Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 30.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование методик личностно-ориентированного подхода при диагностики | Ерёменко Оксана Андреевна. Работа №309952

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного  процесса. В педагогике все  большую значимость приобретают педагогические  технологии или технологии обучения (в отличие от традиционно выделяемых педагогической, методической и дидактической систем).

Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная  организация  педагогического  процесса,  которой  свойственны  систематичность и целостность, саморазвитие, личностный и деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения.

Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения). Введение Государственного образовательного стандарта  (ГОС) по информатике вносит  значительные  изменения  в  методику  проверки  и оценки знаний и умений учащихся, которые направлены на повышение качества обучения.

Диагностика обучения при использовании методик личностно-ориентированного подхода в образовании
Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. Отечественные педагоги ищут пути реформирования учебного процесса. В педагогике все большую значимость приобретают педагогические технологии или технологии обучения (в отличие от традиционно выделяемых педагогической, методической и дидактической систем).
Форма организации обучения – это исторически сложившаяся, устойчивая и логически завершенная организация педагогического процесса, которой свойственны систематичность и целостность, саморазвитие, личностный и деятельностный характер, постоянство состава участников, наличие определенного режима проведения [2, с. 50].
Обязательным компонентом процесса обучения, его завершающим этапом, является контроль (проверка результатов обучения). Введение Государственного образовательного стандарта (ГОС) по информатике вносит значительные изменения в методику проверки и оценки знаний и умений учащихся, которые направлены на повышение качества обучения.
В соответствии с Законом РФ Об образовании, в ГОС ...нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности, …тот, без которого невозможно развитие личности, продолжение образования. В нем реализуются как бы четыре ступени, постепенно приближающие к тем результатам обучения, которыми должен овладеть учащийся: общая характеристика образовательной области или учебной дисциплины; описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала школьнику; описание самих требований к минимально необходимому уровню учебной подготовки школьников; измерители уровня обязательной подготовки учащихся, то есть проверочные работы и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходимого уровня требований.
На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций (проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, а также выставление отметок), входящих в состав диагностики процесса и результатов обучения [2, с. 73]..
Обученность рассматривается как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения.
Обученность – это и результат предшествующего обучения, и условие успешности последующего обучения.
Обученность зависит от ряда объективных (уровень учебных программ, технология обучения, мастерство учителя) и субъективных (обучаемость учащихся, их мотивация учения, работоспособность и состояние здоровья) факторов.
Обученность - это одна из характеристик уровня образованности ученика, достигнутого в процессе дифференцированного обучения. Показателями обученности, как это принято в современной педагогике (Б.Блум, Н.Я.Конфидератов, В.П.Симонов, В.П.Беспалько, В.Н.Максимова, Т.И.Дормидонова и др.), являются уровни усвоения знаний и умений, которые варьируются у разных авторов. Важно выбрать определенный подход к классификации уровней и методику их измерения, чтобы получить сопоставимые данные и статистически достоверные показатели, которые могут характеризовать региональный (районный, школьный) стандарт образования по определенным предметам и программам. Под стандартом мы понимаем, в данном случае, необходимый и достаточный уровень усвоения, его количественное и качественное описание.
Диагностика знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения.
Основная и очень ответственная задача учителя — раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности. И только когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять формы его дальнейшего обучения.
Актуальность поднимаемых в работе проблем обусловлена необходимостью пересмотра подхода к ведению уроков в образовательной области информатика, не только в содержании образования (что связывается обычно с изменением учебных планов, программ, учебников), но и в технологии образовательного процесса, понимаемого нами как своеобразное сочетание обучения и учения. [1, с.3, с.6]
Встает вопрос: какие свойства измерять, как оценивать качество и зачем? – Какой характер должна носить диагностика и как ее результаты могут быть использованы в управлении качеством образования?[6, с.3]
Диагностика как средство изучения обученности.
Диагностика от греч. diagnostikos – способный распознавать – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности.
Будем различать диагностику как общий подход и диагностирование как процесс (составную часть) практической педагогической деятельности. Диагностика — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов
Опыт показал, что диагностика имеет прямую связь с этапами управления развитием коллектива и личности. В соответствии с этим выявляют 3 типа диагностики в работе учителя:
1) начальная;
2) корректирующая (текущая);
3) обобщающая (итоговая)
1) Начальная диагностика связана с планированием и управлением классным коллективом.
