Статья Использование коммуникативных игр в работе с детьми логопедических групп старшего дошкольного возраста. Автор: Торгашева Екатерина Андреевна, Гилева Ирина Викторовна

Автор: Торгашева Екатерина Андреевна, Гилева Ирина Викторовна
Статья посвящена использованию речевых игр в работе с детьми с речевыми нарушениями в рамках реализации социально-коммуникативного направления в условиях стандартизации образования.


Автор: Торгашева Екатерина Андреевна, Гилева Ирина Викторовна

Использование коммуникативных игр в работе с детьми логопедических групп старшего дошкольного возраста

Аннотация: статья посвящена использованию речевых игр в работе с детьми с речевыми нарушениями в рамках реализации социально-коммуникативного направления в условиях стандартизации образования.

Ключевые слова: коммуникативная сфера, социально-коммуникативное направление, речевые игры.

Общеизвестно, что дети с речевыми нарушениями имеют трудности с памятью, усвоением программного содержания, с концентрацией внимания, целостностью восприятия, саморегуляцией, произвольностью поведения. Мы отмечаем, что дети логопедических групп не всегда адекватно могут выразить свои мысли и чувства, что является для них препятствием в установлении полноценного контакта между взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Но именно эти качества, помогают человеку успешно реализовывать себя в жизни, находить своё место в любой ситуации и достигать поставленной цели, именно эти умения определяют социальную компетентность детей старшего дошкольного возраста.

Согласно ФГОС ДО «социальное – коммуникативное развитие направлено на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстником, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками….». Для реализации данного направления особое внимание уделено применением в работе педагога коммуникативных игр. В речевых коммуникативных играх дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами игры, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами. В процессе игры развиваются нравственные качества: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В течение нескольких лет в логопедических группах эффективно реализуется модель использования коммуникативных игр педагогами в разных видах деятельности. Разработаны перспективные планы использования коммуникативных игр. В играх мы решаем образовательные, развивающие, воспитательные и коррекционные задачи. Собирая картотеку речевых коммуникативных игр и составляя перспективные планы, мы старались, чтобы в играх были отражены межличностные отношения (доброта, чуткость, внимание, сопереживание), отрабатывались способы общения с другими взрослыми и сверстниками, в том числе адекватные ситуации.

Мы используем разные речевые коммуникативные игры:

− приветствие, знакомство («Имена», «Добрые слова», «Назови ласково», «Улиточка»);

− упражнения для расслабления и релаксации («Кулачки», «Олени», «Волшебный сон»);

− игры с элементами массажа («Дорога», «Огурчики-помидорчики», «Зайка», «Что в горбу?»);

речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики и пластические этюды (образные перевоплощения, действия с воображаемыми предметами – «Зеркало», «Походки);

− игры-драматизации (обыгрывание ситуаций – «Уроки этикета», «Ну, весна, как дела?»);

− хороводные игры («Пирог», «Каравай», «Горшки» и т.п.).

Таким образом, отмечаем, что использование речевых коммуникативных игр в совокупности с использование других направлений работы с логопедическими детьми способствуют развитию коммуникативной сферы, уверенности в себе, активности в деятельности, инициативности, самостоятельности. Итоговая диагностика развития коммуникативных навыков детей - выпускников детского сада на протяжении нескольких лет позволяет говорить о результативности использования речевых коммуникативных игр. До 80% детей самостоятельны в разных видах деятельности, проявляют инициативу. По наблюдениям педагогов, бесед с родителями – 80% детей умеют выстраивать взаимоотношения с другими детьми, действовать адекватно ситуации. По диагностике учителя-логопеда за последние года 40 – 60% выпускников логопедических групп имеют высокий уровень речевого развития.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.

3. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, Ты, Мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. М.: Просвещение, 2005.

4. Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность./ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, Владос, 1995.

6. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2003.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x