Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование метода проектов в образовательной деятельности ДОУ | Антипова Евгения Рашитовна. Работа №304556

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме использования метода проектов в образовательной деятельности современного ДОУ

1.1 Сущность понятия метода проектов и его значение для полноценного развития и познавательной инициативы дошкольников………………………….8

1.2 Классификация и типы проектов, используемых в работе дошкольных Учреждений………………………………………………………………………….14

1.3Особенности организации проектной деятельности в образовании современного ДОУ…………………………………………………………………18

Вывод по первой главе……………………………………………………………..23

Глава 2 Экспериментальное исследование эффективности пользования метода проекта в современном дошкольном образовательном учреждении

2.1 Анализ эффективности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….. 24

Вывод по второй главе………………………………………………………30

 Заключение…………………………………………………………………. 32

 Список литературы………………………………………………………….34

 Приложения

 Приложение А……………………………………………………………… 36

 Приложение Б……………………………………………………………….37

 Приложение В……………………………………………………………...  42

 

 

Использование метода

проектов в образовательной деятельности

ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Антипова Евгения Рашитовна,

Воспитатель МБДОУ детский сад №3 «Радуга»

г. Междуреченска

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме использования метода проектов в образовательной деятельности современного ДОУ

1.1 Сущность понятия метода проектов и его значение для полноценного развития и познавательной инициативы дошкольников………………………….8

1.2 Классификация и типы проектов, используемых в работе дошкольных Учреждений………………………………………………………………………….14

1.3Особенности организации проектной деятельности в образовании современного ДОУ…………………………………………………………………18

Вывод по первой главе……………………………………………………………..23

Глава 2 Экспериментальное исследование эффективности пользования метода проекта в современном дошкольном образовательном учреждении

2.1 Анализ эффективности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….. 24

Вывод по второй главе……………………………………………………30

Заключение…………………………………………………………………. 32

Список литературы……………………………………………………….34

Приложения

Приложение А……………………………………………………………… 36

Приложение Б……………………………………………………………….37

Приложение В……………………………………………………………... 42

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается становления и развитие всего дальнейшего ─ познания, способностей, навыков .Современная педагогика существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом.

Сегодня в условиях динамичных изменений и активной реформы системы образования растет сеть альтернативных учреждений, введены Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые направлены на эффективность развития и воспитания ребенка. Это заставляет искать эффективные пути оптимизации современной системы образования.

В связи с выше изложенным взрослые должны не только уделять внимание формированию знаний, умений и навыков дошкольника, его адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений поставленных задач. В условиях реализации проекта в современном дошкольном образовательном учреждении каждый ребенок стремится к активной познавателно-поисковой деятельности, а взрослый ожидает от него положительного своеобразного творческого результата. Поэтому именно в проектной деятельности в ДОУ возможно воспитание творческой личности, обладающей креативным мышлением, возможно полноценное развитие познавательной активности дошкольников.

Об актуальности использования метода проектов в образовательной деятельности ДОУ свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностными подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др.


О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе(В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.).

Как вариант интегрированного метода развития и обучения дошкольников рассматривают проектную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода.

Исследования ученых доказали, что, в связи с активным интеллектуальным развитием, уже в дошкольном возрасте дети способны эффективно осваивать проектную деятельность, в ходе которой происходит эффективное развитие творческих способностей дошкольников, дети становятся активными участниками учебного и воспитательного процессов.

Т. А. Данилина определяет метод проектов, как систему обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Такой способ работы подходит для детей от четырех лет и старше.

Однако, следует отметить, что в профессиональной литературе недостаточно глубоко освещён практический опыт дошкольных учреждений по данной проблеме. Педагоги дошкольных образовательных учреждений не всегда уделяют должное внимание проблеме: часто работа по организации и реализации задач проектной деятельности носит


эпизодический характер, недостаточно выявлены и используются эффективные средства формирования у детей интереса к проектной деятельности, нет систематичности в работе. Может быть поэтому во многих современных дошкольных образовательных учреждениях работа по использованию метода проектов осуществляется стихийно.

Данные негативные проявления актуализируют научное обоснование и поиск новых подходов к решению важнейшей проблемы— разработка системы работы по использованию метода проектирования с дошкольниками в современном дошкольном образовательном учреждении.

С учетом существующего недостатка можно выделить следующее противоречие между задачей активного использования метода проектов для эффективного развития дошкольника и недостаточной разработанностью педагогических условий при организации и реализации проектной деятельности.