Выявилось 3 основных варианта начальной диагностики:
а) когда коллектив сформирован впервые и классный руководитель тоже незнаком учащимся;
б) когда коллектив неновый, а классный руководитель впервые начинает работу с классом;
в) когда коллектив и классный руководитель уже работали вместе.
2) Корректирующая (текущая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.
3) Обобщающая (итоговая) диагностика в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течении следующего учебного года.
Считают, что педагогическая диагностика важна не сама по себе, а тем, что обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Она необходима для более оптимальной организации педагогического процесса. Наука выделяет следующие ее функции:
1) контрольно-корректировочную – это получение данных и корректировка процесса воспитания
2) прогностическую – предвидение, предсказание, прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем
3) воспитывающую – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.
Итак, педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:
результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся);
результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся;
результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности (последнее сближает ее с психодиагностикой)
Другими словами, диагностированию, т.е. периодическому изучению, подлежат:
- уровень знаний учеников
- степень социального и психологического развития, что как раз соответствует трем функциям учебно-воспитательного процесса: обучающей, воспитывающей и развивающей.
Роль диагностики состоит в коррекции педагогического процесса, это информация для учителя и администрации школы с целью отбора учебных программ и педагогических технологий обучения, нормирования домашних заданий и снятия перегрузки учащихся. Средства - тестирование учебных результатов (дидактическая диагностика) и психологическая диагностика (развитие психических функций). [6, с.4-6]
2. Система диагностики в работе учителя информатики
Итак, диагностика – это процедура, направленная на выявление реального состояния предмета или явления (с помощью методов исследования).
Различают диагностирование обучаемости и обученности. Обученность рассматривается так же, как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Как видим, в диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Требования к диагностике:
валидность (соответствие)
Теоретическая – это соответствие результатов одной диагностики результатам другой диагностики
Эмпирическая – это соответствие результатов диагностики наблюдению
регулярность (трехкратное повторение, возможно чаще)
комплексность (системность)
У учителя информатики должен быть пакет диагностик.
Диагностика зоны актуального и ближайшего развития (моментальная, поурочная, диагностика).
Должны определить зону ближайшего развития ученика. Ученику дается самостоятельная работа базисного уровня на 8-10 минут.
Если он с ней справился, он находится в зоне актуального развития.
Если у него есть затруднения, и он затрудняется – он находится в зоне ближайшего развития.
Правила организации разноуровневой обученности для учителя:
Не сравнивать детей друг с другом в отношении успехов в учебе.
Сравнивать успехи самого ребенка с собой.
Поощрять даже незначительные успехи, т.к. успех рождает успех, добро рождает добро, а зло рождает озлобленность.
Каждый ребенок должен учиться только в зоне своего ближайшего развития, а посему учитель должен знать четко свои задачи обучения для каждого уровня развития.
Развитие устойчивого внимания - начальная школа - нужна постоянная смена видов деятельности.
Развитие любознательности, создавая поисковые, проблемные ситуации – среднее звено.
Развитие творческого мышления – старшее звено. Конструирование, моделирование сочинения - творческое напряжение.
Уровень обучаемости (способность к учению) (3 раза в год).
Методика определения уровня обучаемости:
а) Учитель выбирает небольшой по объему новый материал на 7-8 минут (делается это попредметно).
б) Повторяет все, что нужно для успешного усвоения новой информации.
в) Объясняет.
г) Показывает образец применения.
д) Предлагает самостоятельную работу
Алгоритм задания ученику:
Повторите то, что вы услышали.
Ответьте на вопросы по этому содержанию.
Выполнить задание по образцу
Осуществить перенос этого знания в новую ситуацию.
Алгоритм обработки материала:
1) Когда 3-4 человека выполнят задание, собрать листочки у всех.
Если ученик выполнил все 4 задания - это 3 (высокий) уровень обучаемости; 3 задания – 2 (хороший) уровень; 2 задания 1 (удовлетворительный) уровень
Составляется дифференцированный список учащихся по предмету. Но эти группы подвижны, их состав может изменяться.
Уровень обученности (результат).
Обученность - это реально усвоенный уровень знаний, умений и навыков.
Он (уровень) определяется тестовыми заданиями (в них проявляются и педагогические, и психологические особенности личности).
Тесты включают в себя 4 уровня (1+2) 1 и 2 уровни - воспроизведения.
1 уровень обученности - различение.
