Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование компьютерных технологий на уроках математики | Усенко Лина Владимировна. Работа №339827

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс мною на уроках активно используются информационные технологии.  

Использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.

Использование компьютерных технологий на уроках математики

Задачей школы является не только сообщение определенной суммы знаний учащимся, но и развитие у них познавательных интересов, творческого отношения к делу, стремления к самостоятельному «добыванию» и обогащению знаний и умений, применения их в своей практической деятельности. Главный труд наших ребят - это учение, и поэтому очень важно научить их разумно учиться. Общепризнанно, что математика является наиболее трудоемким учебным предметом, требующим от учащихся постоянной, кропотливой и значительной по объему самостоятельной работы, причем весьма специфичной и разнообразной. Поэтому одной из главных задач учителя математики является формирование и развитие навыков изучения математики, элементов культуры учения и мышления. Для этого необходимо детально проработать содержательный аспект обучения и отобрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность в учебной деятельности, а также обеспечат формирование и развитие коммуникативных компетенций учащихся.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс мною на уроках активно используются информационные технологии.

Использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников. В своей работе я использую информационные технологии в нескольких направлениях:

демонстрация слайдов (использование презентаций);

использование

компьютерных мультимедийных обучающих программ

;

создание тестов (используя тестовую оболочку);

применение ресурсов Интернет.

Работая в первом направлении, я пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS PowerPoint, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках математики. В среде MS PowerPoint мною созданы презентации, а также использую презентации других учителей, размещенные в сети Интернет, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, программы для организации устного счета. Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет мне компактно и удобно проиллюстрировать необходимый для изучения учебный материал, вернуться к изложенному ранее, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах темы. При создании презентации я учитываю следующие моменты: психологические особенности учащихся данного класса; цели и результаты обучения; структуру познавательного пространства; выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока; цветовую гамму оформления учебного материала. Построение компьютерной презентации урока на основе психологических исследований учащихся позволяет не только повышать успеваемость, но и способствует развитию интереса к предмету, а самое важное: формирует у детей ценностное отношение к предмету.

В результате работы накоплен следующий материал с использованием ИТ:

1)     уроки по темам:

критические точки функции;

натуральные числа;

правильные многогранники;

графики функций;

четырехугольники;

многогранники и

тела вращения;

сумма углов треугольника;

длина окружности и площадь круга;

2)     внеклассные мероприятия «Наши отечественные математики»»; «История математики» и другие.

Итак, использование презентационных материалов на уроках математики помогает:

рационализировать формы преподнесения информации (экономия времени на уроке);

повысить степень наглядности;

получить быструю обратную связь;

отвечать научным и культурным интересам и запросам учащихся;

создать эмоциональное отношение к учебной информации;

активизировать познавательную деятельность учащихся;

реализовать принципы индивидуализации и дифференциации учебного процесса;

повысить эффективность усвоения учебного материала учащимися;

проводить уроки на современном уровне, высокотехнологично;

сократить сроки освоения предмета.

Второе направление – использование компьютерных мультимедийных обучающих программ по математике. Хотя, на мой взгляд, существующие в настоящее время отечественные программные продукты, связанные со школьным курсом математики, по существу, представляют собой курсы математики, снабженные эффектной оболочкой, голосовым сопровождением и часто похожи на обычные уроки. Но есть среди них и такие, которые хочется использовать на уроках.

«Интерактивная математика» Пособие состоит из 12 виртуальных лабораторий. При входе в лабораторию ученик получает возможность, прежде всего, познакомиться с ее инструментарием и изучить основные правила работы. Это знакомство осуществляется как в визуальной, так и в звуковой форме. В каждой лаборатории есть примеры задач, которые можно решать с помощью этого инструментария. В ходе решения задач предполагаются контроль за действиями учащихся, их корректировка, а также систематическое побуждение к самоконтролю с помощью компьютера. Во многих случаях ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую "картинку" на экране.

«Математика 5-11 Новые возможности для усвоения математики».

Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся

наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование, конструирование.

Предусмотрены рациональные формы работы с компьютером, не требующие предварительной подготовки и интересные для учащихся.

Информационное наполнение электронного издания опирается на обязательный минимум содержания образования

для основной и старшей школы, при этом были отобраны и включены те вопросы, в которых компьютерная поддержка наиболее значима.

