Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопед | Томашевская Кристина Андреевна. Работа №343768
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда. Раскрываются теоретические аспекты кинезиологии и её применение в работе с детьми с нарушениями речи. Автор акцентирует внимание на значимости взаимодействия двигательной активности и развития речи, а также на практических приемах внедрения кинезиологических упражнений в логопедическую практику. Статья адресована учителям-логопедам, педагогам и специалистам, работающим с детьми с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: кинезиологические упражнения, логопедия, речевые нарушения, развитие речи, двигательная активность, коррекционная работа.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
Томашевская Кристина Андреевна, учитель-логопед
ДОУ "Незабудка" п. Серебряный Бор
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования кинезиологических упражнений в коррекционной работе учителя-логопеда. Раскрываются теоретические аспекты кинезиологии и её применение в работе с детьми с нарушениями речи. Автор акцентирует внимание на значимости взаимодействия двигательной активности и развития речи, а также на практических приемах внедрения кинезиологических упражнений в логопедическую практику. Статья адресована учителям-логопедам, педагогам и специалистам, работающим с детьми с речевыми нарушениями.
Ключевые слова: кинезиологические упражнения, логопедия, речевые нарушения, развитие речи, двигательная активность, коррекционная работа.
Современные подходы к коррекционной работе учителя-логопеда предусматривают интеграцию различных методик, направленных на комплексное развитие ребёнка. Одним из таких подходов является использование кинезиологических упражнений, которые помогают активизировать работу мозга через физическую активность. Кинезиология, изучающая влияние движений тела на когнитивные функции, предлагает набор упражнений, способствующих улучшению координации, внимания, памяти, а также коррекции речевых нарушений.
Логопедическая работа традиционно включает в себя упражнения, направленные на развитие артикуляции, дыхания и слухового восприятия. Однако, всё чаще специалисты отмечают, что внедрение кинезиологических упражнений может значительно ускорить процесс коррекции речевых нарушений. В данной статье мы рассмотрим теоретические и практические аспекты применения кинезиологии в логопедической практике, а также предложим примеры упражнений, которые могут быть полезны в коррекционной работе.
Теоретические аспекты кинезиологии и её значение в логопедии
Основные положения кинезиологии
Кинезиология — это наука, изучающая движения человеческого тела и их влияние на физическое и психическое здоровье. В основе кинезиологических упражнений лежит идея о том, что физическая активность способствует улучшению работы мозга. Движения стимулируют различные участки мозга, активизируя нейронные связи, что, в свою очередь, положительно влияет на когнитивные функции, такие как внимание, память, восприятие информации и, в том числе, речевые процессы.
С точки зрения кинезиологии, существует прямая связь между моторикой и речью. Исследования показали, что развитие крупных и мелких движений напрямую влияет на развитие речевых навыков у детей. Важно понимать, что успешная коррекция речи невозможна без развития двигательной активности, так как речевой аппарат тесно связан с общим состоянием организма и нервной системы.
Роль кинезиологических упражнений в коррекции речи
Применение кинезиологических упражнений в логопедии основывается на том, что они помогают активировать работу мозга и улучшают межполушарное взаимодействие, что важно для развития речи. Многие дети с речевыми нарушениями имеют слабую координацию движений и недостаточное развитие мелкой моторики, что тормозит процесс формирования правильной речи.
Кинезиологические упражнения могут помочь решить следующие задачи:
- Улучшение координации движений и работы обоих полушарий мозга.
- Развитие моторики, в том числе мелкой моторики рук, что положительно сказывается на артикуляционной моторике.
- Повышение концентрации внимания и улучшение памяти.
- Снижение мышечного напряжения и улучшение общего физического состояния ребёнка, что способствует расслаблению речевого аппарата.
Кинезиологические упражнения могут выступать как вспомогательные методы в общей системе логопедической работы, направленной на исправление нарушений произношения, развитие словарного запаса, грамматических структур и других аспектов речи.
Применение кинезиологических упражнений в практике учителя-логопеда
Подходы к внедрению кинезиологических упражнений
Внедрение кинезиологических упражнений в логопедическую практику требует учета индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Важно, чтобы упражнения соответствовали возрасту, физическим возможностям и речевым нарушениям детей. В зависимости от степени выраженности речевых нарушений и общего состояния ребёнка, логопед может использовать различные виды упражнений — от простых движений до более сложных координационных заданий.
