более интересным и практико-ориентированным, способствуют развитию критического мышления, коммуникативных навыков и самостоятельности у детей. Внедрение данной технологии на уроках окружающего мира дает возможность учащимся лучше осознавать роль человека в природе и обществе, применять свои знания на практике и развивать навыки, необходимые для успешной жизни в современном мире.

 

Список литературы

Голованова, В. С. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий / В. С. Голованова. —

Текст :

непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 27-33.

Хохлова, В. А. Методы и средства формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников / В. А. Хохлова. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 652-654.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×