Использование методики эстрадного вокала Олизарова Ю.И.” | Храмова Елена Сергеевна. Работа №292616
Автор: Храмова Елена Сергеевна
Методическая разработка по теме: « Использование методики эстрадного вокала “Голосообразующая гимнастика Олизарова Ю.И.” адаптированной к занятиям в дополнительном образование».
Распевание – очень легким звуком:
На звук „Ву” – настраиваемся от: до, ре, ми, ре, до, ре, ми, ре, до.
То же на 5 разных звуков – напеваем: от до↑соль↓до.
Первый цикл дыхательных упражнений – поются в условном положении – кончиками пальчиков обхватываем себя за локти над головой, спокойные два движения живота на каждый звук в себя – из себя.
Распевание – очень легким звуком:
На звук „Ву” – настраиваемся от: до, ре, ми, ре, до, ре, ми, ре, до.
То же на 5 разных звуков – напеваем: от до↑соль↓до.
Первый цикл дыхательных упражнений – поются в условном положении – кончиками пальчиков обхватываем себя за локти над головой, спокойные два движения живота на каждый звук в себя – из себя. Упражнения поются в грудном регистре, поэтому активное звукоизвлечение:
На слог Ма – до, до, до (вверх и вниз по полутонам).
На слог Ле…
Отдыхаем. Эти упражнения поются на довольно крепкий звук.
На слог Ра – Ми. Отдыхаем. На слог Ли – Ри. Отдыхаем.
Тоже упражнение поём в контексте других звуков (в другой модификации) на 3, та же задача – 2 движения живота на звук.
На слог Ла – ми, ре, до, ре, ми.
На модуляции следим за животом: живот вперёд вниз, максимальный сброс; максимальный набор диафрагмы воздуха в автоматический момент модуляции плюс подхват через рот. Руки в том же положении.
На слог Ма – Мэ – На.
Во всех упражнениях дыхательного и грудного цикла важно следить за тем, чтобы звук не был форсированным – то есть петь крепко за счёт мышц живота, за счёт грудного регистра.
Следите, чтобы не было пережатого звука, перефорсированного – прессингова.
В состоянии легато: Лё-а, Лё-а, Лё (Ми, Ре, До) – постепенно низ живота в себя с первым звуком, на модуляции вперёд – вниз резко (наполняется диафрагма) – подхват через рот. Руки так же.
На слог: Лё-а (ми) – Лё-а (ре) – Лё-а (до) потянуть.То же: Ли.
На слог: Ла по нотам – ми, ре, до, ре, ми. На стакатто.
В сочетании: длинные фразы с короткими.
На слог: Лё-а, Лё-а, Лё. Рэ-а, Рэ-а, Рэ.
Важным моментом является артикуляция, поэтому, когда мы поём упражнения в грудном регистре сразу следим за формированием слов. Ни чего в себя, всё из себя, всё от себя. Более открытая позиция слова, приближающая к разговорной позиции. Речь идёт о более открытой позиции приближенной к речевой позиции слога.
При ситуации грудного звучания и открытого слога рождается так называемый эстрадный тип артикуляции. Более широкий, более открытый чем в академическом пении (близким чем то к народному).
Следующее упражнение: Ри-а, Ри-а, Ри. Ми-а,Ми-а, Ми. Переход на короткие: Ла - по нотам – ми, ре, до,ре,ми.
Следующее упражнение грудного цикла мы поём без рук, руки опущены. Пять звуков дробим на мотивы по два:
На слог: Нэ-а – по нотам до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, Нэ - до.
В данном упражнении общее дыхание на 5-ти звучную фразу и добираем, как бы в процессе пения, в процессе дробления за счёт межрёберного запаса (тка называемого), поэтому те же движения живота в себя из себя (эффект ноты под лигой). Вследствие быстрого темпа быстрое сокращение и дохват за счёт межрёберного запаса дыхания.
