Использование литературных произведений для формирования читательской грамотности у младших школьников | Шилина Ольга Николаевна. Работа №350523
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования литературных произведений для формирования читательской грамотности у младших школьников. Обсуждаются методы, направленные на развитие навыков чтения и понимания текста, анализируются эффективные подходы к стимулированию интереса к литературе у учащихся начальных классов. Особое внимание уделяется роли учителя в процессе формирования читательской грамотности. Приведены примеры литературных произведений и упражнений, способствующих активному восприятию текста и развитию критического мышления у младших школьников.
Ключевые слова: читательская грамотность, начальные классы, литературные произведения, развитие интереса к чтению, методика чтения.
Использование литературных произведений для формирования читательской грамотности у младших школьников
Шилина Ольга Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ СШ № 1 г. Ворсма
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования литературных произведений для формирования читательской грамотности у младших школьников. Обсуждаются методы, направленные на развитие навыков чтения и понимания текста, анализируются эффективные подходы к стимулированию интереса к литературе у учащихся начальных классов. Особое внимание уделяется роли учителя в процессе формирования читательской грамотности. Приведены примеры литературных произведений и упражнений, способствующих активному восприятию текста и развитию критического мышления у младших школьников.
Ключевые слова: читательская грамотность, начальные классы, литературные произведения, развитие интереса к чтению, методика чтения.
Читательская грамотность – это базовый навык, который не только включает в себя техническую способность читать, но и охватывает понимание, анализ и критическую оценку текста. Этот навык играет ключевую роль в успешном обучении школьников, особенно в начальных классах, когда формируются основные привычки восприятия информации и интерес к литературе. Учителю начальных классов важно понимать, что формирование читательской грамотности – это процесс, требующий особого подхода, и одним из самых эффективных инструментов для этого являются литературные произведения.
Использование литературных произведений в учебном процессе дает учителю множество возможностей для вовлечения учащихся в чтение и развития их способностей к пониманию текста. Литература способна увлечь ребенка, пробудить в нем интерес к героям, сюжетам и событиям, что, в свою очередь, помогает ребенку осваивать более сложные когнитивные навыки. Читая художественные книги, дети учатся различать основные элементы сюжета, выделять главные и второстепенные события, делать выводы и анализировать поступки героев. Например, чтение таких произведений, как «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова или «Приключения Незнайки и его друзей» Николая Носова, позволяет не только увлечь детей увлекательным сюжетом, но и развить у них способность к пониманию мотиваций героев и их решений.
Для формирования устойчивого интереса к чтению учитель может предложить разные виды заданий. Одним из эффективных подходов является обсуждение прочитанного материала. Важно не просто просить детей пересказывать текст, а побуждать их к рассуждению и обсуждению. Можно предложить им подумать над вопросами: «Почему герой поступил так?», «Как ты бы поступил в этой ситуации?» или «Чем этот герой отличается от других?». Эти вопросы позволяют детям рассматривать текст глубже, искать ответы и объяснять свою точку зрения, тем самым развивая способность к анализу текста.
Еще один эффективный метод – это инсценировка фрагментов произведения. Через ролевую игру дети могут лучше понять характеры героев и события сюжета. Инсценировка помогает не только сделать чтение более увлекательным, но и развивает у учащихся эмоциональное восприятие текста. Разыгрывая сцены из сказок, например, из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери, дети начинают вживаться в роль, переживать за героев, что способствует их более глубокому пониманию произведения и позволяет развивать эмпатию.
Использование иллюстраций к литературным произведениям – еще один эффективный способ повышения читательской грамотности. Особенно это важно для младших школьников, у которых восприятие текста часто происходит через зрительные образы. Например, при работе с произведением «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла можно попросить детей нарисовать свои впечатления от прочитанного или попытаться проиллюстрировать понравившуюся сцену. Такой метод позволяет учащимся соединять текст с визуальными образами, что облегчает восприятие содержания и способствует его лучшему запоминанию.
Одним из важнейших аспектов работы над читательской грамотностью является развитие навыков работы с текстом, направленных на поиск и анализ информации. Учащимся можно предложить задания на составление вопросов по тексту, формулирование краткого содержания или создание собственного продолжения истории. Например, после чтения произведения «Муми-тролли» Туве Янссон, дети могут обсудить, какие приключения еще могут произойти с героями, или создать небольшой текст о том, как Муми-тролль и его друзья провели следующий день. Эти упражнения побуждают детей к самостоятельной работе с текстом, развивают творческое и критическое мышление.
Также стоит отметить важность включения в процесс чтения элементов анализа структуры текста. Учитель может объяснить учащимся такие понятия, как «главная мысль», «вступление», «кульминация» и «развязка», с использованием простых и понятных для детей примеров. Например, читая сказку «Колобок», можно предложить детям подумать, как развивались события, и выделить ключевые моменты: как герой появился на свет, что с ним происходило на пути и как закончилась история. Такой подход позволяет детям понимать структуру текста и видеть логику построения сюжета, что в будущем поможет им лучше осваивать и другие, более сложные тексты.
Важно учитывать, что формирование читательской грамотности – это процесс, требующий постоянного подкрепления и позитивной мотивации. Поэтому учителю следует поощрять успехи детей, поддерживать их интерес к литературе, предлагать различные формы работы с текстом и стараться находить время для индивидуальной работы с каждым учеником. Также стоит внедрять в учебный процесс различные формы поощрения, такие как «Дневник прочитанных книг», где дети могут фиксировать свои достижения и делиться впечатлениями о прочитанном.
Таким образом, литературные произведения – это мощный инструмент, который позволяет учителю не только привить детям любовь к чтению, но и развивать их способность к критическому мышлению, анализу и восприятию информации. Важно не просто знакомить учащихся с текстами, но и активно вовлекать их в процесс осмысления прочитанного, развивая тем самым их когнитивные навыки. Успех работы во многом зависит от творческого подхода учителя, его умения заинтересовать детей и создать благоприятные условия для формирования устойчивой читательской грамотности.
Список литературы
Якибжанова
Л., Садыков Р. М.
С
редства наглядности и их применения
на
урока
русского языка и читательской грамотности в начальной школе
// SAI. 2023.
№Special Issue 10.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-naglyadnosti-i-ih-primeneniya-na-uroka-russkogo-yazyka-i-chitatelskoy-gramotnosti-v-nachalnoy-shkole