Он характеризует низшую степень, когда учащийся отличает объект от его аналогов только по ярко выраженным признакам.
2 уровень обученности - запоминание.
Учащийся может пересказать содержание текста, правила, но это не служит доказательством понимания.
3 уровень обученности - понимание.
Он предполагае нахождение существенных признаков и связей явлений, предметов на основе анализа и синтеза.
4 уровень - простейшие умения и навыки.
Показатель высокой степени обученности.
Умения – это закрепленные способы применения знаний в практической деятельности.
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма
5 уровень – перенос:
Учащиеся умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации. Это самый высокий уровень.
Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. Это очень древние компоненты педагогической технологии. [5, с.263]
На основе обратной связи учитель осуществляет ряд близких, но все же различающихся действий и операций (проверка, контроль, учет, оценка результатов учебной деятельности, а также выставление отметок), входящих в состав диагностики процесса и результатов обучения.
Проверка – процесс установления успехов и трудностей в овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения.
Контроль – операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами.
Учет – фиксирование и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями и развития обучаемых.
Оценка – суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся.
Выставление отметки – определение балла или ранга по официально принятой шкале для фиксирования результатов учебной деятельности, степени ее успешности. [2, с.73]
Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутинных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда обучающихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. В системе диагностирования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), способствуют самоопределению личности, что в условиях конкурентного общества является важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контроля), оценка из нелюбимого в прошлом для многих воспитанников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рейтинга — показателя значимости (веса) человека в цивилизованном обществе.
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) воспитанников являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивания знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают с самооценкой обучаемого независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса — от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.
Принцип наглядности (гласности) заключается прежде всего в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого обучаемого, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнительный характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка — это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к нему, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения обучающихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Диагностирование обученности неотделимо от диагностирования обучаемости, поскольку правильное представление о достигнутых результатах может быть получено только в связи с условиями (путями, способами) их достижения.
Обученность — это Способность (пригодность) обучающегося овладевать заданным содержанием обучения. Распространенными синонимами понятия обучаемости являются такие понятия, как податливость, учебная способность, потенциальные возможности, восприимчивость и др., выражающие качества обучающейся личности.
Важнейшими компонентами понятия обучаемости являются следующие:
Потенциальные возможности обучаемого.
Фонд действенных знаний.
Обобщенность мышления (мыслительного процесса).
Темпы продвижения обучения (усвоения знаний).
Потенциальные возможности как фактор включают в себя индивидуальные характеристики (качества) обучаемого. Среди них — восприимчивость, готовность к умственному труду, способность учиться, успешность познавательной деятельности и др. Более всего важны сформированность умственных действий, широта знаний, общая эрудиция обучаемых, их языковое развитие, уровень усвоения знаний, умений и др. Обобщенность мышления — еще один определяющий обучаемость комплексный фактор, ответственный за качество (глубину, эффективность) познавательного процесса. Такие характеристики мышления, как сила, гибкость, самостоятельность, экономичность и другие, существенно определяют возможности и преимущества каждой личности в обучении.
Фактор темпов логично рассматривать как производный от предыдущих, потому что все преимущества личности, имеющие более высокую обучаемость, перед личностью с более низкой характеристикой данного качества практически сводятся к разнице в темпах (времени) освоения знаний, умений, продвижения в обучении и прироста результатов. На темпы влияют и потенциальные возможности обучаемых, и фонд их действенных знаний, умений, и характеристики мышления. Отсюда именно темпы являются определяющей характеристикой обучаемости. К повышению темпов и снижению затрат времени в конечном счете сводится вся экономия в обучении.
Контроль знаний по информатике.
Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся.
В свою очередь составляющими контроля являются:
проверка результатов обучения (правильно или неправильно) и их измерение (в соответствии с принятыми в выбранной системе индикаторами);
оценивание как процесс, во время которого производится наблюдение за действиями учащегося и сравнение с образцом (эталоном) или установленными показателями, и как результат — выставление оценки (отметки).
Функции контроля
Контроль выполняет три основные функции:
управляет процессом усвоения знаний. Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты обучения, осуществить коррекцию знаний, умений и навыков;
воспитывает познавательную мотивацию и стимулирует творческую деятельность. Правильно организованная система контроля позволяет пробудить чувство ответственности за результаты обучения (получение более высокой оценки), способствует стремлению к целенаправленной работе по исправлению ошибок;
является средством обучения и развития. Большая часть контролирующих мероприятий носит обучающий и развивающий характер, так как учитель объясняет каждому ребенку, в чем заключаются его ошибки, что нужно сделать, чтобы понять учебный материал, помогает найти правильный ответ. Кроме того, происходит развитие личностных качеств ребенка: воли, здорового честолюбия, стремления к успеху.
