Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование кинезиологических упражнений для развития моторики детей дошкольного возраста | Михайлова Влада Владиславовна. Работа №343058

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются кинезиологические упражнения как эффективный метод развития моторики у детей дошкольного возраста. Акцентируется внимание на важности двигательной активности для формирования нейромоторных связей, которые влияют на когнитивное и эмоциональное развитие ребёнка. Автор анализирует методы использования кинезиологии в дошкольной педагогике и описывает механизмы взаимодействия движений с нервной системой, что способствует развитию моторных навыков и улучшению когнитивных способностей детей.

Ключевые слова: кинезиологические упражнения, моторика, дошкольный возраст, нейромоторные связи, когнитивное развитие, двигательная активность, дошкольная педагогика.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Михайлова Влада Владиславовна, воспитатель

МКДОУ «Шелаевский детский сад»

 

Аннотация. В статье рассматриваются кинезиологические упражнения как эффективный метод развития моторики у детей дошкольного возраста. Акцентируется внимание на важности двигательной активности для формирования нейромоторных связей, которые влияют на когнитивное и эмоциональное развитие ребёнка. Автор анализирует методы использования кинезиологии в дошкольной педагогике и описывает механизмы взаимодействия движений с нервной системой, что способствует развитию моторных навыков и улучшению когнитивных способностей детей.

Ключевые слова: кинезиологические упражнения, моторика, дошкольный возраст, нейромоторные связи, когнитивное развитие, двигательная активность, дошкольная педагогика.

 

В дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделять развитию моторики, так как это ключевой этап в формировании многих когнитивных и психических процессов ребёнка. Моторика напрямую связана с общим развитием мозга и нервной системы, влияя на способность ребёнка к обучению, концентрации внимания и выполнению сложных мыслительных операций. Одним из эффективных методов, способствующих развитию моторных навыков и координации движений, являются кинезиологические упражнения. Эти упражнения представляют собой специальные двигательные задания, направленные на гармонизацию работы головного мозга, улучшение взаимодействия между его полушариями и активизацию нервных процессов.

Кинезиология как наука об изучении движений тела человека стала активно применяться в педагогике и дошкольном образовании благодаря её позитивному влиянию на развитие детей. Основная цель кинезиологических упражнений — это стимуляция мозга через двигательные активности, что способствует улучшению моторики, координации движений, повышению уровня концентрации и внимательности у детей. Особенность кинезиологии заключается в её интегративном подходе, который соединяет работу тела с процессами мышления и восприятия, что особенно важно в дошкольный период, когда ребёнок только начинает осознавать свои телесные возможности и их связь с окружающим миром.

Развитие моторики в дошкольном возрасте имеет важное значение для формирования у ребёнка таких навыков, как мелкая и крупная моторика, координация движений, чувство равновесия и пространственная ориентация. Кинезиологические упражнения способствуют укреплению этих навыков через регулярное выполнение простых, но эффективных двигательных задач, которые активизируют работу нейронных связей между различными участками мозга. Например, упражнения на перекрёстные движения, когда одна рука или нога пересекает среднюю линию тела, помогают активизировать обе стороны мозга, улучшая координацию между правым и левым полушариями.

Одним из центральных принципов кинезиологии является использование движений для стимуляции работы мозга, что позволяет достигать улучшения в различных сферах развития ребёнка. Важным аспектом является то, что кинезиологические упражнения оказывают не только физическое воздействие, но и способствуют когнитивному развитию ребёнка. Выполнение таких упражнений помогает детям лучше усваивать информацию, улучшает их память, способствует развитию внимания и способности к концентрации. Например, упражнения, направленные на работу с руками, пальцами и кистями, оказывают положительное влияние на развитие мелкой моторики, что в свою очередь связано с развитием речи и когнитивных процессов.

Использование кинезиологических упражнений в дошкольных образовательных учреждениях особенно актуально в условиях, когда многие дети сталкиваются с трудностями в концентрации внимания, развитием координации и общей моторики. Современные исследования показывают, что регулярное выполнение таких упражнений положительно влияет на общую учебную успеваемость, способствует улучшению когнитивных навыков, а также развитию эмоциональной стабильности у детей. Это связано с тем, что двигательная активность стимулирует процессы нейропластичности мозга, что, в свою очередь, оказывает комплексное воздействие на развитие ребёнка.

Кроме того, кинезиологические упражнения способствуют гармонизации эмоционального состояния ребёнка. Через движение дети учатся управлять своими эмоциями, концентрировать внимание на выполнении задач, что положительно сказывается на их психоэмоциональном состоянии. Важно, чтобы эти упражнения были организованы в игровой форме и проводились в соответствии с индивидуальными особенностями детей, их возрастом и уровнем развития. Игровой формат помогает детям легче и с большим удовольствием включаться в выполнение задач, что делает процесс обучения более эффективным.

Значительное место в кинезиологии занимают упражнения на развитие координации движений и балансировки. Для дошкольников это особенно важно, так как в этот период идёт активное развитие опорно-двигательной системы, и способность к сохранению равновесия и координации движений играет важную роль в формировании общей физической активности. Упражнения, направленные на улучшение координации, не только укрепляют мышцы, но и стимулируют работу вестибулярного аппарата, что способствует развитию пространственной ориентации и чувства равновесия у детей.

Одним из наиболее эффективных методов интеграции кинезиологических упражнений в дошкольное образование является их регулярное включение в ежедневные физкультурные занятия и подвижные игры. Например, выполнение упражнений на растяжку, вращательные движения или перекрёстные шаги может стать частью утренней гимнастики или физкультурных минуток, которые проводятся в течение дня. Такие упражнения не требуют специального оборудования и могут проводиться в любой среде, что делает их доступными и удобными для использования в повседневной практике воспитателя.

Важным аспектом применения кинезиологических упражнений является их индивидуальная адаптация к нуждам каждого ребёнка. В зависимости от уровня развития моторики и когнитивных способностей, воспитатель может корректировать интенсивность и сложность упражнений, чтобы обеспечить наиболее эффективное развитие каждого ребёнка. Особое внимание должно уделяться детям с задержками в развитии моторики или проблемами координации, для которых кинезиологические упражнения могут стать важным элементом коррекционно-развивающей работы.

Таким образом, использование кинезиологических упражнений в дошкольном образовании играет ключевую роль в развитии моторики и когнитивных навыков детей. Эти упражнения не только способствуют физическому развитию ребёнка, но и оказывают комплексное воздействие на его психоэмоциональное и интеллектуальное развитие. Через активные движения дети учатся лучше осознавать своё тело, управлять своими действиями и эмоциями, что оказывает положительное влияние на их общую успеваемость и адаптацию к образовательной среде. Включение кинезиологических упражнений в повседневную практику воспитателя позволяет создать условия для гармоничного развития дошкольников, что является важной задачей современной педагогики.

 

Список литературы

 

1. Барсукова М.А. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как одна из здоровьесберегающих технологий (из опыта работы) / М.А. Барсукова, Е.Э. Осипова, А.В. Михайлова, Ф.А. Маремшаова // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (416). — С. 407-409.

2. Носачева Н.В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения / Н.В. Носачева, Е.С. Шанина // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 44-47.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×