Использование метода наглядного моделирования в развитии интеллектуальных способностей детей с ЗПР. | Гришуткина Нина Михайловна. Работа №239311
Автор: Гришуткина Нина Михайловна
Моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления у детей недостатков развития путем построения и изучения моделей каких- либо явлений, предметов или объектов. В процессе моделирования у детей активизируется внимание, совершенствуется умение ориентироваться в пространстве, формируются практические действия. Данная статья поможет педагогам обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях обьектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Использование метода наглядного моделирования в развитии интеллектуальных способностей детей с ЗПР.
Подготовила воспитатель: Гришуткина Н. М.
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни.
Отечественные психологи и педагоги (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.Н. Подьяков, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.) разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие интеллектуальных способностей. Однако развитие детей с ЗПР, в том числе и интеллектуальное происходит с отличиями от развития детей в норме. Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда речь, память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своём развитии от принятых психологических норм.
Лебединская К.С. отмечает, что интеллектуальное развитие детей с задержкой психического развития отличается низким уровнем познавательной активности. Это может выражаться в отсутствии сосредоточенности ребенка на предмете изучения, частой отвлекаемости.
Т.В. Егорова пришла к выводу, что наибольшие затруднения у детей с ЗПР вызывает выполнение заданий, требующих словесно-логического мышления. Наглядно-действенное мышление, напротив, нарушено у них в меньшей степени. Поэтому использование метода наглядного моделирования в работе с детьми с ЗПР является эффективным средством, обеспечивающим успешность познания.
Моделирование в специальной педагогике представляет собой целенаправленный процесс исправления у детей недостатков развития путем построения и изучения моделей каких- либо явлений, предметов или объектов. В процессе моделирования у детей активизируется внимание, совершенствуется умение ориентироваться в пространстве, формируются практические действия. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, изображенными схематично или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных.
Л.А. Венгер выделил 3 этапа моделирования:
1. Использование готового символа или модели.
2. Составление модели педагогом совместно с детьми.
3. Самостоятельное составление моделей.
Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных – условными). В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• силуэтные и предметные картинки.
Моделирование рассматривается как совместная деятельность педагога и детей по построению, выбору и конструированию моделей. Поэтому метод наглядного моделирования может быть использован в работе с детьми в разных образовательных областях и видах детской деятельности.
На первом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.
Использование готовых моделей помогает организовать детей в повседневной деятельности в различных режимных моментах: в организации дежурств, самообслуживания, трудовых поручений, в самостоятельной двигательной деятельности.
Примерами таких моделей в нашей группе служат алгоритмы одевания, складывания одежды в шкаф, мытья рук, посещения туалета, алгоритм дежурства, сервировки стола, различных трудовых процессов. Все модели алгоритмов размещены в тех помещениях, где совершается этот процесс, доступны для рассматривания детям, привлекательны и эстетично оформлены. Алгоритмы одевания в раздевалке меняются в нашей группе по сезонам. Алгоритм складывания одежды находится на внутренней стороне дверцы шкафа у каждого ребёнка.
Т.к. дети в нашей группе разного возраста и уровня развития, модель мытья рук в умывальной комнате представлена двумя видами: линейным – для более лёгкого восприятия и с усложнением в виде таблицы.
Алгоритм дежурства и сервировки стола находится в уголке дежурных, рядом с буфетной – рабочим местом младшего воспитателя, который руководит работой дежурных по сервировке стола.
Чтобы эти модели были многофункциональны, дополнением к ним служит разрезной раздаточный материал для совершенствования гигиенических навыков и трудовых умений в игровых упражнениях «Что сначала, что потом».
Работая с такими моделями, дети учатся описывать порядок действий для достижения поставленной цели, выполнять изображенную последовательность действий, описывать свои действия, расставлять события в правильной последовательности и находить ошибки в неправильной последовательности действий. Ведь алгоритм представляет собой точную, строгую последовательность шагов (действий), в нем определено первое действие и следующее за ним, свобода выбора исключается.
Освоение дошкольниками алгоритмов способствует упорядочению детского мышления, восприятию определенной последовательности, что выражается в умении планировать свои действия.
