Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Использование лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста» | Лысенко Ольга Валентиновна. Работа №273733

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лысенко Ольга Валентиновна
работа с интерактивной папкой в рамках ФГОСТ

МАДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №118»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«Использование лэпбука в работе с детьми дошкольного возраста»

Разработала:

Лысенко Ольга Валентиновна,

воспитатель

2021 год

Введение

С внедрением ФГОС каждый педагог ищет новые идеи и подходы педагогической деятельности. ФГОС требует создать условия, при которых обучающиеся будут: самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников,учиться пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных задач, приобретать коммуникативные навыки, работая в различных группах (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, развивать исследовательские умения (выявлять проблему, собирать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, строить гипотезы, обобщать), развивать системное мышление. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Проблема формированияпознавательной мотивации детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. Исследования свидетельствуют о значительном снижении уровня познавательнойактивности. У детей недостаточно развита потребность в самостоятельном познании окружающего мира. Делая упор на формирование познавательной мотивации, поисковую активность и мыслительную деятельность ребенка, целенаправленно мотивируя на познавательную активность, можно добиться положительных результатов в различных видах деятельности и осуществления работы в соответствии с ФГОС.

Мотивация – это сложное объединение, "сплав" движущих сил поведения, открывающийся субъекту в виде потребностей, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. 

Познавательная мотивация – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.

Одним из инновационных методов, способствующих формированию познавательной мотивации, следовательно решению данной проблемы, является лэпбук.

Цель: Формированиепознавательной мотивации в процессе созданиялэпбукв ДОУ, привлечение родителей к сотрудничеству, ознакомление с инновационным методом развития ребенка.

 Организация деятельности ребёнка для закрепления знаний и умений.

Активизация познавательныхспособностей детей;

Создание условий для развития самостоятельности.

Задачи:

1.Повышение уровня интеллектуального развития, формирование у детей мотивации к деятельности.

2.Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность детей.

3.Развивать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

4.Способствовать приобретению навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме и применении ее в игровой деятельности.

5.Формировать целостную картину мира и расширить кругозор детей.

6.Обогащать и активизировать словарь детей.

7.Привлечь родителей к активному участию в деятельности ДОУ.

Глава 1. Лэпбук – инновационная технология развития ребенка.

1.1.Историяпоявления лэпбука

«Лэпбукинг» -американская технология, впервые термин появляется в книге Тэмми Дьюби в 2006 году, автором стала мама и писателель из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь Лэпбук умещается на коленях ребенка. Он так и переводится«книга на коленях» (lap–колени, book- книга). Он способствует усвоению знаний, ихобобщения и систематизации. Особая прелесть методики в том, что ребенок в игровой форме учится собирать и структурировать информацию. Без этого бесценного навыка самостоятельное образование невозможно. Семейное обучение в США и Европейских странах весьма распространено, и есть целые сообщества мам, которые применяют лэпбуки для воспитания, обучения и развития на дому. 

А под наш менталитет адаптировала её уже Татьяна Пироженко - автор познавательных книг для детей, автор популярного блога "Это интересно!". Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Лэпбук – разновидность метода проекта. Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

1)целеполагание (выбор темы);

2)разработка лэпбука (составление плана);

3)выполнение (практическая часть);

4)подведение итогов.

Лэпбук (lapbook, или как его еще называют тематическая папка или книжка-раскладушка), - этосамодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которойпомещены материалы по какой-то определенной теме, это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели в течении которой обучающийся закрепит и систематизирует изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, предусмотренные основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечиваяих интеграцию, а также формой представления итогов проекта или тематической недели. Кроме того, лэпбук - позволяет привлечь родителей к совместному сотрудничеству в образовательном процессе.

