ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | Холодова Елена Александровна. Работа №211136
Автор: Холодова Елена Александровна
Аннотация. Статья посвящена использованию метода проектов для формирования общих компетенций студентов среднего профессионального образования, применению компонентов метода проектов во время проведения занятий информатики.
Ключевые слова: метод проектов, общие и профессиональные компетенции, компетентностный подход, проектная деятельность, самостоятельная работа студентов, проектное обучение.
Использование метода проектов для формирования общих компетенций студентов среднего профессионального образования
Е. А. Холодова
ФГБОУ ВО «НИ МГУ им. Н.П. Огарёва»
В последнее время российское образование претерпело значительные изменения. В образовательный процесс введены федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения среднего профессионального образования. Данные стандарты требуют формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.
В настоящее время образовательная деятельность предусматривает широкий спектр педагогических технологий, которые используются для формирования знаний, умений, навыков у обучающихся. В своей работе мы применяем метод проектов, именно он позволяет нам решать проблемы формирования компетенций у студентов.
Еще в начале прошлого столетия в США появилась такая педагогическая технология, как метод проектов. На тот момент технология имела название «метод проблем» и была связана с концепциями гуманистического направления в образовании и философии, которые разрабатывались американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и его последователем У. Х. Килпатриком.
В начале XX века метод проектов заинтересовал и русских педагогов. После революции по распоряжению Н. К. Крупской метод проектов начали применять в школах. Под управлением известного педагога С.Т. Шацкого с 1919 года в Москве функционировала Первая опытная станция по народному образованию. Постановлением ЦК ВКП(б) данный метод был признан сторонним советской школе и до конца 80-х годов XX века его не применяли [1].
Сегодня метод проектов, появившийся более века назад, педагоги снова начали применять в своей профессиональной деятельности.
Е. С. Полат дает такое определение методу проектов: «Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом» [1]. Главное назначение метода проектов состоит в том, чтобы студенты среднего профессионального образования имели возможность самостоятельно приобрести знания и умения при изучении той или иной проблемы.
Метод проектов позволяет студентам понять значимость самостоятельной работы и почувствовать, что они могут заниматься научной деятельностью.
Проанализировав опыт применения метода проектов, можно выделить следующие типы проектов:
1. По предметно-содержательным областям:
а) Межпредметные.
б) Монопроекты (охватывают одну предметную область).
2. По характеру контактов:
а) Внутренние или региональные (в пределах одной страны).
б) Международные (участвуют представители разных стран).
3. По количеству участников:
а) Индивидуальные.
б) Групповые.
4. По продолжительности выполнения проекта:
а) Мини-проекты (охватывают часть учебного занятия).
б) Краткосрочные (охватывают несколько занятий).
в) Средней продолжительности (от недели до месяца).
г) Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
5. По доминирующей деятельности студентов:
а) Исследовательские.
б) Творческие.
в) Ролевые, игровые.
г) Ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты).
д) Практико-ориентировочные (прикладные проекты) [1].
Используя метод проектов, педагог становится организатором познавательной деятельности обучающихся. Он должен научить каждого студента работать самостоятельно. Студент из пассивного слушателя превращается в активного участника учебного процесса, способного применять информационные технологии, которые ему доступны. Он может проявлять свои видение, эмоции, индивидуальность, творчество.
Можно выделить следующие этапы при подготовке проектов студентами:
1. Постановка проблемы.
2. Планирование проекта.
3. Проведение исследования.
4. Получение результатов и формулировка выводов.
5. Представление проекта.
6. Оценка результатов и процесса.
Реализация целей проектного обучения позволяет создать педагогические условия, согласно которым у студентов формируются общие компетенции, отраженные в федеральном государственном образовательном стандарте:
- без помощи преподавателя отыскивают вспомогательный материал из разных источников – (ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
- применяют полученные знания для оценки правильности решения стоящих перед ними задач – (ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество);
- развивают исследовательские умения нахождения проблем, отыскания необходимых данных, мониторинга, осуществления опыта, исследования – (ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность);
- пробуют представлять собственные проекты (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности);
- обучаются коллективной деятельности (ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий).
Благодаря компетентностному подходу проектная деятельность помогает так же формировать у студентов и профессиональные компетенции, которые наиболее важны для дальнейшей профессиональной социализации.
Использование метода проектов на занятиях информатики обосновывается особенностью предмета. Кабинеты вычислительной техники оборудованы компьютерами и неотделимой частью занятия является выполнение практических заданий на компьютере.
Основой метода проектов является формирование познавательной активности студентов, обладание навыками строить свои собственные умозаключения и хорошо ориентироваться в пространстве информации. Одна сторона метода проектов – это множество способов получения практических умений и теоретических знаний в какой-либо сфере деятельности. Другая сторона – это метод организации процедуры познания. Говоря о методе проектов, имеется в виду механизм достижения дидактической цели через подробное изучение проблемы, завершающееся практическим результатом, который оформляется каким-либо образом. Полученный результат студенты могут увидеть, проанализировать, использовать при решении других практических задач. Для того чтобы получить хороший результат, надо научить студентов думать самостоятельно.
Проектная деятельность, в большинстве случаев, направлена на самостоятельную работу студентов, которую они выполняют индивидуально, парно или в группах в течение заданного промежутка времени. Метод проектов всегда имеет своей целью решение какой-либо проблемы. Конечно, выполнение большинства заданий на занятиях информатики сложно назвать проблемными. Во время занятий студенты решают не проблему, а исполняют заданные последовательности действий (алгоритмы). Они получают для выполнения одно задание (например, написание программы для вывода на экран движущегося изображения), а способы его решения будут зависеть от компетентности самих студентов, применения множества различных способов и средств решения задачи, способности мыслить, применения знаний и умений из других областей науки и техники и других факторов. Во время проведения занятий информатики очень важно вводить компоненты метода проектов.
На занятиях информатики проектная деятельность:
- способствует формированию устойчивой мотивации к изучению теоретического материала и качественному выполнению практических заданий;
- вырабатывает ответственность за проделанную работу;
- создает условия для совместной работы студентов;
- способствует формированию навыков использования программного обеспечения в различных практических сферах;
- развивает творческий подход при решении задач и формирует навыки поиска и применения оптимального метода решения;
- способствует созданию подлинного проекта.
Библиографические ссылки
1. Проектная деятельность как одно из условий формирования общих и профессиональных компетенций студентов [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/633155/ – Дата обращения 15.05.2015.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 804.
3. Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – С. 124-126.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е. С. Полат. – М.: 2000. – 296с.
5. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.
6. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.