Также использование готовых моделей применяется в образовательной деятельности на занятиях по ОХЛ. В качестве таких моделей может выступать серия картинок с изображением персонажей или отдельных эпизодов, которая научит детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из художественного произведения. Такой приём мы используем при пересказе коротких рассказов Л. Толстого «Косточка», «Хотела галка пить», драматизации сказок В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок», «Под грибом», рассказывании сказок «Гуси-лебеди», «Колосок» и других художественных произведений, в которых работаем над связным высказыванием детей.
На следующем этапе моделирования педагог составляет модель совместно с детьми. Где взрослый учит выделению признаков различия и сходства, одновременно даёт задание последовательно отбирать и выкладывать модели, замещающие эти признаки, организует сравнение двух объектов между собой, постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов; обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков.
Примерами совместно созданных моделей являются модели игровых упражнений «Что сначала, что потом», составленных с незначительной помощью взрослого. Модели, где в качестве символов заместителей при моделировании используются геометрические фигуры. Например, при рассказывании укр. нар ск. «Рукавичка» мы используем набор полосок разного цвета и размера для обозначения животных, которые поселились в рукавичке. Дети используют заместители на основе цвета, который соответствует внешнему виду героя сказки. Образцом служит готовая модель из предметных картинок, составленная педагогом на доске во время рассказывания сказки. Чтобы изобразить животных одинакового цвета (серая мышка и серый волк), дети сравнивают два объекта между собой, выделяют признаки сходства и различия. Чтобы ребёнок понимал принцип замещения, стоит вместе обсудить, какая полоска и почему будет замещать тот или иной персонаж. Правильно выложенная модель помогает детям последовательно изложить события сказки в рассказывании. Этот метод можно использовать при пересказе ск К. Ушинского «Умей обождать», рассказывании белорус. сказки «Пых».
Разновидностью совместно созданных моделей являются мнемотаблицы. Её назначение – с помощью условных значков закодировать в виде схемы содержание текста, чтобы в дальнейшем ребёнок мог с опорой на такой вид наглядности декодировать, вспомнить и воспроизвести сказку, рассказ, стихотворение. В мнемотаблице графически изображается информация о персонажах, предметах окружающего мира, явлениях природы, событиях. Когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Этот метод хорошо знаком многим педагогам. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На сегодняшний день существует огромное количество готовых мнемотаблиц и иллюстраций к стихам, которые можно найти в интернете или в специальной литературе. Мы с детьми стараемся оформлять эти таблицы сами. Дети самостоятельно заполняют пустую таблицу знаками и символами. А потом, глядя на картинки-символы, вспоминают стихотворение. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время запоминания стихов. Обозначая графически содержание стихотворения в таблице, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда.
Моделирование с помощью мнемотехники применяем при заучивании потешки «Пальчик мальчик», стихотворения М. Кравчук «Вырастает город», С. Маршака «Пограничники», Т. Белозёрова «Майский праздник», Н. Артюховой «Зима пришла».
Наглядные модели мы используем и в познавательной деятельности. Например, в процессе наблюдений за посадками в огороде на окне, выделяем в объектах изменения, с помощью условных знаков, символов делаем зарисовки модели. Организуя трудовые поручения, с помощью готовой модели можно описать способы выполнения какой-либо деятельности (например, способ удаления пыли с растений, посадки комнатного растения и т.д.).
Самостоятельное составление моделей (графических) ещё сложно для наших детей т. к. ручные навыки несовершенны и воображение развито недостаточно у большинства детей. Но некоторые формы такого моделирования доступны детям, и они справляются с заданиями типа «Разложи картинки по- порядку и составь рассказ» (по серии сюжетных картинок).
Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками с ЗПР состоит в том, что: деятельность с непосредственно воспринимаемыми моделями позволяет детям уже на уровне наглядно-образного мышления усваивать знания и умения, понимать некоторые принципы, связи и закономерности, лежащие в основе явлений и предметов. По данным исследований учёных обучение, направленное на развитие способности к наглядному моделированию, развивает и общую умственную способность к логическому мышлению вообще.
Мы отмечаем, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности наших детей. С помощью моделей у детей развивается способность к пространственному мышлению, воображению, дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать; у них совершенствуется память, наблюдательность, речь; уточняются и упорядочиваются знания, происходит осмысление информации, развивается самостоятельность. А именно это важно для успешной учебы в школе. У ребенка, владеющего формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня интеллектуальных способностей.
Моделирование дает возможность успешно развивать у детей все познавательные процессы, оптимизировать процесс перехода от наглядно-действенного мышления к образному и формировать словесно-логическое мышление.