1.2.Для чего нужен лэпбук

Лэпбук помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше освоить материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку (особенно еслиребенок«визуал»).Взрослым«визуалам»такая форма обучения тоже понравится. Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно. Подключая ребенка к созданию лэпбука, вы помогаете ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию. Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий: в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. В папке могут содержаться задания разного уровня, поэтому любой ребенок найдет себе занятия по силам (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.); в группах одной возрастной категории. Эти тематические пособия разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Рекомендуемый возраст занятий по лэпбукам - 5 лет и выше, т.е. для старшей и подготовительной группы. Дети7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

В результате можно сделать вывод что создание инновационных интерактивных папок решает множество задач в соответствии с ФГОС:

1. Он помогает предоставить информациюпо изучаемой теме недели и лучше понять и запомнить материал.

2. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.

5. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и срадостью повторяет пройденное, рассматривая книжку, которую изготовил совместно с родителями по выбранной теме.

Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. В научной литературе лэпбук не выделяют как одно из основных средств обучения, поэтому появляется необходимость в его разработке.

1.3.Разновидности тематических папок

Существуют разновидности тематических папок в зависимости от назначения:

-праздничные;

-игровые;

-учебные;

-автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии,походе в цирк, каникулярном досуге).

Так же отличают в зависимости от формы:

-книжка-гармошка;

-папка с 3-5 разворотами;

-стандартная книжка с двумя разворотами;

-фигурная папка.

Организация материала:

-стандартные кармашки;

-кармашки-гармошки;

-обычные и фигурные конверты;

-кармашки-книжки;

-окошки и дверцы;

-вращающиеся детали;

-высовывающиеся детали;

-карточки;

-раскраски;

-пазлы;

-игры ходилки;

-чистые листы для заметок и т.д.

1.4.Как сделать лэпбук

Лэпбук – инновационный способорганизации познавательной деятельности с дошкольниками, позволяющий привлекать в образовательный процесс родителей . Это творчество, игра, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интресный вид совместной деятельности воспитателя, детей и родителей.

Для создания лэпбука вам понадобятся: картонная папка-основа, бумага, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях воспитанника или на столе. Дополнительно используется цветная бумага, ламинаторная бумага, обычные и фигурные ножницы, клей-карандаш, скотч, декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)., при необходимости доступ в интернет, принтер.

Работа проходит в несколько этапов:

1этап – выбор темы 

Тема для папки может быть совершенно любой, как и ее сложность но доступной для дошкольного возраста. Например, можно сделать общий лэпбук на тему:«Динозавры», «Правила дорожного движения», «1сентября»и т. д. Когдаопределились с темой можно переходить к плану.

2этап – план 

Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков по теме, можно скачать бесплатно или за символическую плату в сети Интернет – лучший вариант для новичков. Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное. Поверьте, это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом. Определитесь с темой своей папки. Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, тотемы и материалы для них должны быть элементарными, для школьников можно подобрать материал посложнее. Ктому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок развит в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку. Создайте основу тематической папки. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать. Чтобысоставить план, будем использовать модель трёх вопросов.

Задаем ребенку вопросы:

Что ты знаешь о…?

Что хотел бы узнать?

Что сделать, чтобы узнать, в какие игры можно поиграть?

На этом этапе проходит изучение источников информации, осуществляется ее отбори проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы.

3этап – макет

Данный этап самый увлекательный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана и изобразить на альбомном листе где будутрасположены материалы и в каком виде. Нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые, начиная от самой простой - текста, до игр и заданий. И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках. Самый кропотливый этап – практическая работа. В соответствии с макетом и содержательными элементами делается шаблон папки в натуральную величину. Вырезаем детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком.

4этап – подведение итогов

Созданный лэпбук решает ряд задач современного образования, давая детям не только знания по теме, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему,формируя тем самым познавательную мотивацию.

