"Использование кругов Луллия в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста" | Сапрохина Елена Александровна. Работа №344206. Номер работы: №344206
В качестве одного из средств формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста я использовала Кольца Луллия.
Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать в разных видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от той работы, которую запланировал педагог.
Сапрохина Елена Александровна
воспитатель
МБДОУ № 45, г.Орла
Использование кругов Луллия в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Одной из результативных преподавательских технологий с целью формирования творчества у детей считается ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы.
В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и в тоже время несложные способы развития ребенка.
Сегодня экологическое образование в мире считается одним из приоритетных направлений обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В период младшего дошкольного возраста у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие связи и закономерности в явлениях окружающей действительности.
Экологическая грамотность, в наше время актуальная тема, так как экологические проблемы носят глобальный характер. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание, на мой взгляд надо с дошкольного возраста. Через экологическую грамотность, дошкольник может окунуться в мир загадки, чудес, тайн, окунуться в мир живых существ.
Самое увлекательное погружение в мир экологической грамотности, можно сделать, через ведущую деятельность-Игра!!!
Важно и необходимо использовать игру как средство экологического воспитания, для формирования предпосылок дошкольника к экологической грамотности.
Используя дидактические игры, мы формируем у детей новые знания о взаимосвязях живых организмов между собой и окружающей средой, воспитываем любовь к природе.
Поэтому в качестве одного из средств формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста я использовала Кольца Луллия.
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов.
Это круги, которые насаживаются друг на друга и крепко скрепляются между собой. Верхний круг по диаметру меньше нижнего на 3-4 см. Количество кругов может варьироваться. Круги разделены на секторы, внутри которых расположено изображение какого-либо объекта. Например, на одном кольце — разнообразные деревья, на другом — их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце — животные (домашние, дикие, рыбы, птицы), на другом — их «дома» или детёныши и т.д.
Варианты игр могут быть самыми разнообразными: «Когда это бывает?», «Где чей ребенок?», «Где что растет?», «Птицы, звери, рыбы», «Для чего это нужно?», «Где чей дом?» «Из чего это сделано?», «Кому что?», «Кто что ест?» и многие другие.
Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду и использовать в разных видах организованной деятельности, ставя разные цели, в зависимости от той работы, которую запланировал педагог. Я использовала как готовые пособия, так и сделанные самостоятельно.
Основной целью использования пособия - это формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса.
На мой взгляд, именно по картинкам, реальным, узнаваемым, с характерными признаками, ребенок определяет для себя мир вокруг. Я считаю, что детям интересно играть в картинки, которые расположены особым образом на кругах.
Метод кругов Луллия, как и многие друге инновационные технологии и методические приемы помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!
Литература:
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия. – Издательство АРКТИ, 2019. – 25 с.
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков (Технологоия ТРИЗ). – М., 2015. – 67 с.