Принципы построения системы контроля
К системе контроля предъявляются определенные требования, и при ее построении следует придерживаться основных принципов.
Объективность — является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. Вопросы, задания, задачи и проекты должны быть обоснованы, а критерии оценки адекватны требованиям к уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся.
Открытая технология — заключается в том, что оценивание учащихся осуществляется по единым критериям, которые должны быть обоснованы, известны заранее и понятны каждому учащемуся. "Открытая технология" допускает развитие системы контроля без изменения ее структуры.
Системность, которая в свою очередь рассматривается с пяти позиций:
контроль должен быть непрерывным и осуществляться с самого начала обучения до его завершения;
контроль должен быть естественной частью процесса обучения;
система контроля должна обладать преемственностью;
средства, методы, формы контроля, способы оценивания и интерпретации результатов должны подчиняться единой цели;
все обучаемые конкретного образовательного учреждения должны подчиняться единым принципам и требованиям, которые положены в основу разработанной модели.
Характеристика методов контроля
Рассмотренная ниже система классификации (по месту контроля, по способу организации, по способу получения информации) адаптирована авторами, но, в основном, использует традиционную схему, приведенную в книге Ю. К. Бабанского "Методы обучения в современной общеобразовательной школе" [1]. Классификация по способу оценивания и по использованию ведущей функции выполнена на основе анализа различных источников информации, в частности, книги А. Н. Майорова "Мониторинг в образовании" [14].
1. По месту контроля на этапах обучения:
предварительный (входной) вид контроля особенно актуален для информатики, так как в одном классе (одной группе) могут быть учащиеся с различным уровнем подготовки. Режим умолчания в данном случае приводит к тому, что более подготовленные учащиеся, у которых дома есть компьютер, скучают на уроках, пропуская принципиально важные моменты, а менее подготовленные — чувствуют себя неуверенно. Входной контроль позволит определить исходный уровень подготовки и возможность использования дифференцированного подхода;
текущий (оперативный) контроль выявляет уровень и степень подготовки учащихся по отдельным разделам и темам в процессе обучения, реализует диагностическую функцию и устанавливает обратную связь с каждым обучаемым. Эффективность оперативного контроля зависит объективности и регулярности (периодичности). Текущий контроль играет важную роль в отслеживании и корректировке результатов обучения.
итоговый контроль (выходной) определяет качество усвоения материала. фиксирует степень и уровень подготовки учащегося, т.е. констатирует результаты обучения. Итоговый контроль позволяет проанализировать деятельность педагога, выявить его профессиональный уровень, определить эффективность проводимых мероприятий в ходе оперативного контроля.
По способу оценивания:
"отметочная" технология является традиционной — оценка выставляется по пятибалльной шкале;
"рейтинговая” технология основана на наборе баллов, полученных за освоение разных разделов (тем) программы, и их суммировании. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов. Возможен вариант, при котором каждая группа учащихся получает свой ранг. При такой системе оценивания могут быть предусмотрены дополнительные баллы, которые используются для поощрения наиболее активных и инициативных учащихся, например, за оригинальное творческое решение и пр. Результаты по рейтинговой шкале могут быть пересчитаны и приведены к традиционной пятибалльной системе оценки;
"качественная" технология в основном использует сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой знаний и умений. Оценивание может быть представлено в виде описания выводов и заключения при помощи ключевых слов: "освоили — не освоили", "усвоили — не усвоили", "поняли — не поняли", "овладели — не овладели". Эти характеристики применимы к группам учащихся и используют свои ключевые слова: "большинство — меньшинство", "в основном", допустима процентная характеристика. В некоторых случаях в рамках этой технологии могут быть выставлены оценки по пятибалльной системе отдельным учащимся.
По способу организации контроля:
автоматический (машинный);
взаимный;
контроль учителя;
самоконтроль.
