Использование коррекционно-развивающего потенциала в логопедической группе | Дубинина Надежда Витальевна. Работа №364553
Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования коррекционно-развивающего потенциала в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения. Особое внимание уделяется созданию оптимальной развивающей среды, интеграции различных методов коррекционной педагогики и логопедии, а также формированию индивидуального подхода к каждому ребёнку. Анализируются возможности взаимодействия педагогов, специалистов и родителей для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова: логопедическая группа, коррекционно-развивающая работа, дошкольное образование, речевое развитие, индивидуальный подход.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Дубинина Надежда Витальевна, воспитатель
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Луганской Народной Республики «Луганский ясли-сад
комбинированного вида №14 «Веночек»
Аннотация. В статье рассматриваются особенности использования коррекционно-развивающего потенциала в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения. Особое внимание уделяется созданию оптимальной развивающей среды, интеграции различных методов коррекционной педагогики и логопедии, а также формированию индивидуального подхода к каждому ребёнку. Анализируются возможности взаимодействия педагогов, специалистов и родителей для повышения эффективности коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова: логопедическая группа, коррекционно-развивающая работа, дошкольное образование, речевое развитие, индивидуальный подход.
Современное дошкольное образование предполагает создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребёнка, включая формирование и коррекцию речевых навыков. Логопедические группы в детских садах предназначены для детей с нарушениями речи, которым требуется специализированная помощь. Использование коррекционно-развивающего потенциала в таких группах направлено не только на исправление речевых дефектов, но и на общее развитие детей, их социализацию и подготовку к школьному обучению.
Основой эффективной работы в логопедической группе является создание специализированной образовательной среды, способствующей развитию коммуникативных навыков, когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы. Организация среды включает в себя использование дидактических материалов, игровых методик и специально подобранного оборудования, способствующего сенсорному, моторному и речевому развитию ребёнка. Значимую роль играет формирование речевого окружения, насыщенного разнообразными языковыми конструкциями, что стимулирует детей к активному речевому взаимодействию.
Коррекционно-развивающая деятельность в логопедической группе строится на основе комплексного подхода, включающего логопедическую коррекцию, психолого-педагогическое сопровождение и развитие сенсомоторных навыков. Логопедическая работа направлена на устранение фонетико-фонематических нарушений, развитие лексико-грамматического строя речи и формирование связного высказывания. В процессе работы активно используются игровые технологии, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, логоритмика и методы сенсорной интеграции.
Особую значимость имеет индивидуальный подход к каждому ребёнку, который основывается на результатах диагностики речевого и психофизического развития. Индивидуальные программы коррекции позволяют учитывать особенности речевого дефекта, уровень развития моторики, когнитивные способности и эмоциональное состояние ребёнка. Эффективность работы повышается благодаря тесному взаимодействию логопеда, воспитателя, психолога и других специалистов, участвующих в образовательном процессе.
Неотъемлемым элементом коррекционно-развивающей работы является взаимодействие с родителями. Разъяснение родителям особенностей речевого развития их детей, обучение их приёмам поддержки речевой активности в домашних условиях, рекомендации по организации речевой среды способствуют укреплению результатов логопедической работы. Родители становятся активными участниками коррекционного процесса, что положительно сказывается на динамике речевого развития детей.
Таким образом, использование коррекционно-развивающего потенциала в логопедической группе ДОУ предполагает комплексный подход, направленный на устранение речевых нарушений, развитие познавательной сферы и социальной адаптации ребёнка. Создание специализированной образовательной среды, применение эффективных методик и организация взаимодействия между специалистами и родителями позволяют достичь значительных успехов в коррекции речевых нарушений и подготовке детей к дальнейшему обучению.
Список литературы
1. Кудрявцева, А. В. Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода / А. В. Кудрявцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 6 (453). — С. 237-239.
2. Петриченко, Е. Н. Потенциал логопедической ритмики в работе с дошкольниками с нарушениями речи / Е. Н. Петриченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 40 (539). — С. 179-181.
3. Цамая, М. Ю. Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска) / М. Ю. Цамая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 12-14.