Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование логоритмики в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Васильева Наталья Валерьевна. Работа №354938

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье раскрывается значение логоритмики как одного из эффективных методов коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются возможности использования ритмических упражнений, движений и музыкального сопровождения для развития речевой деятельности, моторных навыков и эмоциональной сферы детей. Подчеркивается значение комплексного подхода, включающего работу над речью, движением и восприятием, в рамках логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: логоритмика, речевые нарушения, дошкольники, ограниченные возможности здоровья, коррекционная работа, ритм, логопедия.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОРИТМИКИ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Васильева Наталья Валерьевна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 88 «Алёнушка», г. Прокопьевск

 

Аннотация. В статье раскрывается значение логоритмики как одного из эффективных методов коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются возможности использования ритмических упражнений, движений и музыкального сопровождения для развития речевой деятельности, моторных навыков и эмоциональной сферы детей. Подчеркивается значение комплексного подхода, включающего работу над речью, движением и восприятием, в рамках логопедической помощи детям с речевыми нарушениями.

Ключевые слова: логоритмика, речевые нарушения, дошкольники, ограниченные возможности здоровья, коррекционная работа, ритм, логопедия.

 

В работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) большое значение приобретает применение инновационных методов коррекционной педагогики, направленных на преодоление речевых нарушений. Одним из таких методов является логоритмика, объединяющая элементы речи, музыки и движения. Этот подход является не только эффективным, но и привлекательным для детей, так как основывается на игровой форме обучения, что позволяет гармонично развивать все аспекты речевой деятельности.

Логоритмика представляет собой синтез логопедии, ритмики и музыкально-двигательной активности. Она включает выполнение ритмических упражнений, движение под музыку, использование речевых текстов, которые сопровождаются определёнными двигательными действиями. Такое сочетание развивает у ребёнка речевую моторику, координацию, слуховое восприятие, а также формирует чувство ритма и способствует эмоциональному раскрытию. Для дошкольников с ОВЗ данный метод особенно ценен, так как он позволяет преодолевать не только речевые, но и сопутствующие нарушения, такие как недостаточная моторная координация, снижение внимания и трудности эмоционального реагирования.

Одним из ключевых аспектов логоритмики является её комплексное воздействие на ребёнка. В процессе выполнения ритмических упражнений с речевым сопровождением активизируются сразу несколько анализаторных систем: слуховая, зрительная, двигательная и речевая. Это способствует улучшению связей между ними, что крайне важно для коррекции речевых нарушений. Например, при произнесении коротких стихотворных строк с одновременным выполнением движений у ребёнка улучшается артикуляционная моторика, развивается чувство ритма, что способствует правильной постановке звуков и формированию плавной речи.

Особое внимание следует уделить значению логоритмики для детей с задержкой речевого развития (ЗРР), общим недоразвитием речи (ОНР) и другими речевыми патологиями, которые нередко сопровождаются нарушениями моторики и восприятия. Ритмическая организация движений и речи помогает компенсировать данные нарушения. Музыкальное сопровождение упражнений вызывает у детей положительные эмоции, снижает уровень тревожности и создаёт мотивацию к занятиям. Это особенно важно для детей с ОВЗ, так как эмоциональный компонент играет большую роль в процессе обучения и коррекции.

Логоритмические упражнения могут быть направлены как на развитие общей моторики, так и на формирование мелкой моторики, которая имеет прямую связь с речевой функцией. Выполнение упражнений с включением пальчиковых игр, сопровождение движений ритмичными фразами или песенками способствует активации речевых зон мозга и улучшает координацию между артикуляционным аппаратом и общими двигательными навыками. Это особенно актуально для детей с нарушением фонетико-фонематической стороны речи, так как ритм и движение помогают лучше осваивать звуковую структуру языка.

Кроме того, логоритмика имеет огромное значение для развития коммуникативных навыков. Совместные занятия, в которых дети выполняют упражнения в группе, способствуют формированию у них навыков взаимодействия, учат соблюдать правила, развивают внимательность и способность реагировать на действия других. Это особенно важно для детей с аутистическими чертами, для которых характерны трудности в установлении контакта с окружающими. Через движения и ритм у таких детей формируются основы социального поведения, что в дальнейшем положительно сказывается на их речевой активности.

Положительное влияние логоритмики на коррекцию речевых нарушений подтверждается практикой её применения в логопедических группах. Например, у детей с дислалией упражнения на произнесение ритмических фраз в сопровождении движений способствуют улучшению точности артикуляции. У детей с ОНР логоритмика помогает быстрее осваивать сложные языковые конструкции благодаря наглядности и эмоциональной окрашенности ритмических упражнений.

Важную роль в логоритмических занятиях играет личность логопеда, который выступает не только как педагог, но и как организатор музыкально-двигательной деятельности. Логопед подбирает упражнения с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, создаёт комфортную атмосферу, способствующую раскрытию их потенциала. Для успешной реализации метода необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, уровень их речевого развития и имеющиеся нарушения.

Таким образом, логоритмика является уникальным методом коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ, обеспечивающим комплексное воздействие на речь, движение и эмоции ребёнка. Её использование позволяет не только успешно преодолевать речевые трудности, но и способствует гармоничному развитию личности ребёнка. Логоритмические занятия помогают детям обрести уверенность в своих силах, развивают их творческий потенциал, способствуют социализации и включению в активную речевую среду. Значимость данного метода заключается в его универсальности и эффективности, что делает его незаменимым инструментом в работе логопеда.

 

Список литературы

1. Волкова Н. А. Специфические приемы логоритмики в работе с детьми (в том числе детей с ОВЗ) первой ступени образования в условиях внедрения ФГОС ДО / Н. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 55-57.

2. Юрина М. В. Логоритмика как средство преодоления задержки речевого развития у детей раннего возраста / М. В. Юрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 296-301.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×