По ведущей функции:
диагностический контроль позволяет осуществлять наблюдение за динамикой развития знаний, умений и навыков, получать сведения о состояния учебного материала для своевременной коррекции, эффективной организации повторения, уточнения учебной программы (тематического планирования), оптимизации учебного процесса;
стимулирующий контроль помогает настроить учащегося на систематическую работу, инициировать творческую деятельность, активизировать внимание, развивать инициативу и самостоятельность, увидеть его недочеты и успехи, слабые и сильные стороны;
констатирующий контроль – фиксирует степень и уровень подготовки учащегося, используется в процессе проведения экзаменов и зачетов.
5. По способу получения информации в ходе контроля:
устный метод включает различные опросы, собеседования, экзамены, зачеты, дискуссии;
письменный метод использует контрольные или проверочные работы, тестирование, рефераты, письменные дискуссии и пр.;
практический метод состоит в наблюдении за ходом выполнения лабораторных и практических работ и в непосредственном выполнении проектов и презентаций.
Основные формы контроля
На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала.
Собеседование в той или иной степени используется на всех этапах обучения. Основное значение собеседование приобретает в старших классах, например, для выяснения усвоения принципов, концепций, законов, теорий и др. и во время проведения зачетов и экзаменов. Технология оценивания — отметочная и (или) качественная. По способу организации — контроль учителя.
Опросы (экспресс-опросы) часто используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию последующего нового материала, для активизации внимания. Опрос проводится, как правило, либо в начале урока, либо в конце урока для закрепления новых терминов и понятий. Элементами опроса пользуются и во время проведения зачета. Технология оценивания — качественная или отметочная, используется взаимный контроль или контроль учителя.
Зачет — одна из распространенных форм контроля в старших классах. Характеризуется тем, что учащимся выдается список вопросов или перечень тем, по которым производится зачет, оглашаются требования к уровню подготовки. Хорошие результаты дает не просто отдельный зачет, а продуманная система зачетов, которая согласуется с другими формами контроля.
Технология оценивания — отметочная, используется контроль учителя или взаимный контроль.
Устный экзамен чаще всего используется как традиционная форма итоговой аттестации после окончания 9-го или 11-го класса. Технология оценивания — отметочная, используется контроль учителя.
Самостоятельная работа является одной из наиболее типичных форм контроля знаний на уроках информатики. Характерной особенностью самостоятельной работы является выполнение учебных заданий без вмешательства учителя, без его управляющих рекомендаций. В процессе работы над заданиями учащийся должен самостоятельно планировать свою деятельность с учетом временных затрат, оценить результаты своей работы. Самостоятельная работа может успешно использоваться в любых возрастных параллелях, причем контроль знаний может осуществляться как по пройденному материалу, так и при изучении новой темы. Технология оценивания — отметочная и (или) качественная. По способу организации — самоконтроль и контроль учителя.
Письменная контрольная работа представляется собой перечень заданий и (или) задач, которые учащиеся выполняют в письменном виде. Такая контрольная работа может содержать вопросы, которые требуют анализа, рас- суждений, обоснования, структуризации и пр. Технология оценивания — отметочная, по организации — контроль учителя.
Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результатов с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное — тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная, по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.
Дискуссия может быть организована как в письменной, так и устной форме, использует сочетание методов опроса, собеседования, наблюдения или рецензирования, а для оценивания применяется качественная технология на основе экспертных заключений учителя.
Наблюдение является основной формой контроля на всех этапах обучения в той части, которая касается формирования умений, навыков и приемов работы. Наблюдение, в основном, применяется на уроке-практике. Для оценивания применяется отметочная или качественная технология, контроль осуществляет учитель или используется взаимный контроль.
Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
В педагогических работах, посвященных вопросам такого рода обучения, оно обычно противопоставляется традиционному, ориентированному на получение в обучении человека, рассматриваемого как набор определенных социальных функций и реализатор определенных моделей поведения, зафиксированных в социальном заказе школы.
ЛОО - это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не учет, а включение его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта.
Понятие личностных функций введено в педагогику В.В. Сериковым, который определяет их следующим образом: Личностные функции - это в данном случае не характерологические качества её (последние, кроме некоторых, так называемых общечеловеческих, у людей могут и должны быть разными), а те проявления, которые, собственно и реализуют социальный заказ быть личностью.
В качестве таковых функций выделим следующие: мотивации, опосредования, коллизии, критики, рефлексии, смыслотворчества, ориентации, обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира, творчески преобразующая, самореализации, обеспечение уровня духовности жизнедеятельности....
Краткая расшифровка функции:
1. МОТИВИРУЮЩАЯ - чтобы принимали и обосновывали свою деятельность.