В качестве проблемы исследования выступает следующий вопрос - каковы педагогические условия использования метода проектов в образовательной системе современного ДОУ?

На основании противоречия и проблемы нами была сформулирована тема исследования: «Использование метода проектов в образовательной деятельности ДОУ».

Цель исследования: изучение и теоретическое обоснование возможностей метода проектной деятельности, как эффективного условия полноценного развития познавательной активности дошкольников, воспитания творческой личности, обладающей креативным мышлением.

Объект исследования: проектная деятельность в ДОУ. 

Предмет исследования: особенности использования метода проектов в образовательной деятельности современного ДОУ.

Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленная организация в ДОУ проектной деятельности будет способствовать целостному развитию ребенка-


дошкольника, его полноценного развития и познавательной активности, воспитания творческой личности, раскрытию индивидуализации детей.

Задачи исследования:

изучить и проанализировать

проблему

использования

метода проектной

деятельности,

как эффективного условия

полноценного развития дошкольников в

психолого-

педагогической литературе;

и

зучить педагогические условия

использования проектной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении.

разработать проект воспитания детей дошкольного возраста;

сделать выводы по результатам реализации проекта.

Для решения указанной цели и задач были использованы следующие методы исследования:

изучение теоретической и научно-методической литературы;

изучение педагогического опыта;

анализ и обобщение полученных данных.

Теоретическая значимость работы заключается:

в осмыслении и выявлении сущностных характеристик понятия «метод проектов»;

в постановке и решении важной для современного дошкольного учреждения проблемы использования метода проектной деятельности, как эффективного условия полноценного развития дошкольников;

в изучении теоретического состояние организации проектной деятельности с детьми дошкольного возрастав психолого-педагогической литературе, с целью повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ и родителей воспитанников;

в заполнении пробела в осмысления возможностей использования

метода проектов в образовательной деятельности ДОУ.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в практической деятельности


дошкольных учреждений при планировании, организации и реализации проектной деятельности с детьми, позволяющей формировать

необходимые предпосылки успешного полноценного развития и познавательной активности дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ДОУ

 

1.1 Сущность понятия метода проектов и его значение для полноценного развития и познавательной инициативы дошкольников

 

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Анализируя сущность понятий «проект» и «метод проектов» необходимо понимать, что же это такое.

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В Новое время этот термин связывается с понятием «проблема». В этимологическом словаре проект как проблема «может означать подлинную ситуацию творчества, где человек перестает быть просто собственником идей, отказывается от своего частного, чтобы получить шанс натолкнуться на что-то другое, наполниться им, проявить его в своем творчестве». Именно такое толкование проекта открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе [14; С. 9].

В материалах википедии - ме́тод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Т. А. Данилина определяет метод проектов, как систему обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения


постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы[3, 37].

Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать ее в настоящем.

Развитие метод получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса. Определяя программу образования, работающей по методу проектов, В. Кил-патрик писал: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов». Он считал, что только деятельность, связанная с окружающей ребенка реальностью, соответствует детским интересам. В. Килпатрик предлагал строить обучение на основе расширения и обогащения индивидуального жизненного опыта учащихся[16, 332].

Анализируя опыт зарубежной педагогики, Е. Г. Кагаров в 1926 г. Писал: «Что такое метод проектов?» термин этот употребляют в американской литературе в различных, нередко самых противоречивых значениях. Наиболее широкое определение этого понятия имеет следующий вид: проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (определение В. Килпатрика).

Е. Г. Кагаров выделял четыре отличительные черты проектного метода:

исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

школьные проекты как бы копируют различные стороны бытия;

дети сами себе намечают программу занятий и интенсивно ее выполняют;

проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач


и их выполнение[4, 35].

Метод проектов также нашел отражение и в идеях отечественных ученых (Н. К .Крупской, С. Т. Шатского, М. В. Крупениной и др.), которые считали, что он сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой

Под руководством С.Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они провозгласили его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом учащихся. Проектный метод преподносился как комплексный, реализующий самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учитывающий возрастные, индивидуальные особенности детей, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

Сотрудничество российских ученых и практиков с зарубежными коллегами в исследовательских проектах по дошкольному образованию, ориентация педагогов на развитие творческих познавательных способностей детей ускорили внедрение описываемого метода в практику работы российских ДОУ.

