Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование медиатехнологий для изучения русской литературы | Алымова Ирина Владимировна. Работа №345773

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются способы использования медиатехнологий для изучения русской литературы в школе. Описаны методы, с помощью которых можно повысить интерес учащихся к литературным произведениям, а также улучшить их понимание текста и развитие аналитических навыков.

Ключевые слова: медиатехнологии, русская литература, учебный процесс, школьники, анализ текста, образовательные технологии.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Алымова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

МОУ Новочарская СОШ №2 им. героя России Игоря Молдованова

 

Аннотация. В статье рассматриваются способы использования медиатехнологий для изучения русской литературы в школе. Описаны методы, с помощью которых можно повысить интерес учащихся к литературным произведениям, а также улучшить их понимание текста и развитие аналитических навыков.

Ключевые слова: медиатехнологии, русская литература, учебный процесс, школьники, анализ текста, образовательные технологии.

 

Современное образование всё активнее использует медиатехнологии, которые значительно расширяют возможности преподавания различных предметов, включая литературу. Изучение русской литературы с помощью цифровых и медиаресурсов позволяет учащимся глубже погружаться в текст, развивать интерес к литературе и расширять свои аналитические навыки. Применение медиатехнологий открывает новые подходы к анализу художественных произведений и помогает школьникам воспринимать литературные тексты с точки зрения современности, что способствует более активному вовлечению в образовательный процесс.

Одним из наиболее эффективных способов использования медиатехнологий на уроках литературы является включение мультимедийных презентаций и других цифровых ресурсов в объяснение литературных тем. Учителя могут использовать анимации, графики и изображения для иллюстрации событий, описанных в произведениях, а также показывать биографии авторов и исторические контексты, в которых создавались тексты. Например, изучая произведения Пушкина А. С. или Лермонтова М. Ю., можно использовать мультимедийные ресурсы для создания виртуальных экскурсий по местам, где жили и творили эти писатели, что позволяет учащимся лучше понимать эпоху и настроение произведений.

Экранизации литературных произведений также являются мощным инструментом для повышения интереса школьников к классике. Просмотр фрагментов фильмов или театральных постановок, созданных по мотивам изучаемых произведений, помогает ученикам более живо представить персонажей и события. Это не только развивает воображение, но и помогает школьникам лучше осознать символику и идеи произведений. Например, при изучении "Преступления и наказания" Достоевского Ф. М. можно предложить учащимся посмотреть сцены из экранизаций романа, а затем обсудить, как режиссёр передал настроение и идеи произведения через визуальные образы.

Кроме того, аудиокниги могут быть полезны для развития навыков слушания и анализа текста. Многие школьники испытывают трудности при самостоятельном чтении сложных классических произведений, особенно в старших классах. Аудиоверсии помогают лучше воспринимать произведения и дают возможность слышать, как авторская интонация и ритм влияют на восприятие текста. Учитель может использовать фрагменты аудиокниг на уроках, чтобы школьники могли одновременно слушать и обсуждать ключевые моменты произведения.

Использование интерактивных платформ и образовательных приложений даёт ещё одну возможность для изучения русской литературы. Например, существуют программы, позволяющие учащимся создавать виртуальные карты героев, диаграммы сюжета и временные линии событий. Такие инструменты помогают лучше структурировать информацию, что особенно полезно при анализе сложных литературных произведений. Интерактивные задания с использованием таких платформ могут включать в себя создание проектов, рецензий или обсуждений на основе прочитанных текстов.

Для развития коммуникативных навыков учащихся можно организовывать виртуальные дискуссии и форумы, где школьники могут обмениваться своими впечатлениями о прочитанном произведении, задавать вопросы и обсуждать идеи текста с учителем и одноклассниками. Это способствует более глубокому осмыслению литературных произведений и помогает развивать умение аргументировать свою точку зрения. Например, обсуждения в формате онлайн-дебатов по теме "Какие поступки героя романа оправданы?" стимулируют учащихся к критическому осмыслению произведений.

Социальные сети и блоги также могут стать инструментом изучения литературы. Учащиеся могут писать короткие рецензии, делиться своими впечатлениями о прочитанных произведениях в социальных сетях или создавать блоги, посвящённые литературе. Это помогает развивать навыки письменной речи, улучшает умение структурировать мысли и выражать своё мнение. Также учитель может предложить задания, в которых учащиеся будут писать "от лица героя", создавая виртуальные страницы литературных персонажей, что способствует более глубокому погружению в текст и развивает творческое мышление.

Медиатехнологии позволяют также проводить онлайн-уроки и вебинары, что особенно актуально в условиях дистанционного обучения. Учителя могут использовать платформы для видеоконференций, чтобы вести занятия с учащимися, а также привлекать внешних экспертов, таких как литературоведы или актёры театра, для проведения мастер-классов и обсуждений произведений.

Подводя итог, использование медиатехнологий для изучения русской литературы открывает новые горизонты для преподавания. Цифровые ресурсы и инструменты помогают делать уроки более интерактивными и увлекательными, способствуют развитию критического мышления и творческого подхода к анализу текстов. Учителя, внедряя медиатехнологии в учебный процесс, помогают учащимся не только лучше понимать литературные произведения, но и развивают их интерес к литературе и культуре в целом.

 

Список литературы

1. Бегайдарова, А. Т. Изучение русской литературы в школе с учётом возрастных особенностей учащихся / А. Т. Бегайдарова, Н. Х. Жамаладин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 382-384.

2. Даниличева К. А. Медиатехнологии в художественной литературе : выпускная квалификационная работа (ВКР) по направлению подготовки 42.04.01 - Реклама и связи с общественностью, направленность (профиль) «Связи с общественностью» / К. А. Даниличева ; рук. В.П. Изотов. - Орел : [б. и. ], 2024. - 69 с.

3. Панькова, Н. В. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы / Н. В. Панькова, Т. Ю. Турова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 338-340.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×