Использование материалов темы" Императорская фамилия: формирование, состав и влияние на политику Николая II" в урочной и внеурочной деятельности | Баринова Мария Алексеевна. Работа №346850
"Императорская фамилия: формирование, состав и влияние на политику Николая II". Значение гуманитарных школьных дисциплин с каждым годом возрастает. Среди гуманитарных наук особенное место занимает история. Отличие от прочих дисциплин состоит в изучении событий и фактов в динамике. Уникальность полученных знаний заключается в том, что анализ явлений прошлого позволяет понять современные политические, социальные и экономические процессы. На уроках истории школьник формирует собственную точку зрения относительно исторически важных событий, проецируя их на события современные. Результатом такого процесса является развитость духовно-нравственного элемента личности, зрелость социальной позиции и, как следствие, самоактуализация и самореализация учащегося.
Уроки истории в традиционной форме не позволяют добиться желаемого результата, поскольку предполагают, в основном, монологическую речь учителя. Современной альтернативой выступают проектные методы урочной деятельности.
Использование материалов темы:"Императорская фамилия: формирование, состав и влияние на политику Николая II", в урочной и внеурочной деятельности
3.1. Использование материалов темы в урочной деятельности
Значение гуманитарных школьных дисциплин с каждым годом возрастает. Среди гуманитарных наук особенное место занимает история. Отличие от прочих дисциплин состоит в изучении событий и фактов в динамике. Уникальность полученных знаний заключается в том, что анализ явлений прошлого позволяет понять современные политические, социальные и экономические процессы. На уроках истории школьник формирует собственную точку зрения относительно исторически важных событий, проецируя их на события современные. Результатом такого процесса является развитость духовно-нравственного элемента личности, зрелость социальной позиции и, как следствие, самоактуализация и самореализация учащегося.
Уроки истории в традиционной форме не позволяют добиться желаемого результата, поскольку предполагают, в основном, монологическую речь учителя. Современной альтернативой выступают проектные методы урочной деятельности.
На сегодняшний день проектная деятельность – уникальный тип коммуникации, где и учитель, и ученик – это две взаимодействующие и взаимовлияющие личности, помещенные в рамки проекта и налаживающие коммуникацию. Проектная деятельность основана на самостоятельности и активности обучающихся, помогает развить творческие и исследовательские навыки. Участие в реализации исторического проекта позволяет школьникам раскрываться с творческой стороны, проявлять свои таланты и способности, самостоятельность, лидерские качества, способность к коммуникации.
Выбранная нами тема «Императорская фамилия: формирование, состав и влияние на политику Николая II», реализованная в формате проектной групповой работы, будет способствовать формированию и развитию общекультурных и предметных компетенций обучающихся. Целесообразнее реализовать данный формат работы с профильным классом, изучающим историю на углубленном уровне, что согласуется с предметными результатами освоения курса истории по ФГОС. К таким результатам относится:
Формирование знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
Владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
Формирование умений оценивать различные исторические версии.
Тип урока: повторительно-обобщающий урок
Форма урока: проектная деятельность
Цель урока – изучить влияние императорской фамилии на политику Николая II.
Образовательные задачи:
Проанализировать исторические источники: «Учреждение об Императорской фамилии» и его редакции;
Выявить состав членов императорской фамилии на момент принятия «Учреждения», функции членов императорской фамилии и эволюцию их количества к моменту восшествия на престол Николая II.
Охарактеризовать политические действия Николая II с точки зрения влияния на него членов императорской фамилии;
Развивающие задачи:
Развивать критическое мышление, оценивая политические действия императора;
Совершенствовать владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
Развивать общекультурные компетенции, связанные с восприятием исторических событий;
Воспитательные задачи:
Воспитание уважения к исторической памяти и историческому процессу;
Эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса;
Воспитание гуманистического мировоззрения через неприятие жестокости, свойственном более ранним историческим периодам.
