Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование личностно-ориентированных технологий в дополнительном образовании | Фатеева Наталья Анатольевна. Работа №345394

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена применению личностно-ориентированных технологий в системе дополнительного образования. Описываются основные принципы и методы, направленные на развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка. Подчеркивается значимость индивидуального подхода, а также создание условий для саморазвития и самореализации учащихся в рамках дополнительного образования.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Фатеева Наталья Анатольевна, педагог дополнительного образования

МБУ дополнительного образования

"Центр детского и юношеского творчества города Мариуполя"

 

Аннотация: Статья посвящена применению личностно-ориентированных технологий в системе дополнительного образования. Описываются основные принципы и методы, направленные на развитие индивидуальных способностей каждого ребёнка. Подчеркивается значимость индивидуального подхода, а также создание условий для саморазвития и самореализации учащихся в рамках дополнительного образования.

Ключевые слова: личностно-ориентированные технологии, дополнительное образование, индивидуальный подход, саморазвитие, самореализация, педагогика.

 

Дополнительное образование играет важную роль в воспитании и развитии детей, поскольку позволяет им развивать свои таланты и способности вне рамок школьной программы. В условиях современного общества, когда ценности личности выходят на первый план, важным направлением в образовательной системе становится использование личностно-ориентированных технологий. Такие технологии основываются на принципе индивидуального подхода к каждому ребенку, учитывая его личные особенности, интересы и потребности.

Основная цель личностно-ориентированных технологий — создание условий, в которых ребенок может раскрыть свои внутренние потенциалы, развивать способности и таланты, учиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. В отличие от традиционных методик, где акцент делается на усвоении знаний и выполнении стандартных задач, в личностно-ориентированном подходе педагог сосредотачивается на уникальных особенностях каждого ребенка, стремясь адаптировать процесс обучения под его индивидуальные потребности.

Одним из главных принципов личностно-ориентированных технологий является признание уникальности каждого ребенка. Каждый ученик — это личность с определенными интересами, талантами и потребностями. Задача педагога — создать такую образовательную среду, в которой каждый ребенок чувствует себя комфортно и уверенно. Важно не просто передавать знания, а помогать ребенку искать собственные пути к их освоению, предоставлять возможность для выбора, развития своих интересов и активного участия в образовательном процессе.

Дополнительное образование предоставляет для этого широкие возможности, так как охватывает широкий спектр видов деятельности: от искусства до техники, от спорта до науки. В рамках кружков и секций педагог может использовать личностно-ориентированный подход для создания индивидуальных образовательных траекторий, позволяя ребенку самому определять темп и уровень сложности обучения. Например, в художественной студии один ребенок может проявить себя в рисовании, другой — в скульптуре, а третий — в создании графического дизайна. Личностно-ориентированная технология позволяет учитывать интересы каждого ученика, предоставляя ему возможность для самовыражения и саморазвития.

Важным элементом личностно-ориентированного подхода является мотивация. Ребенок с удовольствием занимается тем, что ему интересно и что соответствует его внутренним потребностям. Когда педагог создает условия, где учащиеся могут сами выбирать направления своей деятельности, они становятся более мотивированными и увлеченными процессом обучения. Например, в технических кружках учащиеся могут самостоятельно выбирать проекты, которые им интересны: конструирование роботов, создание электронных устройств или программирование. Такая свобода выбора помогает детям глубже погружаться в предмет и добиваться больших успехов.

Важной частью личностно-ориентированных технологий является создание ситуаций успеха для каждого ребенка. Педагог должен уметь увидеть и поддержать достижения каждого учащегося, независимо от их уровня. Это особенно важно для формирования у детей уверенности в своих силах и желания продолжать обучение. В условиях дополнительного образования ситуация успеха может быть достигнута через участие в конкурсах, выставках, выступлениях и других мероприятиях, где ребенок может показать свои достижения и получить признание.

Личностно-ориентированные технологии также предполагают активное вовлечение учащихся в процесс принятия решений. Дети становятся не просто объектами обучения, а полноправными участниками образовательного процесса. Педагоги помогают им научиться самостоятельно ставить цели, планировать свою деятельность, оценивать результаты и корректировать свои действия. Например, при работе над проектом дети могут сами выбирать темы, распределять задачи в группе, принимать решения о том, каким образом реализовать свои идеи. Это помогает развивать у детей навыки самостоятельности, ответственности и критического мышления, которые необходимы им в дальнейшей жизни.

Личностно-ориентированные технологии предполагают, что педагог выступает не только как наставник, но и как партнёр, помощник в образовательном процессе. Он помогает ученику найти собственные ответы на вопросы, учит мыслить креативно и не бояться ошибаться. Важно создать условия для безопасной образовательной среды, где ребёнок может экспериментировать, выражать свои мысли и чувства, не боясь быть осуждённым или раскритикованным. В таких условиях дети учатся принимать решения и действовать, исходя из собственных интересов, а не навязанных извне стандартов.

Кроме того, личностно-ориентированные технологии помогают развивать эмоциональный интеллект детей. В процессе общения с педагогом и другими учениками дети учатся понимать и выражать свои эмоции, уважать чувства других и эффективно решать конфликты. Это особенно важно для формирования гармоничной личности, способной к успешной социализации в обществе. Педагог дополнительного образования должен уделять внимание не только развитию навыков и умений, но и воспитанию личности, которая способна жить и работать в коллективе, эффективно взаимодействуя с окружающими.

Важным аспектом личностно-ориентированного подхода является развитие у детей способности к рефлексии — осмыслению собственного опыта и оценке результатов своей деятельности. Это помогает ребенку лучше понимать свои сильные и слабые стороны, формировать осознанное отношение к обучению и личностному росту. Педагог может использовать различные методы для развития рефлексии у детей, например, ведение дневников достижений, где учащиеся записывают свои успехи и трудности, анализируют свои действия и строят планы на будущее.

Таким образом, использование личностно-ориентированных технологий в дополнительном образовании открывает широкие возможности для развития гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка. Этот подход способствует не только успешному освоению знаний и навыков, но и формированию у детей уверенности в себе, способности к саморазвитию, самостоятельности и ответственности. Педагог дополнительного образования, применяя личностно-ориентированные технологии, помогает детям раскрывать свои таланты и способности, создавая условия для их полноценного личностного роста и успешной социализации.

 

Список литературы

Буйлова

Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Молодой ученый. - 2015. - № 15. - С. 567-572.

Ган

Н.Ю. Личностно-ориентированный подход в деятельности педагога дополнительного образования // Образовательный вестник «Сознание». 2018. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-deyatelnosti-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya (дата обращения: 29.09.2024).

Склярова, Ю. Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании / Ю. Н. Склярова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной

педагогики :

материалы VI

Междунар

. науч.

конф

. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7532/ (дата обращения: 29.09.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×