2. ОПОСРЕДУЮЩАЯ - личность опосредует внешние воздействия и внутренние импульсы поведения; личность и изнутри не все выпускает, сдерживает, придает социальную форму.
3. КОЛЛИЗИЙНАЯ - личность не приемлет полной гармонии, нормальная, развитая личность ищет противоречий.
4. КРИТИЧЕСКАЯ - личность критична ко всяким предлагаемым средствам, то, что навязывается, всегда вызывает протест. Личностно то, что создано самой личностью, а не навязано извне.
5. РЕФЛЕКСИВНАЯ - конструирование и удержание в сознании стабильного образа Я.
6. СМЫСЛОТВОРЧЕСКАЯ - личность постоянно уточняет, выверяет иерархию смыслов.
7. ОРИЕНТИРУЮЩАЯ - построение личностно-ориентированной картины мира, индивидуального мировоззрения.
8. ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОНОМНОСТИ и устойчивости внутреннего мира.
9. ТВОРЧЕСКИ ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ - творчество - форма существования личности. Вне творческой деятельности очень мало личности, любой деятельности личность придаст творческий характер.
10. САМОРЕАЛИЗУЮЩАЯ - стремление обеспечить признание своего Я окружающими.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – ТАКОЙ ТИП ОБУЧЕНИЯ, В КОТОРОМ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБУЧЕНИЯ В МАКСИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНИ ОРИЕНТИРОВАНА НА ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКУ ЛИЧНОСТНО-ПРЕДМЕТНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ МИРА.
В схеме позиции каждого из участников педагогического процесса осмыслены двояко: они оценены и как субъекты, и как объекты процесса.
На первом уровне системообразующим фактором рефлексии педагогического процесса является ученик. Видеть ученика сегодня школа может и должна только как самореализующуюся личность. Конкретизация этого положения для руководителя находит свое выражение в модели выпускника, для педагога – в целях профессиональных действий. Критерием достижения целевых установок школы и ожиданий ученика является уровень развитости и сформированности личности, условиями его достижения - средства, методы и формы УВП и адекватное управление им на основе модели педагогического процесса. По отношению к школе в целом ученик как субъект выступает заказчиком на изготовление собственной индивидуальности. Выполнить такой заказ можно лишь через сотворчество, сотрудничество с учеником, через майевтическую деятельность наставника. В данном контексте организация деятельности школы в целом немыслима без концепции её развития, в которую составными частями входят и модель выпускника, и модель педагогического процесса, и стратегия управления.
На втором уровне схемы системообразующим фактором рефлексии выступает педагог. Как личность педагог не может не представлять из себя творческой индивидуальности со своим почерком (стилем). В противоположном случае он не сможет выполнить роль наставника. Сказав наставника, мы тем самым задаем и модуль взаимоотношений учитель - ученик: он не должен быть по крайней мере авторитарным. Концентрированное выражение индивидуального стиля можно обнаружить в наличии у него авторской педагогической технологии. Вместе с тем реализация авторской технологии предполагает, что школа создает условия для того. На этом уровне анализа и организации УВП есть ряд специфических задач, которые если и решаются, то несколько в ином ключе, чем этого требует сегодняшняя школа. В частности, при изучении особенностей педагогической деятельности недостаточно дифференцирован ИСД как типологическая характеристика и как целостная характеристика педагогического почерка.
Личностно-ориентированный подход в обучении информатики как важнейшее условие развития личности школьника
Сегодня каждое образовательное учреждение нацелено на развитие личности ребенка, что невозможно без формирования у школьника устойчивой мотивации к приобретению нового знания, стремления к самореализации, личностному росту. Какими же средствами можно этого достигнуть? Ответ педагогу помогут найти современные образовательные технологии, которые объединили лучшие традиции и опыт советской школы, достижения русской и зарубежной психолого-педагогической практики и науки.
Кроме информационных технологий, которыми каждый учитель информатики владеет в совершенстве, мой выбор сделан в пользу технологий, основанных на личностной ориентации педагогического процесса, личностно-ориентированного развивающего обучения. Освоение и применение на практике данных технологий требует от учителя переосмысления ценностей, радикального пересмотра методов, приемов и средств педагогической деятельности.