За последние 7 лет вышел ряд пособий и статей в журналах для руководителей и практических работников ДОУ, представляющих теоретические и практические материалы по использованию проектного метода (Л. С. Киселева, С. В. Кузнецова, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова Е.С. Евдокимова). Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладевая им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

По мнению Е. С. Евдокимой «….метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как


способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели[11, 234].

Т .С. Лагода считает, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков воспитанников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Л. С. Киселева отмечает «…проект - это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным и практическим результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи[6, 358].

С. В. Кузнецова считает, что в основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Автор отмечает, что метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.

М. Б. Зуйкова подчеркивает. Что метод проектов в системе образования органично сочетается с групповыми методами и всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с


другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (в непосредственно-образовательной деятельности, в дошкольном учреждении, в реальной жизни.

Е. А. Сыпченко в своей книге «Инновационные технологии в ДОУ» отмечает «…. перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность даёт метод проектов или проектное обучение. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка»[2, 381].

Е. А. Сыпченко так же подчеркивает, что современному педагогу необходимо владеть методом проектов по следующим причинам: метод проектов в образовании является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:

развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;
формирование универсальных компетентностей (самостоятельная постановка задачи, анализ проблемной ситуации, выбор наиболее оптимального пути решения, поиск необходимой информации);

развитие личностных качеств (умение работать в команде, переговорные навыки, организационные способности, умение доводить дело до конца, проявлять инициативу, презентовать и защищать результаты, стремление быть социально полезным и востребованным, отсутствие страха


перед ситуациями неопределенности, умение субъектное преобразовывать наличную ситуацию

[3, 451].

Таким образом, можно констатировать, что анализ представленных исследований и нашего изучения феномена метода проекта позволили нам выделить ведущие аспекты развития познавательных навыков дошкольников и их творческого мышления в процессе проектной деятельности.

Несмотря некоторые разночтения в понятиях, общее для всех определений проектной деятельности в образовании является нацеленность на решение актуальных образовательных задач, в ходе которых осуществляется развитие познавательных навыков воспитанников, умений самостоятельно планировать и реализовывать свою деятельность, развивается творческое мышление, умение работать в коллективе, отставить свое мнение. В психологопедагогической литературе метод проектов в современном ДОУ рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Следовательно, использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.


1.2 Классификация и типы проектов, используемых в работе дошкольных Учреждений

 

В настоящее время проекты, используемые в дошкольных учреждениях, классифицируются по разным признакам:

1. по составу участников;

2. по целевой установке;

3. по тематике;

4. по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются различные типы проектов- ( см. Таблица 1) [2, 127].

Таблица 1-Типы проектов в ДОУ (по Л.В.Киселевой)

Тип проекта

Содержание

Возраст детей

Исследовательский

Дети экспериментируют, проводят опыты а затем оформляют результаты в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Осуществление исследования требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

Старший дошкольный возраст

Игровой

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Структура игровых проектов только намечается, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием. Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Со второй младшей группе

Информационный

Дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить наблюдаемые факты.Структура информационного проекта: получение и обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями), презентация.Ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков, дизайн группы, витражи и др)

Со средней группы

Продолжение таблицы 1

Творческий

Они не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, идалее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера). Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария фильма, программы концерта.Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

Можно классифицировать творческие проекты по преобладающему мотиву
(выражение субъективного отношения, доставления радости, оказание помощи,
совместное творчество или деятельность); по доминирующему виду творчества
(игровое, изобразительное, конструктивное,художественно-речевое,художественно-оформительское, театральное, музыкальное); по форме представления результата (панно, конструкция, спектакль, декорация, мультфильм, концерт, праздник, презентация).

 

 

Со второй младшей группы

 

 

Следует отметить, что в современном ДОУ используют индивидуальные, парные и групповые проекты.

Индивидуальный проект. Выполняется автономно, предназначен для обогащения культурного опыта ребенка; с его помощью отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы (сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования неоспорима, поскольку ребенок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и достижения, демонстрирует способности.


Однако дети в душе коллективисты, они хотят взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Существенной чертой психологической характеристики любого человека является умение участвовать в коллективной деятельности, совместно находить пути решения задач. Формированию у дошкольников устойчивых навыков коллективного сотрудничества способствует постоянное и целенаправленное приобщение детей к созданию общих работ. Дети учатся объединяться в подгруппы, вместе обсуждать пути осуществления замысла, поэтапно планировать и согласовывать свои действия, распределять между собой. обязанности и задания, помогать друг другу, беспокоиться о качестве не только своей части работы, но и всей в целом.