Наиболее сложное сонорное сочетание: Лё-а. Мэ-а.
Следующее упражнение нас приближает ко II разделу – разделу грудных упражнений. Во всех упражнениях последующих циклов работа живота такое же точно, как она была в длинных фразах, то есть, постепенно в себя вперёд – вниз, с подхватом через рот.
На слог: Ву-у-а-а – Ву-у-а-а – А – по нотам до, ре, ми, ре, до, ре, ми, ре, до.
На слог: Wэ – по нотам до. ре, до, ре, до, ре, до, ре, Э – до.
Артикуляционная позиция.
Не форсированный, не зажатый, не пресенговый звук.
Высокая гортань, высокое нёбо и широкая позиция в области рта, в области скул.
На модуляции живот →↓, продолжаем упражнение на слог Wа.
То же на 5 звуков, только модификация упражнения другая: спускаемся ↓, начиная с довольно крепкой середины звуков грудного регистра на слог:
Wэ – по нотам соль, фа, ми, ре, до. ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре – Э до.
Не зажимать себя, особенно когда находитесь в более низких звуков. Работать спокойно, свободно и наполнено.
На слог: Wа.
Следующее упражнение поём в грудном регистре, тем же, достаточно крепким звуком, так же следим за животом, при позиции открытого рта, меняя позицию слога через язык.
На слог: Wа –э –а – э – а – э – а – э – Ы по нотам ми, ре, ми, ре, ми, ре, ми, ре, до. Таким образом, прорабатываем и носовой тип звучания. Следим за работой живота, который способствует дыхательному процессу. Ы – точно произносить с открытым ртом, только через язык.
Следующее упражнение в этом же грудном регистре связанно с артикуляционной подачей, с работой мышц скул лица:
На слог: Wа- о – а – о – а – о – а – о – У по нотам ми, ре, ми, ре, ми, ре, до.
Не старайтесь выстраивать звук, звук должен быть в полнее естественным по степени произношения.
Следующее упражнение: Wи - до ↑ - и - по нотам ре, ми, фа – Я – а ↓ фа, ми, ре, до.
Достигнув энергетики верхнего звука, на этой энергетики спуститься вниз, таким образом, осуществив проработку всего внизходящего поля. Активный рот не должен служить поводом к тому, что не досмыкаются связки. Формируется звук таким способом, что бы он ни вываливался (с одной стороны), чтобы чётко понимать, что звук свободный (с другой стороны).
В нотах женского регистра Ля, Си, До – являются переходной зоной – переходной зоной фальцетного регистра или диапазона, эти ноты надо стараться проработать тем же типом звука – грудного – который находится в более широком регистре, что бы не было ощущения першения и неудобства, не комфорта. В конце родится некий микст на этих нотах. Надо приучить психологически себя не боятся петь верхние ноты, как и нижние, заставить себя пройти через этот психологический барьер.
Рот редькой, ни чего не выжимать из себя, опускать нижнею челюсть, не напрягайте костную часть лица. Следит, чтобы не поднималась нижняя губа. Видны зубы ↑ и ↓.
Следующее упражнение на тех же звуках, очень легко, тот же тип звукоизвлечения в более мягком, грудном регистре.
На слог Нэ – а – нэ – а – нэ – э – э – э – Э.
До ре ми фа соль фа ми ре до
На ↑ - задача энергетического плана, достигнув ↑ ноты, на этой энергетике спустится ↓, не проваливать по позиции эту фразу.
Следующее упражнение поём более крепким грудным звучанием. Таким образом, достигая ↑ нот в грудном регистре - нот, которые уже находятся в переходном регистре, заставляя их промикстовываться на том типе звука, который в нас заложен, то есть, на грудном звучание.
Следить за артикуляцией.
В быстром темпе на слог: Нэ–а – не–а – не-а – нэ-а – нЭ.