«АЛГЕБРА 7-11 класс» Электронный учебник-справочник является способом представления информации, который отличают полнота, удобство доступа, наглядность.
Справочник охватывает практически все, что относится к изучению школьного курса алгебры в 7-11 классах. Данный электронный учебник - справочник позволяет достичь целей обучения в более сжатые сроки, более качественно и интересно. Используя данный диск, я имею возможность показать в динамике построение и преобразование графиков, заострить внимание на какой-либо теореме (выделив и показав ее на экране), провести компьютеризированную проверку знаний.

«Живая геометрия».

Очень интересным

является программный

продукт «Живая математика», позволяющий делать «живые» чертежи по геометрии (видеть чертеж в движении, движение точки по графику и т.д.). Программа позволяет также проводить необходимые измерения на чертеже и фиксировать их результаты, имеется система таких преобразований как поворот, отражение, сдвиг, растяжение. Возможность «Живой геометрии» создавать динамические чертежи и презентации позволяет сэкономить время, которое тратится на выполнение различных построений «от руки», и ни на секунду не отвлекаться от изучения свойств объекта. Конечно, сама по себе «Живая геометрия» ничего не делает: все чертежи в ней создаются и используются пользователем, программа лишь предоставляет необходимые средства для такой работы.

Электронное издание "Математика, 5-11

кл

. Практикум"

представляет собой комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре,

алгоритмике

и теории вероятностей, предназначенным для поддержки этих курсов практическими заданиями творческого характера. В комплекс включены задания на конструирование, моделирование, математический эксперимент, рассчитанные на все уровни и профили обучения. Задания выполняются при помощи программы «Живая геометрия». Пособие также содержит историко-биографические сведения, тренажер устного счета и другие приложения.

"Алгебра не для отличников", "Геометрия не для отличников" – это мультимедийные учебные курсы для учащихся 5-9 классов, содержащие по восемь основных разделов алгебры и геометрии, теорию и примеры по всем изученным темам, более 500 задач с подсказками и решениями, контрольными работами по каждой теме, видеоуроки для проверки полученных знаний. Данные учебные пособия лучше использовать для самостоятельного изучения.

При наличии одного компьютера с мультимедийным проектором в кабинете математики электронные учебники могут быть успешно использованы при проведении лекций. Основным преимуществом мультимедийной лекции является возможность иллюстрации геометрических конструкций с помощью анимации, многократного повтора, использования звука. Лектор перекладывает некоторую часть технической работы на компьютер, выступая в качестве комментатора.

Третье направление моей работы - создание компьютерных тестов. Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп учащихся по разным программам, учебникам. Обучение - многогранный процесс, и контроль знаний - лишь одна из его сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулись максимально далеко, и среди них тестирование занимает ведущую роль. Применение автоматизированной системы контроля за развитием знаний, умений и навыков учащихся позволяет передать судейские функции от учителя компьютеру, а это снижает уровень накопления у учителя негативных эмоций, связанных с применением карательных мер по отношению к ученику. У ученика же снижается негативное восприятие учителя как человека, от чьего мнения зависит его судьба. Таким образом, взаимное неудовлетворение ученика и учителя может быть снижено. Особую актуальность для преподавателей приобретают программы для создания компьютерных тестов - тестовые оболочки. Подобных программных средств существует множество. Я в своей работе использую тестовую оболочку автора Константина Рыбалкина HyperTest. Тестовая оболочка К. Г. Рыбалкина очень проста в применении, при создании непосредственно самого текста теста используется среда «Блокнот». Каждый учитель может создавать свои тесты с учетом индивидуальных особенностей класса и учащегося в отдельности. В отличии от других программ, она обладает следующими характерными свойствами:

- возможно включение базы с 512 вопросами;

- количество ответов на вопрос - до 20;

- можно выбирать несколько ответов;

- можно возвращаться к предыдущим вопросам;

- гибкая система оценки;

- просмотр и печать протокола тестирования и др.

Услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий.  Так, выйдя на официальный сайт  Министерства образования, посвященный ЕГЭ,  выпускники прошлого года смогли проверить и оценить свои  возможности, выполняя задания демонстрационного варианта в интерактивном режиме. Обращаясь к сети Интернет, учитель может пополнить свою методическую копилку. Много полезной информации я получила с Российского образовательного портала (school.edu.ru) , крупнейшего в данный момент в России сайта, посвященного математическому образованию школьников, с информационного портала для работников системы образования (www.zavuch.info). Воспользовавшись информационно - поисковой системой "Задачи" (zadachi.mccme. ru)  можно получить по указанию темы перечень задач разного уровня сложности. И таких примеров можно привести много. Сегодня в России в рамках проекта "Информатизация системы образования", который реализуется Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, создается коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов (school-collection.edu.ru), разрабатываются инновационные учебно-методические материалы, внедряются комплексы формирования информационной среды школы, обогащаются цифровыми дополнениями действующие учебники. Формирование Коллекции происходит в несколько этапов. Сейчас в коллекции размещены наборы цифровых ресурсов к отдельным главам учебников, тематические коллекции. Единая Коллекция ежедневно пополняется новыми цифровыми образовательными ресурсами. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