Парный проект. Осуществляется парой (парами) участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.

Групповой проект. Осуществляется группой участников (от 3 до 10-12 чел.).

По длительности проекты в ДОУ: краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные.

Краткосрочные проекты. Направлены на решение небольшой проблемы или части более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности художника в мастерской).

Проекты средней продолжительности. Рассчитаны на решение проблемы в течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику), путешествию; сочинение и постановка сказки).

Долгосрочные проекты (от одного до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей родословной).


Таким образом можно констатировать, что используя метод проектов в дошкольном учреждении можно включать дошкольников в увлекательную проектную деятельность различных типов и классификации. Опыт проектной деятельности и совместного творчества приобретается на фоне совместных положительных эмоциональных переживаний, способствующих развитию дружеских взаимоотношений между детьми.

Следовательно, использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ, открытой для активного участия родителей.


1.3 Особенности организации проектной деятельности в образовании современного ДОУ

 

Метод проектов в современном дошкольном образовательном учреждении можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Особенностью проектной  деятельности в  дошкольной системе образования является то, что ребенок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

 занятия с включением проблемных ситуаций детского


экспериментирования и т.д.;

 комплексные блочно-тематические занятия;

 интеграция: частичная или полная;

 метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления[7, 70].

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами проектно - исследовательской деятельности детей.

Задачи развития дошкольника в проектной деятельности :

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты),

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности,


интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной проектной деятельности.

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. 

Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта-(см.Таблица2).


Таблица 2- Этапы проектной деятельности

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1. формулирует проблему (цель).
(При постановке цели определяется и
продукт проекта).

2. Вводит в игровую (сюжетную)
ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.
3.Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие
группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по
необходимости).

8. Направляет и контролирует
осуществление проекта.

7.Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IY этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят кпрезентации.

9. Представляют (зрителям или
экспертам) продукт.

 

При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут

столкнуться со следующими проблемами:

Несоответствие между традиционной формой организации образовательного

процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве - она ориентирована на разработанные конспекты, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная

деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.

Не различение

субъектной и объектной позиции ребенка

.

Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объектной позиции. В проектной деятельности под субъектностью


подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности.

Необходимость формирования субъектной позиции педагога.

Таким образом, можно констатировать, что реализация метода проектов в ДОУ имеет свои характерные особенности. Проектная деятельность должна быть организована педагогом с учетом возрастных особенностей детей, по определенной тематике, с обязательным участием каждого ребенка в практической и продуктивной проектной деятельности, с учетом этапов реализации метода проектов: определение цели, разработка проекта – план деятельности по достижению цели, выполнение проекта – практическая часть и подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Следовательно, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. 


Выводы по первой главе

Входе изучения теоретических основ подходов к проблеме использования метода проектов в образовательной деятельности современного ДОУ нами изучена сущность понятия метода проектов и его значение для полноценного развития и познавательной инициативы дошкольников. В психолого – педагогической литературе метод проектов в современном ДОУ рассматривается учеными как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Следовательно, использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Проведенный анализ классификации типов проектов, используемых в работе дошкольных учреждений выявил, что в практике дошкольных

учреждений используются различные типы проектов: исследовательский, игровой, информационный, творческий. Кроме того, нами проанализированы особенности организации проектной деятельности в образовании современного ДОУ.

Таким образом, анализ теоретических исследований свидетельствует о том, что проблема использования метода проектов в современном дошкольном образовательном учреждении является актуальной и значимой.


ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИИСПОЛЬЗОВАНИЯМЕТОДАПРОЕКТОВВ СОВРЕМЕННОМДОШКОЛЬНОМОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

2.1 Анализ эффективности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

 

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Радуга » города Междуреченска, в апреле 2022года. В эксперименте участвовали дети старшей группы в составе 20 человек, 20 родителей воспитанников старшей группы МБДОУ.

Критериями отбора детей послужили: возраст (все дети достигли 5 лет), в эксперименте участвовали мальчики и девочки, все дети прошли адаптацию и регулярно посещали МБДОУ.

Цель экспериментального исследования: изучение и анализ эффективности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Выявить и проанализировать представления родителей воспитанников по развитию творческого, познавательного мышления ребёнка в проектной деятельности.