Глава 2. Лэпбук – средство формирования познавательной мотивации

2.1.Интерактивная папка - новая форма организации образовательной

деятельности

Важным аспектом формирования познавательной мотивации является«формирование желания и потребности в ознакомлении с окружающим миром».Организация партнерской деятельности воспитателя с детьми и родителями, способствует развитию желания узнать что-то новое.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А. Короткова:

-включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

-добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Лепбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

Лэпбук:

-информативен;

-полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-трансформируем (дает возможность менять пространство в зависимости от образовательной ситуации);

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами. Несет в себе способы ознакомления с окружающим миром ;

-является средством художественно-эстетическогоразвития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-его структура и содержание доступна детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников;

-лэпбук соответствует самому главномутребованию – это безопасность.

Какое значение имеет лэпбук для педагога? Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Для ребенка лэпбук это - помощник в понимании и запоминании информации по изучаемой теме. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание лэпбука являетсяодним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели. 

Данная технология более доступна к пониманию для среднего и старших дошкольного возраста.

2.2. Организация работы с детьми и родителями по привлечению к совместной деятельности и изготовлению семейных лэпбуков (в режиме онлайн)

В связи с ограничениями, связанными с пандемией работа по ознакомлению родителей и детей с темой проводилась онлайн по составленному плану:

1.Водная консультация на родительском собрании«Лэпбук – инновационная технология для формирования познавательной мотивации» (в режимеонлайн);

2.Видеоролик в ДОУ для детей – играем в«Лэпбук»;

3. Презентация в ДОУ для детей«Темы лэпбуков»;

4.Как определиться с темой лэпбука – родительское собрание (в режиме онлайн);

5.Мастер класс«Как изготовить лэпбук»на примере изготовлениясвоего лэпбука«Кошки» -презентация дляродителей (отправлена в родительский чат в группе WhatsApp);

5.Предоставление интернет сайтов для приобретения готовых лэпбуков;

6.Презентация своего лэпбука для детей в ДОУ«В мире жевотвых»;

7.Индивидуальные консультации с родителями в режиме онлайм

3.Мой лэпбук

3.1Мой лэпбук« В мире животных» представляет собой картонную папку формата А4.Страницы лэпбука выполнены из фоамирана , он приятный на ощупь, мягкий и и удобный в использовании.На страницахпапки имеются различные кармашки, карточки, в которых собрана информация по теме.

Лэпбук «В мире животных»

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детейдошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми.

Актуальность  данной темы в том, что создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

- добровольноеприсоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

- информативен;

- полифункционален: способствуетразвитию творчества, воображения.

Цель: знакомство с домашними и дикими животными , учить сравнивать их по внешнему виду, характеру питания, дать понятие о месте каждого животного в природном сообществе и взаимосвязь со средой обитания и между собой.

Задачи:

- закреплять знания детей о некоторых отличительных особенностях в поведении домашних и диких животных, их внешнем виде.

- развивать внимание, наблюдательность,

- расширять словарь по теме, развитие общих речевых навыков;

- развивать мышления,зрительного, слухового внимания;

- формировать интереса к живой природе;

- воспитывать у детей потребность в общении с природой, любовь к животным и родной природе;

- стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе, воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка.

3.2 Результаты использования лэпбука в совместной деятельности.

1. Лепбук может служить не только методическим пособием, но и прекрасной дидактической игрой на определенную тематику. Онпомогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно – образное мышление). Наблюдения показывают, что и взрослым такая форма обучения тоже понравится.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную вместе с воспитателем книжку.

3. Ребенок дошкольного возраста научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе.

4. Лэпбук хорошо подходит для игры в группах. Можно выбрать задания под силу каждому (кармашки с карточками или фигурками животных подразумевающие умение сравнивать и решать несложные логические задания)

3.3 .Игры и упражнения:


- упражнение «Один – много» на развитие и коррекцию грамматического строя речи: словоизменение; - блокнот – «каскад»

- упражнение «Расскажи о животном» на развитие связной речи, пополнение словарногозапаса; - книжка – «раскладушка»
- игра «Угадай, кто спрятался» на развитие воссоздающего воображения, памяти, пополнение словарного запаса; - домик с дверками
- упражнение «Чей? Чья? Чье?» на развитие и коррекцию грамматического строя речи: словообразование, пополнение словарного запаса;- домик с дверками
- загадки на пополнение словарного запаса, развитие ассоциативного мышления; - блокнот

