Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование метода проектов в гражданско-патриотическом воспитании студентов | Рассадникова Наталья Вениаминовна. Работа №312538

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматривается использование метода проектов в  патриотическом воспитании студентов на примере  проекта «Я помню! Я горжусь!» и прилагается сценарий классного часа. Актуальность метода  проектов в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе. Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повышает инициативу и активность студентов, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.

 

 

 

 

Использование метода проектов в гражданско-патриотическом воспитании студентов
Российская молодежь, как и общество в целом, переживает кризис ценностей: разрушены идеалы, в которые верило старшее поколение. В общественном сознании, и особенно в сознании молодежи, образовался духовный вакуум, следствием которого стало распространение бездуховности, безнравственности, забвение исторических истоков Отечества и вследствие этого утрата патриотических чувств. Патриотические качества личности формируются всем укладом жизни и деятельности студентов, как в учебное, так и во внеурочное время. Поиск ответа на вопрос Как учить и воспитывать? – выводит нас на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной и воспитывающей деятельностью. Актуальность метода проектов в наше время очевидна. Проектная деятельность помогает развивать самостоятельность мышления, творческие возможности, способность к самоорганизации, созиданию, сотрудничеству. Это такие качества личности, которые обеспечивают успешную адаптацию и самореализацию человека в обществе.
При использовании метода проектов роль педагога резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует воспитательный процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Учащиеся работают с дополнительными источниками информации. Они также обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
На конкретном примере проекта Я помню! Я горжусь! рассмотрим сущность этой педагогической технологии в гражданско-патриотическом воспитании студентов.
Судьбы многих поколений в России связаны с войной. В каждой семье в фотоальбомах бережно хранятся снимки молодых людей в военной форме, которые были братьями, сёстрами, папами, мамами наших мам, бабушек, дедушек, в общем, нашими родственниками. Мы все помним и гордимся ими, и поэтому у меня появилась идея создания проекта Я помню! Я горжусь!.
Краткая аннотация проекта
Данный проект направлен на изучение истории своей семьи, укрепляет связи поколений, дает осознание себя как преемника наследия прошлого, воспитывает гражданско-патриотические чувства на основе развития исторической памяти. Способствует развитию интереса к военно-историческому прошлому страны через коллективную деятельность. Стимулирует самостоятельное изучение материала по истории своей семьи, дополнительного материала по истории Отечества с использованием интернет-ресурсов.
Цель проекта: формирование нравственных ценностей, гражданского сознания, чувства самоуважения, любви к истории семьи, страны; увековечение памяти подвига народа в Великой Отечественной войне; противодействие фальсификации событий Великой Отечественной войны.
Задачи проекта:
1. Привлечь студентов к работе по сохранению памяти о Великой Отечественной войне, показать важность личности каждого участника войны.
2. Изучить семейные документы, собрать и систематизировать материалы о своих близких, участниках Великой Отечественной войны.
3. Организовать поиск информации в сети интернет на сайтах Подвиг народа, Мемориал, Память народа.
4.Создать Книгу Памяти, web-страницу с собранным материалом.
Участники проекта: студенты первого курса техникума.
Предполагаемые продукты проекта: Книга Памяти, Стена Памяти, классный час на тему Я помню! Я горжусь! и виртуальный музей Страницы памяти.
Участники проекта разделили работу на три этапа:
1-й этап (1-й курс)
Сбор материала об участниках Великой Отечественной войны (воспоминания родственников, друзей и знакомых). Интервьюирование очевидцев войны и ветеранов. Результат первого этапа - создание Книги Памяти Я помню! Я горжусь! и групповой классный час с демонстрацией результатов данного этапа проекта.
2-й этап(2-й курс)
Продолжение сбора материала об участниках Великой Отечественной войны. Поисковая работа на сайтах Подвиг народа, Мемориал, Память народа. Акция Я помню! Я горжусь! по созданию Стены Памяти в техникуме. Результат второго этапа проекта - создание Стены Памяти.
3-й этап (3-й курс)