2. Проанализировать динамику познавательного мышления и творческой активности детей в проектной деятельности «Птицы- наши друзья».

3. Описать и представить результаты проведенного исследования.

Для реализации первой задачи экспериментального исследования был использован метод письменного опроса (анкетирование). В анкетировании


приняли участие 20 родителей воспитанников старшего дошкольного возраста дошкольного учреждения (анкета- см. Приложение А).

Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к следующим выводам:

На вопрос: «Принимали ли Вы участие в проектной деятельности»

80% родителей (16 человек) ответили - да, принимали и не в одном, 20% (4 родителя из 20) ответили « не принимали ».

На вопрос: «Считаете ли Вы совместную проектную деятельность воспитанников, педагогов и родителей эффективным средством учебного и воспитательного процессов, способствующего развитию познавательных и творческих способностей дошкольников» положительно ответили 100 % опрошенных- 20 человек.

На вопрос «Что Вы считаете наиболее значимым в проектной деятельности» только 10% (2человека из 20) отметили самым значимым -получение и закрепление знаний), остальные 18 человек (90%) отметили - развитие творческих способностей.

На вопрос «Рассказывают ли Вам дети о мероприятиях и собственном участии в проектной деятельности?» 16 человек (80%) ответили- да 4 человека (20%) отметили, что не рассказывают.

На вопрос «.Можете ли Вы отметить наличие интереса и его сохранение к проектной деятельности у своего ребенка»? Все родители – 100% (20 человек) ответили одинаково- интерес к проектной деятельности у детей был отмечен. Однако, 4 человека из 20 опрошенных(20%) отметили, что этот интерес не был сохранен до конца проектной деятельности.

На вопрос «Обсуждаете ли вы с ребенком дома проектную деятельность» 50 % опрошенных ответили положительно, 50%(10 из 20) ответили, что нет.

Очень радует тот факт, что практически все опрошенные - (90%) отметили необходимым развитие творческих способностей, а не знания и


умения, как это было совсем недавно в понятиях родителей.

100% (20 человек) отметили у детей интерес к проектной деятельности. А вот 4 человека (20%) отметили, что этот интерес не был сохранен до конца проектной деятельности, из чего можно сделать вывод о необходимости педагога индивидуальной работы при потере интереса.

Таким образом, можно сделать вывод, что, в целом, представления родителей воспитанников по проблеме познавательного мышления и творческой активности детей в проектной деятельности сформированы.

Для реализации второй задачи экспериментального исследования мы провели анализ проектной деятельности в старшей группе МБДОУ №3«Радуга» города Междуреченска. Была проанализирована эффективность проведенного в данной группе проекта «Птицы- наши друзья». Краткая аннотация проекта – (см.Приложение Б.)

Проект был реализован педагогами с 04.10.2021по 31.03.2022года

Участники: воспитанники МБДОУ (старшая группа), педагоги, родители воспитанников.

Проанализировать динамику познавательного мышления и творческой активности детей в проектной деятельности «Птицы- наши друзья» нам позволил сравнительный анализ результатов диагностики проектной деятельности, проведенный педагогами в начале и в конце реализации проекта.

Для проведения диагностики были разработаны показатели и уровни эффективности проектной деятельности:

Показатели:

наличие и удержание интереса к проектной деятельности;

активное и творческое участие в различных видах проектной деятельности;

умение различать различных птиц Родного края по характерным при- знакам, их особенности жизни, питания;


умение сравнивать, анализировать, аргументировать свое мнение.

Уровни:

Высокий 3 балла- у ребенка прослеживается стойкий интерес к проектной деятельности. Он – активный и творческий участник в различных видах проектной деятельности. Умеет сравнивать, анализировать, аргументировать свое мнение. Делает это самостоятельно, без помощи педагога. У ребенка сформированы представления о различных птицах Родного края. Он может их классифицировать, сравнивать по характерным признакам, особенности жизни, питания.

Средний–2 балла- у ребенка прослеживается интерес к проектной деятельности, но иногда он теряется, необходима помощь взрослого. Он – активный, но не всегда творческий участник в различных видах проектной деятельности. Не всегда умеет сравнивать, анализировать, аргументировать свое мнение. Делает это иногда самостоятельно, иногда с помощью педагога. У ребенка сформированы представления о различных птицах Родного края. Он может их классифицировать, сравнивать по характерным признакам особенности жизни, питания. Допуская незначительные ошибки.