До ре ми фа соль фа ми ре до
В этом упражнение заложен элемент так называемого прокрикивание, особенно на ↑ нотах. Как говорят в эстрадно-джазовой методике: „Уметь прокричаться на нотах, которые вызывают максимальную сложность”.
Следующее упражнение: сочетать субтон с мягким грудным звуком. Субтон – эффект простуженного голоса, шёпотное пение, должно петься на опоре.
Тихо на слог: Нэ-а – нэ-а – не-а – нэ-а громко нэ-а – нэ-а – нэ-а – нэ-а – нЭ.
До ре ми фа соль фа ми ре
Здесь надо рассчитать свои силы в дыхание того, что упражнение начинается в районе Ля - Соль↓ малой октавы и надо дойти до Фа второй октавы. Рассчитать свои силы на этот диапазон, не выдыхаться уже в середине, а потихонечку „тащить” до конца.
III важный раздел эстрадно-джазовой вокальной методики „Грудь - фальцет” – соединение 2х регистров на 2х типах звучания: грудного и фальцетного.
Фальцет – следовой эффект. Рождается за счёт опоры на грудном звуке, за счёт подхода к этому фальцетному звуку через глиссандо. Промикстовывание диапазона заключённого между грудной ноты и ноты в фальцетном режиме за счёт переключения через порожковый барьер – барьер порожкового регистра, и выход в непосредственный звук, который рождается от всех этих совокупностей.
На слог: Wа ↑ У ↓ wа на глиссандо.
Первый звук берётся крепким звуком грудным, „белым”, открытым, не в коем случае форсированным, но крепкозвучащим, как точка отсчёта, как точка опоры.
Глиссандо, глиссируем скольжением ↑ и ↓ к первоначальной ноте, звучит достаточно мягко, чем первоначальный звук. На верху смелее взлетать, не бояться верхней ноты. Нижний звук отпускать.
На слог: Ра ↑ У ↓ Ра глиссируем.
В этом упражнение можно поработать над вибрато на последней ноте. Звук не строить. Работаем над проблемой „грудь - фальцет”.
Далее можно укрупнять в зоне головного регистра.
Задачи: опора, глиссандо, порожек.
Слоги помогающие смикстовать: Ра ↑у- а - у - а – у ↓ ра.
До до ре ми ре до до
Не резко, мягко, за счёт глиссандо.
На слог: Ра↑ у – а – у – а – у – а – у – а - у ↓ Ра.. Разгоняемся
До до ре ми фа соль фа ми ре до до
На слог: Ни а ни а ни ↑ и а .Мягкий микст.
Ми ре до до
На слог: Wа ↑ ы а ы а ы ↓ wа
Ра ↑ ы а ы а ы ↓ Ра
До↓соль – до до.
Следующий цикл упражнений.
Движения в обратную сторону от фальцета к грудному звучанию.
Сверху У ↓ А
До до
Не зажимать движение для звука, за счёт живота, за счёт подхвата дыхания.
Следующее упражнение – соединение фальцета и груди.
Сверху У↓ и а и а и ↑ У ↓ и а и а и
До ре ми ре до
Следующее упражнение так называемое терроль, каждая нижняя нота более опёрта чем ↑, но обязательно эффект террольского перехода.
Wьи ↑ и и и и и ↓ и ↑ и а и а и а ↓ и ↑ и у и у ↓ и.
До до ре ми ре до
Следующее упражнение на дикцию и артикуляцию – чередование слогов: Миля – Беля (6 раз) – Ма.( от до – соль – до) в быстром темпе.
Следующее упражнение поётся достаточно ровным, спокойным, мягким звуком на протяжении всех компонентов диапазона грудного - переходного – фальцетного.
Wи ↓ Wи ↑ Wи ↓ Wэ ↑ Wи ↓ Wа
Ми до фа си ми ля
Следующее упражнение: мычим закрытым ртом, спокойно, светло, ровным звуком, на одной ноте на М.
Основные разделы показаны здесь.