Сбор и структурирование материала для виртуального музея. Создание и оформление сайта виртуального музея Страницы памяти и размещение всего собранного материала на сайте. Проведение классного часа Я помню! Я горжусь! для всех студентов техникума.
Организация работы
Студенты были распределены на творческие группы.
На 1-м этапе творческая группа 1- собирала материалы на тему Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны и интервьюировала очевидцев войны и ветеранов. Творческая группа 2 - структурировала собранный материал и работала над созданием Книги Памяти Я помню! Я горжусь!. Творческая группа 3- работала над созданием презентации. В итоге был проведен классный час с демонстрацией результатов данного этапа проекта: Книги Памяти Я помню! Я горжусь!, поисково-исследовательских работ по теме Судьба моей семьи в судьбе страны (1941г.-1945г.).
На 2-м этапе студенты продолжили сбор материала об участниках Великой Отечественной войны на сайтах Подвиг народа, Мемориал, Память народа и работали в группах. На этих сайтах удалось найти очень ценные сведения, которые не были известны родственникам погибших, пропавших без вести воинов и, в том числе, здравствующих ветеранов. Прежде всего, это наградные листы, приказы, карты боевых действий. Творческая группа 1- собирала материалы Награды Великой Отечественной войны. Творческая группа 2- организовала акцию по созданию Стены Памяти. Творческая группа 3- занималась оформлением Стены Памяти. Результат данного этапа проекта: открытие стены Памяти в техникуме.
На 3-м этапе проекта студенты работали над созданием виртуального музея Странички памяти. Творческая группа 1- отбирала и обрабатывала материал для виртуального музея. Творческая группа 2- работала над созданием и оформлением сайта виртуального музея Страницы памяти. Творческая группа 3 – работала над организацией и проведением классного часа Я помню! Я горжусь! для всех студентов техникума.
За время реализации проекта уровень знаний о Великой Отечественной войне у студентов значительно повысился, они поняли и оценили важность личности каждого участника войны, испытали чувство гордости за своих прабабушек и прадедушек, за судьбу Родины. В результате студенты имеют представления о военных профессиях, о родах войск, военной технике; о местах боевых действий, имеют представление о героях своей семьи. Проект Я помню! Я горжусь!, позволил студентам понять, что через судьбы прабабушек и прадедушек мы становимся причастными к великой истории страны. Проект обогатил и разнообразил воспитательный процесс, повысил уровень патриотического воспитания, позволил привлечь студентов к активному чтению, самообразованию и изучению истории России.
Внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повышает инициативу и активность студентов, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию. Метод проектов формирует умениями и навыками исследовательской работы, поисковой, оформительской деятельности, дает возможность для создания ситуаций успеха, как личного, так иколлективного. Успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию.
Приложение 1.
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного
Победе советского народа в Великой Отечественной войне
Я помню! Я горжусь!
Когда забывается последняя война, начинается новая…
Цели:
формирование нравственной культуры студентов, уважительного отношения к исторической памяти своего народа;
укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;
воспитание ответственности, потребности личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран.
Оформление: плакат с надписью: Я помню! Я горжусь!, презентация.
Время, рекомендуемое для проведения классного часа, - 40-45 минут.
Ведущий: Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в поколение и не даёт померкнуть далёким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый из нас.
1-ый чтец.
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На Великую Отечественную войну.
2-й чтец.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страдания пройти.
1-й чтец
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами
Такими же, полными слез.
Видеоролик Безымянный солдат
1-ый чтец
1418 дней длилась Великая Отечественная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, поселков и деревень нашей Родины.
2-й чтец.
Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Более 27 миллионов жизней советских людей унесла война.
1-й чтец
Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.
Ведущий: Война прошла по России через каждую семью, через каждую судьбу. Сколько лет прошло с тех пор, как закончена самая кровавая в мире война, а память о ней до сих пор тревожит душу! Порой кажется: шла она где-то далеко, так давно, нас не затронув. Но если вспомнить, полистать семейные альбомы, то окажется, что она живет до сих пор…совсем рядом, почти в каждой семье. Давайте послушаем рассказ Кубрина Егора о своем прадедушке – герое войны.