Низкий-1 балл- у ребенка нет или очень слабый интерес к проектной деятельности. Он –пассивный участник проектной деятельности, при выполнении заданий требуется постоянная помощь педагога. Не умеет сравнивать, анализировать, аргументировать свое мнение. У ребенка слабо сформированы представления о различных птицах Родного края. Он не может их классифицировать, сравнивать по характерным признакам, особенности жизни, питания.

Баллы суммировались:

12-10 баллов- высокий уровень познавательного мышления и творческой активности детей в проектной деятельности;

9-7 балов-средний уровень;

6 и менее баллов- низкий уровень.


Сравнительный анализ результатов динамики познавательного мышления и творческой активности детей в проектной деятельности «Птицы- наши друзья представлен в ( Таблице 3 и на рисунке 1.)

 

Таблица3-Показатели результатов констатирующего и контрольного этапа экспериментальной деятельности

 

Этапы проектной деятельности

Высокий уровень

 

Средний уровень

Низкий уровень

1 этап

констатирующий

20 %

50%

30%

3 этап

контрольный

80 %

20%

-

 

Таким образом, сравнительный анализ результатов динамики познавательного мышления и творческой активности детей в проектной деятельности «Птицы- наши друзья» выявил, показатели познания детей по тематике проектной деятельности, а так же формирование предпосылок, интеллектуальной инициативы и творческой активности значительно выше в конце проектной деятельности ( по сравнению с началом). Высокий уровень на контрольном этапе - 80% детей (на первом этапе- 20%); средний на контрольном этапе уровень- 20% (на первом этапе- 50%); низкий на контрольном этапе- не зафиксирован(на первом этапе- 30%).

Следовательно, можно констатировать, что проектная деятельность представляет собой интеграцию образовательных областей и обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире.


Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и прочие. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.


Выводы по второй главе

Глава вторая имеет практический характер, по изучению использования метода проектов в образовательной деятельности современного ДОУ и его значения для полноценного развития и познавательной инициативы дошкольников. Экспериментальное исследование использования метода проектов в современном дошкольном образовательном учреждении позволило нам выявить эффективность данного метода для познавательного мышления и творческой активности детей в различных видах проектной деятельности.

Сравнительный анализ результатов динамики познавательного мышления и творческой активности детей в проектной деятельности «Птицы- наши друзья» выявил, показатели познания детей по тематике проектной деятельности, а так же формирование предпосылок, интеллектуальной инициативы и творческой активности значительно выше в конце проектной деятельности ( по сравнению с началом). Высокий уровень на контрольном этапе - 80% детей (на первом этапе- 20%); средний на контрольном этапе уровень- 20% (на первом этапе- 50%); низкий на контрольном этапе- не зафиксирован(на первом этапе- 30%).

Таким образом, можно констатировать, что в экспериментальной части исследования осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы о целенаправленной организации в ДОУ проектной деятельности, которая будет способствовать целостному развитию ребенка-дошкольника, его полноценного развития и познавательной активности, воспитания творческой личности, раскрытию индивидуализации детей.


Результаты сравнительного анализа подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что метод проектов - эффективное средство успешного развития ребенка- дошкольника. Участие в проектной деятельности помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей работе мы изучили метод проектов как эффективное средство развития творческого мышления и познавательной активности детей дошкольного возраста. В первой части работы нами изучены теоретические основы метода проекта, особенности организации проектной деятельности в современном ДОУ, виды проектов.

Анализ работы позволяет нам констатировать, что использование метода проекта в дошкольном образовании, помогает значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. 

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Во второй части квалификационной работы проведено практическое исследование и анализ эффективности проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в конкретном ДОУ, который позволил нам выявить эффективность метода проектирования. Использование метода проекта в дошкольном образовании, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.


 Кроме того, делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Следовательно, данная проблема является актуальной не только для детского сада, но и для общества в целом.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Атемаскина

,

Ю.

В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология/

/ Детский сад от А до Я. 2008. ─

№ 3. С. 6.

Бедерханова

,

В.

П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.

П.

Бе

дерханова

//Развитие личности. ─ 2000. −№ 1. − С. 24 −

36.

Боровлева

,

А.

В. Проектный метод как средство повышения качества образо

вания // Управление ДОУ .2006. ─ № 7 .С 76−

83.

Веракса

,

Н.

Е.,

Веракса

,

А.

Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для пе

дагогов дошкольных учреждений. ─ М.: Мозаика−Синтез, 2008.−

112 с.