- упражнение «Чей домик?» на развитие связной речи, грамматического строя: согласование в предложно падежных конструкциях, пополнение словарного запаса; - плоскостные фигурки животных и их домиков
- упражнение «Кто какую пользу приносит?» на развитие связной речи, памяти, пополнение словарного запаса; -вращающиеся круги
- игра «Найди чья тень» на развитие связной речи,воссоздающего воображения, зрительной памяти;- плоскостные фигурки животных и контуры из темного фетра
- упражнение «Раскрась картинку» на развитие мелкой моторики, внимания, зрительной памяти; - карман и картинки-раскраски
- упражнение «Сложи картинку» наразвитие мелкой моторики, воссоздающего воображения, зрительной памяти; - кармашки и разрезные картинки
- упражнение «Расскажи» на развитие связной речи, грамматического строя – серия картинок.

Тематическая папка – лэпбук «В мире животных»

Она включаетв себя:

1. «Семейство».

2.. Игры: «Чья шубка?»

3.«Чей дом?»

4.«Следы жителей леса».

5. Игры, направленные на развитие логического мышления

6. Чистоговорки

7. Составь картинку (разрезные)

8. «Расскажи кто это?»

9. «Северные жители»

10. Расскажи сказку

11. Подвижные игры

12. Загадки про животных

13. «Экологическая цепочка»

14. Экологические советы от Лосяша

15. Раскрась картинку

16. Звуки животных «Кто так говорит?»

17 « Кто что ест?»

18. Аудиовидеокопилка

.Игры и упражнения:
- упражнение «Один – много»на развитие и коррекцию грамматического строя речи: словоизменение; - блокнот – «каскад»

- упражнение «Расскажи о животном» на развитие связной речи, пополнение словарного запаса; - книжка – «раскладушка»
- игра «Угадай, кто спрятался» на развитие воссоздающего воображения, памяти, пополнение словарного запаса; - домик с дверками
- упражнение «Чей? Чья? Чье?» на развитие и коррекцию грамматического строя речи: словообразование, пополнение словарного запаса;- домик с дверками
- загадки на пополнение словарного запаса, развитие ассоциативного мышления; - блокнот

- упражнение «Чей домик?» на развитие связной речи, грамматического строя: согласование в предложно падежных конструкциях, пополнение словарного запаса; - плоскостные фигурки животных и их домиков
- упражнение «Кто какую пользу приносит?» на развитие связной речи, памяти, пополнение словарного запаса; - вращающиеся круги
- игра «Найди чья тень» на развитие связной речи, воссоздающего воображения, зрительной памяти;- плоскостные фигурки животных и контуры из темного фетра
- упражнение «Раскрась картинку» на развитие мелкой моторики, внимания, зрительной памяти; - карман и картинки-раскраски
- упражнение «Сложи картинку» на развитие мелкой моторики, воссоздающего воображения, зрительной памяти; - кармашкии разрезные картинки
- упражнение «Расскажи» на развитие связной речи, грамматического строя – серия картинок.

3.4Заключение

Напримере создания лепбука я убедилась, что данный вид совместной деятельности способствует созданию эмоционального комфорта в коммуникативном общении педагогов, родителей и детей.

последовательное изготовление и дальнейшее применение лэпбука «В мире животных» дает огромную возможность для детей думать, пробовать, творить, а самое главное самовыражаться.

При подготовкезанятия педагог может использовать лэпбук на каждом этапе НОД. Например, для актуализации опорных знаний можно использовать загадки, на основном этапе занятия — игры, работу с картинками, текстами художественной литературы, а на заключительном — ребусы и/или раскраски.

А самое главное , работать с лэпбуком дети могут самостоятельно. Развиваясь и получая знания с интересом и комфортом.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×