Мой прадед, Иван Егорович Еремин, был призван в Красную Армию в 1942г.76-я стрелковая дивизия участвовала в освобождении Белоруссии. 93-й стрелковый полк вел упорные бои за высоту 209, господствующую над местностью. Дед особенно отличился в боях за эту высоту..1 апреля 1944 г. фашисты бросили в атаку батальон пехоты, поддержанный 5 танками. Немцы открыли ураганный огонь по высоте. Осколком мины деду перебило правую ногу. Тяжелораненый, он продолжал руководить боем и стрелял по противнику, а потом сам отрезал себе ногу, перетянув скруткой. Двигаться было все трудней. И тут бойцы услышали знакомую призывную песню Вставай, страна огромная. Ее пел тяжелораненый дед, воодушевляя бойцов на подвиг. ...В медсанбате он мужественно переносил нестерпимые боли. Оперировавший врач с удивлением сказал: Первый пациент в моей многолетней практике с такой железной волей. Отделение деда отбило натиск, уничтожив 72 вражеских солдата и офицера, подбив 2 танка, он сам лично истребил 19 фашистов. За мужество, героизм и отвагу, проявленные при освобождении Белоруссии, мой дед был представлен к званию Героя Советского Союза. Ему было 20 лет.
Его имя носит одна из улиц г. Троицка, Челябинской области и в сквере Памяти установлен его бюст из гранита.
Ведущий: Ребята, давайте перенесемся во времени назад и посмотрим на историю Отечественной войны со слов солдатских писем, которых сохранилось очень и очень мало. Собранные воедино, они воссоздают страницы героического прошлого, ставшего уже историей. Вслушайтесь в солдатские письма… С их страниц вы услышите голоса павших, тех, кто отдал свои жизни за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они.
Видеоролик Фронтовые письма
Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом. В них сама история, величие и трагедия ВОВ.
Послание из прошлого
Здравствуй! Мы с тобой никогда не разговаривали. Я жил много лет назад. Я тоже ходил в школу, гулял с друзьями, играл в разные игры, а из еды больше всего любил – не поверишь – картошку. И когда мама подходила на ночь поцеловать – вот это тоже… Я знаю, и ты всё это любишь. А потом меня убили. Убили, потому что шла война. Я умер за тех, кого люблю, умер, чтобы у моих близких было будущее. Сегодня я хочу попросить тебя об одной вещи. Вспомни меня. Расспроси обо мне свою маму, папу, бабушек, дедушек – всех-всех родственников. Спроси у них: а кто в нашей семье погиб на войне? Я знаю, ты найдёшь мою фотографию, узнаешь мою историю. Ты удивишься, как мы похожи. И тогда я смогу жить. Жить в твоей памяти. Помни меня.
2-й чтец: Такие письма из прошлого получили студенты и школьники Челябинской области в рамках акции Помни меня. Каждое письмо - это просьба отыскать в семейных архивах фото своего предка, героя Великой Победы, не дожившего до наших дней. Узнать историю его подвига и поделиться с другими.
1-й чтец.
Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
2-й чтец.
И всем, кто вынес ту войну —
В тылу иль на полях сражений, —
Принес победную весну, —
Поклон и память поколений.
Ведущий: Много горя и страха принесла война, но несмотря на голод, холод, разруху, наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе. День Победы – это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.
1-й чтец
Тихо, ребята, минутой молчаньяПамять героев почтим,И их голоса когда-то звучали,По утрам они солнце встречали,Сверстники наши почти.
Ведущий: Светлая память героям, отдавшим жизнь за свободу и независимость нашей Родины, почтим их минутой молчания.
Минута молчания.
Ведущий: Мало осталось в живых участников войны и тех кто пережил эти трудные годы, но у нас ещё есть время поклониться им и сказать Спасибо! за то, что мы живы. 9 мая нас есть возможность начать утро со словами: Доброе утро, ветеран!, поздравив ветеранов ВОВ и тружеников тыла, с праздником Великой Победы.
1-й чтец.
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня.
Салют победе, что в Берлине
Огнем попрала мощь огня.
2-й чтец.
Салют ее большим и малым
Творцам, что шли путем одним,
Ее бойцам и генералам,
Героям, павшим и живым.
В заключении видеоролик День Победы
Список литературы:
Дик Н., Боброва Л.- Классные идеи для классного руководителя: методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы: Феникс, 2009.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего школьного возраста: Пособие для реализации Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы”. 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2005 г.
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×