Виноградова

,

Н.

А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.

А.

Виноградова, Е.

П.

Панкова. ─

М.Айрис

−пресс, 2008. − 208 с. −

(Дошкольное воспитание и развитие).

Выготский

,

Л.

С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологиче

ский очерк: книга для учителя. ─

М., 1991.

Горлицкая

,

С.

И. История метода проектов// Компьюте

рные инструменты в образовании ─ 2001. − №5. − с. 4−

6.

Гузеев

,

В.

В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологи

и обучения. // Директор школы. ─ 1995. −

№6.

Гузеев

,

В.

В. Образовательная технология: от приема до философи

и.

Вып

. 4. М.: Сентябрь, 1996. ─

36 с

Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов

сред.пед.учеб.заведений

/ С.

А.

Козлова, Т.

А.

Куликова. М.: Издате

льский центр «Академия», 2002. ─

416 с.

Евдокимова

,

Е.

С. Технология проектирования в ДОУ/

Евдокимова

,

Е. С.

─ М.: ТЦ Сфера, 2006. − 64 с. −

(Библиотека руководителя ДОУ).

Киселева

,

Л.

С., Данилина

,

Т.

А., Лагода

,

Т.

С. Проектный метод в

деяте

льности дошкольного учреждения ─ М.: АРКТИ, 2005. −

96 с.

Морозова

,

Л.

Д.

Учимся проектировать вместе или что такое «детское проектирование»? Родительская академия: организация семейного досуга и создание детско-родительских проектов: Методическое пособие для родителей. В 2-х ч. Ч.2. / Под ред. Т.

С.

Ивановой, Н.

В.

Микляевой

. ─ М.: МГПИ, 2008. − 90 с. С. 40 −

49.

Пахомова

,

Н.

Ю. Метод учебного проекта

в образовательном учреждении. ─

М.: АРКТИ, 2003.

Пахомова

,

Н.

Ю. Учебный проект: его возмож

ности. //Учитель. ─ 2000. -№4. −

с. 23.

Полат

,

Е.

С. Новые педагогические и информационные т

ехнологии в системе образования

/ Под ред. Е.

С.

Полат ─

М., 2000

Проект

ная деятельность в ДОУ. Проект − это игра всерьез. − М.: «Наша новая школа». ─

2010.

─ С. 5−

28.

Селевко

,

Г.

К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.

К.

Селевко

─ М.: НИИ школьных технологий. ─ 2005. ─

288 с.

Словарь – сп

равочник по педагогике. / авт. ─

сост. В.

А.

Межериков

; под общ. ред. П.

И.

Пидкасистого

. ─ М.: ТС Сфера, 2004. ─

448 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим Вас в целях изучения эффективности проектной деятельности ответить на следующие вопросы:

1. Принимали ли Вы участие в проектной деятельности «Птицы- наши друзья»______________________________________________________________

2. Считаете ли Вы совместную проектную деятельность воспитанников, педагогов и родителей эффективным средством учебного и воспитательного процессов, способствующего развитию познавательных и творческих способностей дошкольников___________________________________________.

3. Что Вы считаете наиболее значимым в проектной деятельности (расставьте цифры по мере значимости)

-Получение и закрепление знаний о Родной природе

- Развитие творческих способностей

-Умение и желание работать и общаться со сверстниками и взрослыми

-Формирования умения доказывать свою точку зрения.

4. Рассказывают ли Вам дети о мероприятиях и собственном участии в проектной деятельности? _______________________________________________________

5.Можете ли Вы отметить наличие интереса и его сохранение к проектной деятельности у своего ребенка___________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Краткая аннотация проекта «Птицы- наши друзья»

МБДОУ №3 «Радуга» г. Междуреченска

Основная идея проекта - формирование основ экологической культуры детей дошкольного возраста, посредством формирования у детей представлений о птицах Родного края. Необходимость проекта обусловлена тем, что проблема экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время очень актуальна. Реализация экологической системы образования невозможна без знаний своей Родины, природы Родного края и осознания себя в ней. Кроме того проект предполагает активное творчество дошкольников в различных видах деятельности: игровой, познавательной, трудовой, художественно- продуктивной.

Проект: познавательно – практический.

Срок реализации: 04.10.2021 по 31.03.2022 года

Участники: воспитанники МБДОУ ( старшая группа), педагоги, родители воспитанников.