Подключение всех школ России к Интернету в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" сделало доступными ресурсы коллекции для всех образовательных учреждений. Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции помогут сделать учебный процесс в современной школе интересным и эффективным.

Ниже привожу перечень ресурсов Интернета по математике, которые содержат учебный и справочный материал, использовать который могут как педагоги, так и учащиеся. Электронные тесты, интерактивные модели, красочные иллюстрации, готовые разработки, тренажеры и другие учебно-методические материалы, содержащиеся в данных ресурсах, помогут учителям подготовить и провести интересные, познавательные, яркие занятия, а ученикам — выполнить домашние задания, исследовательские проекты или другие виды самостоятельных работ.

Российский образовательный портал

http:// school. еdu. ru

Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»

http://mat.1september.ru

Математика в Открытом колледже

http://www.mathematics.ru

Math.ru: Математика и образование

http://www.math.ru

Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО)

http://www.mccme.ru

Allmath.ru — вся математика в одном месте

http://www.allmath.ru

EqWorld: Мир математических уравнений

http://eqworld.ipmnet.ru

Exponenta.ru: образовательный математический сайт

http://www.exponenta.ru

Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа

http://www.bymath.net

Геометрический портал

http://www.neive.by.ru

Графики функций

http://graphfunk.narod.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Дискретная математика: алгоритмы (проект Computer Algorithm Tutor)

http://rain.ifmo.ru/cat/

ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию

http://www.uztest.ru

Задачи по геометрии: информационно-поисковая система

http://zadachi.mccme.ru

Задачник для подготовки к олимпиадам по математике

http://tasks.ceemat.ru

Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)

http://www.math-on-line.com

Интернет-проект «Задачи»

http://www.problems.ru

Математические этюды

http://www.etudes.ru

Математика on-line: справочная информация в помощь студенту

http://www.mathem.div.ru

Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)

http://www.mathtest.ru

Математика для поступающих в вузы

http://www.matematika.agava.ru

Математика: Консультационный центр преподавателей и выпускников МГУ

http://school.msu.ru

Математика и программирование

http://www.mathprog.narod.ru

Математические олимпиады и олимпиадные задачи

http://www.zaba.ru

Международный математический конкурс «Кенгуру»

http://www.kenguru.sp.ru

Методика преподавания математики

http://methmath.chat.ru

Московская математическая олимпиада школьников

http://olympiads.mccme.ru/mmo

Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина

http://www.mathnet.spb.ru

 

Турнир городов — Международная математическая олимпиада для школьников

http://www.turgor.ru

Сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями http://matematica.agava.ru

учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ

http://school. msu.ru .

Заключение
Рассмотренные проблемы организации работы с компьютером подтверждает необходимость применения данной технологии. Это, с одной стороны, отражает существующие в образовательной практике проблемы, с другой определяет теоретические основы поиска новых форм содержания и условий обучения математике.
Опыт использования вычислительной техники на уроках математики показал, что компьютер помогает готовить задания соответствующие уровню, темпу обучения и стилю каждого ученика. Компьютер открывает новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения. С помощью компьютера проведение уроков, упражнений, контрольных и лабораторных работ, а также учет успеваемости становится более эффективным, а огромный поток информации - легкодоступным. Использование компьютера на уроках математики также помогает реализовать принцип личной заинтересованности ученика в усвоении материала и многие другие принципы развивающего обучения.
Выводы:
1. Использование компьютерной техники при обучении математике в школе позволяет в определенной степени обеспечить готовность к дальнейшему развитию и самообразованию учащихся.
2. Осуществление самостоятельной учебной деятельности предполагает овладение учащимися всеми общеучебными умениями и навыками.
3. Правильная организация работы с компьютерной техникой обеспечивает повышение интереса к изучению математики, чувство удовлетворенности результатами своего труда.

Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

-      экономию времени при объяснении нового материала;

-      представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

-      воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

-      дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

-      - постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×