План-конспект урока:
Организационный этап – приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка посещаемости, создание рабочей атмосферы
Мотивационный этап – вступительное слово учителя можно начать со знаменитой фразы Николая II: «Я схожу с ума, когда думаю о перспективах России. Мы станем самым великим народом, самым великим государством. Все в мире будет делаться с нашего разрешения». Предложить учащимся, опираясь на уже имеющиеся знания, предположить охарактеризовать личность Николая II. Также можно продемонстрировать классу фрагменты кинофильмов.
Основной этап – он состоит из 4 заданий. На данном этапе учащихся учитель знакомит с организацией проектной деятельности, делит на группы, озвучивает задание и дает рекомендации по выполнению.
Мы предлагаем следующее разделение:
1 задание:
1 группа – Анализ «Учреждения об Императорской фамилии» 1797 г. и составление краткой характеристики данного документа.
2 группа – Анализ «Учреждения об Императорской фамилии» 1886 г. и составление краткой характеристики данного документа.
3 группа – Анализ «Учреждения об Императорской фамилии» 1906 г. и составление краткой характеристики данного документа.
Предполагается, что при выполнении этого задания учащиеся, проанализировав исторический источник, смогут ответить на следующие вопросы:
Что такое императорская фамилия?
Как определялся состав членов императорской фамилии исходя из разных редакций «Учреждения»?
Какими функциями и правами обладали члены императорской фамилии?
2 задание включает в себя составление генеалогического древа Николая II и краткого исторического портрета его родственников по ветви Александровичей, Николаевичей, Константиновичей и Михайловичей. Результаты проделанной работы, учащиеся могут представить в виде интеллект-карты.
3 задание заключается в анализе влияния членов императорской фамилии каждой из ветвей на внутреннюю политику императора.
4 задание – анализ влияния членов императорской фамилии каждой из ветвей на внешнюю политику.
Презентация проекта и оценка результатов деятельности.
Отличительной чертой проекта является наличие конечного продукта, результата. В данном случае продуктом проведенного исследования могут быть:
мультимедийная презентация. Презентация, состоящая из скопированных, трудночитаемых фрагментов текстов без какого-либо графического оформления, переработки, обозначения актуальности и цели исследования не может быть засчитана группе. Приветствуется использование схем, графиков, копий исторических источников, картин, цитат, кадров из фильмов.
видеоролик или видеолекция, изготовленные группой самостоятельно.
письменная исследовательская работа с устной презентацией. Работа оформляется в виде реферата и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к данному виду работ.
Получившийся продукт должен соответствовать таким критериям как актуальность, новизна результатов, обоснованность и научность, наглядность, самостоятельность. Ниже представлены разработанные нами критерии оценивания проекта по истории.
Критерии оценивания проекта в рамках изучения истории
Критерии
Обоснование критериев
Балл
Актуальность
Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата
оценка в 0 баллов (отсутствует соответствие критерию);
оценка в 1 балл (низкое соответствие критерию);
оценка в 2 балла
(достаточное соответствие критерию);
оценка в 3 балла (полное соответствие критерию).
Оформление проекта
Все структурные элементы проекта представлены в полном объеме.
Проект оформлен в формате информационного продукта.
Проект оформлен аккуратно, корректно. Присутствует качественный наглядный материал
Содержательность
Информативность, смысловая емкость проекта, полнота раскрытия темы, изложение стратегии решения проблемы, логика изложения информации
Информационная компетентность
Источников достаточно для раскрытия темы. Используется корректная терминология. Группа хорошо владеет терминологическим аппаратом, ориентируется в заявленной теме.
Коммуникативная компетентность
Вся представленная информация была переработана и усвоена участниками группы.
Выступление выстроено грамотно, последовательно, не содержит фактических и речевых ошибок.
Группа ответила на дополнительные вопросы
Исследовательский компонент. Корректность выбранных методов
Исследовательский компонент присутствует в примерно равной пропорции с теоретической части.
Инструментарий исследования выбран верно.