Цель: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах, формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста, посредствам творческой проектной деятельности; создание образовательного пространства для реализации задач проекта.

Задачи:

Развивать у детей творчество и активность в процессе реализации проектной деятельности.

Поддерживать у детей интерес к познанию родной природы.

Формировать нравственно–патриотические чувства, посредством мероприятий экологической направленности.


Включить в проектную деятельность воспитанников МБДОУ и их родителей, жителей города.

Этапы реализации проекта:

1этап - подготовительный (анкетирование родителей, заседание координационного совета. Первичная диагностика) -1-2 неделя октября;

2 этап - основной (реализация проектной деятельности ) октябрь-март;

3 этап - заключительный (Повторная диагностика. Подведение итогов проектной деятельности) - апрель.

Формы и методы работы: интегрированные занятия, эксперимент, игры-ситуации, беседы, выставки рисунков и поделок, экскурсии, просмотр мультфильмов и видеофильмов, викторина, продуктивная деятельность(изготовление кормушек, листовок и т.д.) (см. Таблицу3)


Таблица3-Реализация проектной деятельности (2 этап)

Раздел программы

Содержание деятельности.

Сроки

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

Подвижные игры на площадке.

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Лётал, лётал воробей»

«Зайди в свой домик»

«Сова»

«Стая»

«Лягушки и цапли»

«Кукушка»

Октябрь-ноябрь

 

 

 

 

 

 

Декабрь- январь

 

 

 

 

 

 

Февраль

Социальное развитие

Тематическое занятие по теме: «Птицы Кемеровской области»Рассматривание иллюстративного материала по теме

Октябрь

Продолжение таблицы


 

Составление альбома «Птицы нашего края»

Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели»

Словотворчество .совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина»

Участие в акции «Птичья столовая»

Ноябрь.

 

 

 

 

 

 

Декабрь - январь

Здоровье и физическое развитие

Совместные походы к реке, на полянку.

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.

Октябрь- январь.

Труд

- Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц.

Изготовление скворечника (совместно с плотником)

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.

Фотографирование с кормушками и скворечником.

Январь – март

Познавательное развитие

Рассматривание альбомов:

«Всё о птицах»

«Красная книга»

Беседы о пользе птиц в природе, о том , что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.

Цикл занятий «Птицы—наши друзья»

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Рассматривание энциклопедий.

Октябрь- март

Развитие речи

Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Придумывание детьми сказки « Если был бы я птицей…»

Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»

Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц.

Составление рассказов о бережном отношении к птицам

Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц.

Составление рассказов о бережном

отношении к птицам.

 

Октябрь- март

 

Продолжение таблицы

Художественная литература.

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

А.Яншин «Покормите птиц»

Т.Волжина. «Где чей дом?»

Е.Благинина. «Стрижи»

Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел»

Русск.нарсказки «Заяц—хвастун», Кукушка»

Заучивание стихотворений про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка»

Октябрь- январь

Детская продуктивная (изобразительная)

деятельность

Аппликация«Снегири на ветках»

«Сказочная птица»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Конструирование«Журавлик» из бумаги

Рисование «Птичий двор»,«Отлёт птиц»,«Птица у моего окна»

Лепка.«Орлы на горных кручах», «Птички свистульки», «Птички—игрушки» Ручной труд«Гнёздышко

Октябрь- март

 

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Когда воздух можно почувствовать?

Как воздух помогает птицам летать?

Изучаем дерево, плоды и семена:-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных связанных с деревом:

Октябрь- март

Экспериментальная деятельность

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

 

Октябрь

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Примерная структура оформления педагогами отчёта о проведённом проекте в ДОУ с использованием системной паутинки проекта

1. Титульный лист - название проекта, тип проекта, временные рамки проекта, автор проекта.

2. Тема проекта и ее происхождение.

3. Задачи проекта (образовательные, развивающие и воспитательные): для детей, для педагогов (не только для воспитателей, но, возможно, и для музыкальных руководителей, физкультурных руководителей, логопедов и т.д.), для членов семьи.

4. Системная паутинка проекта.

5. Ожидаемые результаты проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи.

6.Краткое содержание проекта:

-Подготовительный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

-Деятельностный этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

-Завершающий этап – действия детей, действия педагогов, действия членов семьи

7. Описание продукта проекта: для детей, для педагогов, для членов семьи

8. Презентация проекта – демонстрация продуктов проекта окружающим (здесь уместно разместить фотографии продукта проекта).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×