Часто педагог забывает о том, что ученик – это человек со своими взглядами, желаниями, настроением, темпераментом, возможностями и способностями. Поэтому возникают проблемы: учитель тщательно готовиться к уроку, планирует различные виды деятельности, кажется, продумывает все до мелочей, а урок не удается! Почему? Возможно потому, что школьник является для него объектом педагогического воздействия. Ученик должен выучить теоретический материал, должен овладеть набором умений и навыков, должен подготовить реферат, должен, должен… За ученика все решили, ему не предоставили выбора, у него нет мотивации к обучению, отсутствует связь собственного опыта с материалом и так далее. Думаю, что на уроке необходимо стимулировать школьников к высказыванию своих мыслей, пусть они будут плохо сформулированы, даже неверны; создавать атмосферу творчества и личной заинтересованности каждого учащегося; совместно с учениками планировать учебную и внеурочную деятельность; давать ребятам возможность делать свой самостоятельный выбор. Только в этом случае ребенок становится субъектом образовательного процесса.
Исходя из требований и критериев урока с личностно-ориентированной направленностью, были разработаны табличная и графическая модели урока информатики.
Табличная модель личностно-ориентированного урока информатики

Элемент урока
Средства, методы, формы и приемы, способствующие развитию личности ребенка
1
Раскрытие субъектного опыта
Групповое интервью, свободная эвристическая беседа, диалог, полилог, дискуссия
2
Совместное планирование деятельности
Выбор учащимися форм работы
3
Введение нового материала
Через лидера, исследовательскую деятельность, создание проблемной ситуации, организацию самостоятельной работы по опорной и справочной литературе, блоковая подача нового материала
4
Закрепление
Самостоятельная работа с выбором уровня сложности с учетом индивидуальных способностей и активности учащихся, творческие задания по выбору, практическая работа на персональном компьютере с выбором уровня сложности, проблемные задания групповые или индивидуальные, проектная деятельность индивидуальная или групповая
5
Рефлексия урока
Оценка урока учащимися в форме интервью, беседы, полилога, теста, анкеты
6
Итоговый и промежуточный контроль
Разноуровневые контрольные работы, творческие проекты, создание собственных мультимедийных презентаций и ученических сайтов, создание формальных информационных моделей в текстовом редакторе, практические контрольные работы на компьютере, тестовые контрольные работы, само- и взаимоконтроль, индивидуальные исследовательские работы
7
Подведение итогов
Самооценка, аргументированная оценка, личностная (качественная) оценка
8
Домашнее задание
Творческие задания, индивидуальные задания, выбор заданий, “опережающие” задания
Представленная модель урока не является строго определенной, она мобильна, её можно доработать, доопределить, добавив какие-либо новые компоненты урока и формы организации деятельности, любое структурное звено можно безболезненно удалить, заменить другим. На основе таблицы проектируется каждый урок информатики, прогнозируются возможные педагогические ситуации, ищется ответ на вопрос “как организовать процесс приобретения знаний для отдельного ученика”.
Творчество, созидание, самостоятельность и исследовательская деятельность – главные рычаги развития и становления личности.
Построение учебных занятий на основе личностно – ориентированного подхода
Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся:
Как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;
Как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;
Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
РАБОТА НА УРОКЕ СО ВСЕМ КЛАССОМ И ОБНОВРЕМЕННО С КАЖДЫМ УЧАЩИМСЯ
Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на личностном (субъектном) уровне.
Такая трактовка дифференцированного подхода на личностном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями:
Во-первых, нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Каждый неповторим! У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, когнитивной организации, опыта и т.д. Эти особенности не носят фатальной предопределенности, неизменности и неизменяемости. Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.
Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.
Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, очень важно его саморазвитие.
Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на личностном (субъектном) уровне, когда сам учащийся исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей (как правило, неосознаваемых или осознаваемых с возрастом) определяет личную траекторию своего развития.
Задачей же педагога при осуществлении данного подхода в обучении становится создание таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Разрешить поставленную задачу можно только путем проектирования такой технологии обучения, которая предусматривала бы осуществление принципа дифференцированного подхода на личностном (субъектном) уровне.
Одним из вариантов реализации подхода может стать личностно-ориентированная система обучения (в дальнейшем - ЛОО). Она призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков каждым учащимся.
При разработке данной технологии обучения не фиксируется внимание на критике классно-урочной системы обучения, на дидактических постулатах считая, что в них имеются мощные резервы индивидуально-ориентированного обучения.