Учащиеся ориентируются в методах исторического исследования, современных технологиях (ИКТ, методы математической и статистической обработки информации, историческое моделирование)
Результативность исследования
Выводы системны, корректны, обоснованы, соответствуют заявленной проблеме
Максимальный балл – 21.
Оценка 5 – «21 – 18»
Оценка 4 – «17 – 13»
Оценка 3 – «12 – 8»
Оценка 2 – «7 – 0»
На презентацию проекта каждой группе дается 5-8 минут, итого максимум 24 минуты. Еще по 5 минут на группу отводится для обсуждений и дополнительных вопросов.
Таким образом, тема «Императорская фамилия: формирование, состав и влияние на политику Николая II» на уроках истории может быть эффективно раскрыта посредством организации проектной деятельности. Метод проектов в данном случае позволяет учащимся наиболее подробно и детально проработать данную тему, расширить знания об периоде правления Николая II и совершенствовать навыки научно-исследовательской деятельности, включая проведение исторического исследования.
Использование материалов темы во внеурочной деятельности
Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях является важнейшей составляющей воспитательного процесса. Она представляет собой целенаправленную, образовательную, воспитательную работу с обучающимися, которую организовывает педагог во внеурочное время в рамках школы.
Внеурочная деятельность может организовываться в различных формах. Например, интеллектуальные клубы, кружки познавательной направленности, факультативы, экскурсии, викторины, олимпиады, различные научные сообщества.
На сегодняшний день научно-исследовательская деятельность в общеобразовательном учреждении приобретает особую значимость. В целях совершенствования условий поддержки и развития интеллектуально и творчески одаренных детей посредством научно-исследовательской деятельности департамент образования администрации г. Нижний Новгород ежегодно проводит конференции научного общества учащихся «Эврика». Организаторами также выступают высшие учебные заведения города.
Задачи конференции:
Способствовать раннему выявлению и развитию одаренных учащихся
Содействовать профессиональному самоопределению учащихся
Формировать аналитическое и критическое мышление в процессе выполнения исследования
В конференции НОУ могут принять участие учащиеся 9-11 классов средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и.т.д. Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта. Взаимодействуя с педагогами, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.
Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.
В старшей школе изучение эпохи правления Николая II приходится на 9 и 11 кл. Недостаточное количество учебных часов не располагает учителя к более подробной работе по изучению этой эпохи, которая поистине является поворотной в истории нашей страны и вызывает интерес у школьников. Научное общество учащихся может помочь в решении данной проблемы.
В рамках данной главы предложены названия тем научных работ для учащихся по изучению эпохи правления Николая II в рамках истории России.
Изучение личности императора Николая II в современной отечественной историографии.
Изучение государственной деятельности императора Николая II в современной отечественной историографии.
Формирование императорской фамилии на основе анализа «Учреждения об Императорской фамилии».
Деятельность членов Императорской фамилии в эпоху Николая II.
Влияние Александры Федоровны на внутреннюю политику Николая II на основе материалов личного происхождения.
Влияние Александры Федоровны на внешнюю политику Николая II на основе материалов личного происхождения.
Влияние великих князей на внутреннюю политику Николая II на основе материалов личного происхождения (предполагается изучение влияния определенной ветви императорской фамилии).
Влияние великих князей на внешнюю политику Николая II на основе материалов личного происхождения (предполагается изучение влияния определенной ветви императорской фамилии).
План работы в рамках НОУ:
Постановка проблемы или вопроса исследования.
Сбор информации по вопросу исследования.
Подбор методов исследования
Работа с историческими источниками, анализ историографических исследований.
Проведение собственных исследований, используя научный инструментарий в виде методов исследований данного явления.
Анализ собранного материала. Обработка и сопоставление материала. Обобщение.
Оформление исследовательской работы в соответствии с критериями НОУ.
Подготовка к выступлению на конференции с использованием стендового доклада или электронной презентации.
Планируемые результаты:
Личностные:
положительное отношение к исследовательской деятельности;
мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новому содержанию и новым способам познания;
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Познавательные:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
анализировать объекты, выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи;
оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Коммуникативные:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственное мнение и позицию;