Эффективность использования кинезиологических упражнений зависит от регулярности их выполнения. Оптимально включать их в каждое занятие, начиная с простых упражнений, постепенно увеличивая их сложность. Логопед может комбинировать кинезиологические упражнения с традиционными логопедическими заданиями, что позволит усилить коррекционный эффект.
Примеры кинезиологических упражнений в логопедической практике
Для успешного внедрения кинезиологических упражнений в логопедическую работу следует использовать комплекс, который охватывает основные аспекты двигательной и речевой активности. Ниже представлены примеры упражнений, которые могут быть полезны в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Упражнение "Ладошки и кулачки"
Это упражнение способствует развитию координации движений и межполушарного взаимодействия. Ребёнок поочередно сжимает одну руку в кулак, а другую распрямляет в ладонь. Затем он меняет руки, пытаясь делать это как можно быстрее. Упражнение улучшает синхронизацию движений и активизирует работу обоих полушарий.
Упражнение "Крест-накрест"
Ребёнок касается правой рукой левого колена, затем левой рукой правого колена. Такие перекрёстные движения помогают активировать межполушарные связи, что особенно важно для детей с нарушениями речи. Упражнение можно усложнить, добавив произнесение слогов или простых слов на каждое движение.
Упражнение "Круговые движения"
Ребёнок выполняет круговые движения правой рукой, рисуя в воздухе круг, а левой — треугольник. Это упражнение развивает координацию движений и помогает улучшить взаимодействие между полушариями мозга. После нескольких повторений можно поменять руки.
Упражнение "Пальчиковая гимнастика"
Пальчиковые упражнения особенно важны для развития мелкой моторики, которая тесно связана с речевым аппаратом. Одно из таких упражнений — "Зайчик и волк": ребёнок складывает пальцы в виде "зайчика" (два пальца — ушки) на одной руке и "волка" (пасть) на другой, затем меняет руки. Такие упражнения стимулируют развитие моторики и речевых центров мозга.
Упражнение "Дыхательная кинезиология"
Включение дыхательных упражнений в кинезиологический комплекс способствует улучшению речевого дыхания и артикуляции. Например, ребёнок может выполнять движения руками, имитируя полет бабочки, при этом вдыхая на подъём рук и выдыхая на опускание. Это упражнение помогает развить правильный ритм дыхания, необходимый для чёткой речи.
Эффективность применения кинезиологических упражнений в логопедической практике
Результаты исследований и практический опыт
Эффективность применения кинезиологических упражнений в логопедии подтверждается как теоретическими исследованиями, так и практическим опытом специалистов. Исследования показывают, что дети, регулярно выполняющие такие упражнения, демонстрируют более высокие результаты в коррекции речи, чем те, кто занимается по традиционным методикам без включения кинезиологии.
Практика показывает, что использование кинезиологических упражнений способствует ускорению процесса коррекции речи у детей с дизартрией, задержкой речевого развития, дислалией и другими нарушениями. Дети становятся более внимательными, улучшается их способность к концентрации, что положительно сказывается на общей динамике коррекционного процесса.
Индивидуализация программы упражнений
Один из важных аспектов успешного применения кинезиологии в логопедии — индивидуализация программы упражнений.
Логопед должен учитывать особенности каждого ребёнка: его возраст, степень развития двигательных навыков, тип речевого нарушения, а также наличие сопутствующих нарушений (например, задержка психического развития). Только так можно добиться наилучших результатов в коррекции речи.
В заключение можно отметить, что кинезиологические упражнения представляют собой мощный инструмент в коррекционной работе учителя-логопеда. Их использование позволяет активизировать работу мозга, улучшить координацию движений, внимание и память, что напрямую влияет на успех в коррекции речевых нарушений. Включение кинезиологических упражнений в логопедическую практику помогает комплексно воздействовать на ребёнка, развивая как его речевые, так и моторные навыки. Эффективность этих упражнений подтверждается как исследованиями, так и практическим опытом, что делает их незаменимым элементом в арсенале современного логопеда.
Список литературы
1.Аммосова В.Г., Николаева Л.В. Кинезиологические упражнения в коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 4-1. – С. 24-27.
2. Любимова, А. А. Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста / А. А. Любимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 121-123.
3.Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва: Издательство Юрайт, 2024.