Смысл названия личностно-ориентированной технологии обучения:
Во-первых, состоит в том, что она ориентирована на учет своеобразия психики в личности индивида, ее неповторимости. В ней заложены механизмы, позволяющие учитывать морфофизиологические особенности, темперамент, специфику интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида. Поэтому эта технология называется личностно-ориентированной.
Во-вторых, она названа так потому, что ориентирует учащихся на развитие своей индивидуальности, способности быть личностью посредством активности направленности, включенности в пространство межиндивидных связей, приобретения социального опыта и т.д.
В-третьих, она ориентирует учителя на работу с каждым учеником (индивидом) в рамках одновременной работы со всем классом.
В-четвертых, она ориентирована на интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности.
В-пятых, она ориентирована на учет и реализацию индивидуальных особенностей учителя.
ЛОО содержит в себе множество психологических и педагогических закономерностей, принципов, методов и приемов организации процесса обучения, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство.
ЛОО - это технология обучения, так как здесь есть наличие алгоритма (процессуального описания) проектирования, организации и проведения учебного процесса в рамках личностно-ориентированной системы обучения.
ЛОО - это способ обучения, так как имеется основной прием (метод), используемый в данной технологии обучения.
При разработке ЛОО очевидно, что успешность любой методики обучения зависит от того, как ясно и четко в ней прописана технология организации учебного процесса как для учителя, так и для ученика. Чем меньше вопросов возникает у организаторов учебной деятельности, чем конкретнее требования к учащимся, тем эффективнее результаты внедрения любой системы обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении подведем основные итоги работы. Данная работы была посвящена систематизации, накоплению и закреплению знаний о диагностике как средстве изучения обученности, в том числе на уроках информатики.
Роль диагностики состоит в коррекции педагогического процесса, это информация для учителя и администрации школы с целью отбора учебных программ и педагогических технологий обучения, нормирования домашних заданий и снятия перегрузки учащихся. Средства - тестирование учебных результатов (дидактическая диагностика) и психологическая диагностика (развитие психических функций). Диагностическая служба школы должна работать под руководством завуча или методиста по диагностике.
В сравнении с традиционными системами обучения, где многие поступки учащегося из-за отсутствия четких ориентиров являются ничем не мотивированными, где он не всегда знает, чего он хочет, ЛОО на наш взгляд, стимулирует его к совершению осознанных поступков за счет создания постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания.
Поэтому, занимаясь по личностно-ориентированной системе обучения, ученик:
Получает возможность взглянуть на самого себя изнутри и извне, сравнить с другими учащимися, оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
Вырабатывает силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, учится собой через постоянное влияние на учебные (а значит, и жизненные) ситуации, контролирует свои потребности, учится управлять своими мыслями и разумно пользоваться речью;
Учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принятию волевого решения, требуют принуждения к делу;
Развивает способность быстрого принятия решений, позволяющую концентрировать усилия воли не на том, чтобы выбрать одно перед другим, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;
Удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании, во власти, любви, безопасности, так как ЛОО опирается на технику удовлетворения потребностей и побуждает учащегося к определенному поведению;
Учится продуктивному общению путем достижения гармонии с окружением;
Овладевает мышлением, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания и, соответственно, предотвращает заболевания, т.е. обеспечивает психическое и физическое здоровье.
ЛОО, опираясь на то, что личность - это единство психических свойств, составляющих ее индивидуальность, реализуя своей технологией важный психолого-педагогический принцип индивидуального подхода согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, создает на наш взгляд, оптимальные возможности, содействующие развитию личности ученика посредством учебной деятельности.
Главное - меняется учебная атмосфера в классе. Ученики чувствуют свою личную ответствовать за результаты своего учебного труда. Они становятся более ответственными и одновременно раскрепощенными.
Список используемой литературы:
Купина Л. В. Личностно – ориентированное обучение на уроках информатики // Дипломная работа – Новосибирский Государственный Педагогический университет, 2004. Электронный ресурс. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635a3ac68a4c53b88521206c27_0.html
Организация обучения информатики. Электронный ресурс. www.ict.edu.ru/ft/005142//mpi_3.pdf
Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [текст] / И.С. Якиманская. М. – 2000. - 176с.
Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 263 – 266 с.
Диагностика как средство изучения обученности на уроках информатики во 2-м классе
Ерёменко Оксана Андреевна учитель информатики
МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1 ст. Архонская
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Черная пятница

Выиграйте смартфон, ноутбук
или бесплатное обучение!

Вращать колесо

Осталось попыток: 1