Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование компетентностно-ориентированных заданий при формировании математической грамотности | Бувина Анна Николаевна. Работа №345302. Номер работы: №345302

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена использованию компетентностно-ориентированных заданий для формирования математической грамотности учащихся. Рассматриваются принципы и особенности компетентностного подхода в образовании, а также его значение в обучении математике. Приводятся примеры компетентностно-ориентированных заданий, которые развивают не только знание и понимание математических концепций, но и навыки их применения в реальной жизни. В статье подчёркивается важность формирования у школьников ключевых компетенций, способствующих развитию математической грамотности.

Ключевые слова: математическая грамотность, компетентностно-ориентированные задания, компетенции, образование, математическое мышление, решение задач.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

 

Бувина Анна Николаевна,

учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа №8 им. А. А. Матюшина» г. Калуга

 

Аннотация. Статья посвящена использованию компетентностно-ориентированных заданий для формирования математической грамотности учащихся. Рассматриваются принципы и особенности компетентностного подхода в образовании, а также его значение в обучении математике. Приводятся примеры компетентностно-ориентированных заданий, которые развивают не только знание и понимание математических концепций, но и навыки их применения в реальной жизни. В статье подчёркивается важность формирования у школьников ключевых компетенций, способствующих развитию математической грамотности.

Ключевые слова: математическая грамотность, компетентностно-ориентированные задания, компетенции, образование, математическое мышление, решение задач.

 

Современные требования к образованию диктуют необходимость развития не только знаний, но и компетенций, которые школьники могут применять в реальной жизни. В контексте обучения математике важным становится формирование математической грамотности, которая включает не только знание формул и уравнений, но и способность решать реальные задачи, применять математические методы в повседневной жизни. Компетентностно-ориентированные задания играют ключевую роль в этом процессе, так как они нацелены на формирование у учащихся практических навыков и умений.

Математическая грамотность — это способность учащихся использовать математические знания и методы для решения различных проблем, которые они могут встретить в жизни. Эта грамотность подразумевает умение применять математику не только в учебной, но и в профессиональной и бытовой деятельности.

Формирование математической грамотности требует от учителя создания условий для развития у учеников следующих навыков:

у

мение анализировать и интерпретир

овать математическую информацию;

п

рименение математических моделей

для решения практических задач;

р

азвитие логического и критического мышлен

ия;

с

пособность работать с математическими данными и различными видами информации.

Компетентностно-ориентированные задания направлены на решение практических задач, которые учащиеся могут встретить в реальной жизни. В отличие от традиционных учебных задач, они требуют от школьников комплексного подхода и интеграции различных знаний и навыков.

Рассмотрим примеры компетентностно-ориентированных заданий.

1. Задачи на финансовую грамотность. Например, задачи, связанные с расчётом процентов, кредитов, налогов. Это помогает учащимся понять, как математика применяется в экономике и повседневной жизни.

2. Задачи на моделирование реальных ситуаций. Например, учащиеся могут разработать математическую модель для планирования бюджета или решения задачи, связанной с оптимизацией маршрутов для поездок.

3. Проектные задания. Такие задания требуют от школьников применения математических знаний для решения комплексных задач, например, исследование экологической проблемы с помощью математического моделирования.

Компетентностно-ориентированные задания строятся на следующих принципах:

Практическая направленность. Задания должны быть связаны с реальными ситуациями, которые могут возникнуть у учащихся в жизни.

Межпредметная

интеграция.

Компетентностные

задания часто требуют использования знаний не только по математике, но и по другим предметам, что развивает у учащихся комплексное восприятие проблемы.

Акцент на развитие мышления. Задания должны развивать логическое и критическое мышление, способность анализировать информацию и делать выводы.

Самостоятельность. Учащимся нужно давать возможность принимать решения и самостоятельно выбирать способы решения задач.

Учитель играет ключевую роль в процессе внедрения компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики. Важно, чтобы педагог создавал задания, которые интересны и значимы для учеников. Поддерживал самостоятельность школьников, направляя их к поиску решений, но не давая готовых ответов. Мотивировал учащихся к изучению математики через показ её прикладного значения. Учителю следует уделять внимание не только подготовке заданий, но и организации учебного процесса, создавая условия для дискуссий, анализа различных методов решения и обмена опытом между учениками.

Использование компетентностно-ориентированных заданий имеет ряд преимуществ:

1. Развивается способность решать реальные задачи, что готовит учащихся к жизни вне школы.

2. Повышается мотивация к обучению, так как ученики видят практическую значимость изучаемого материала.

3. Улучшаются навыки самостоятельного мышления и принятия решений.

Однако существуют и трудности, с которыми могут столкнуться педагоги, обычно это затраты времени на подготовку заданий, недостаток материалов для составления качественных компетентностных заданий, необходимость повышения квалификации учителей для эффективного внедрения компетентностного подхода.

В заключение следует отметить, что использование компетентностно-ориентированных заданий при формировании математической грамотности — это важное направление современного образования, способствующее развитию у школьников ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни и работы. Учителю важно понимать значимость этих заданий и стремиться к созданию условий, в которых ученики смогут эффективно применять математические знания в различных жизненных ситуациях.

 

Список литературы

 

Зуева, О. В. Формирование математической грамотности у школьников в условиях

компетентностного

подхода // Педагогическое мастерство. 2021. № 6. С. 18-25.

Миронов, И. С.

Компетентностно

-ориентированные задания: методические рекомендации // Вопросы образования. 2019. № 7. С. 38-45.

Петрова, Е. С. Развитие математической грамотности через практические задания // Математика и школа. 2022. № 3. С. 29-36.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×