Использование методики «Монтессори» в образовательном процессе ДОУ: принципы и примеры | Лещинская Наталья Евгеньевна. Работа №342772
Аннотация. В статье рассматривается методика Марии Монтессори, активно применяемая в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Описаны основные принципы методики, её преимущества и примеры практического применения. Особое внимание уделено важности самостоятельности детей, роли воспитателя как наблюдателя и создателя образовательной среды, а также адаптации методики в современных российских ДОУ. Статья адресована воспитателям, заинтересованным в использовании методики «Монтессори» для развития у детей когнитивных и социальных навыков.
Ключевые слова: методика «Монтессори», дошкольное образование, самостоятельность, образовательная среда, педагогика, развитие детей, воспитатель.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ «МОНТЕССОРИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ: ПРИНЦИПЫ И ПРИМЕРЫ
Лещинская Наталья Евгеньевна, воспитатель
МДОУ «Детский сад №26»
Аннотация. В статье рассматривается методика Марии Монтессори, активно применяемая в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Описаны основные принципы методики, её преимущества и примеры практического применения. Особое внимание уделено важности самостоятельности детей, роли воспитателя как наблюдателя и создателя образовательной среды, а также адаптации методики в современных российских ДОУ. Статья адресована воспитателям, заинтересованным в использовании методики «Монтессори» для развития у детей когнитивных и социальных навыков.
Ключевые слова: методика «Монтессори», дошкольное образование, самостоятельность, образовательная среда, педагогика, развитие детей, воспитатель.
Методика «Монтессори», разработанная итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори в начале XX века, получила широкое признание благодаря своей уникальной философии и подходу к воспитанию детей. Она основана на идее, что дети являются активными участниками своего собственного обучения и способны самостоятельно выбирать и осваивать те материалы и виды деятельности, которые им наиболее интересны. Основная цель этой методики — помочь детям развить самостоятельность, самодисциплину, уверенность в своих силах и уважение к окружающему миру.
Данная методика активно используется в дошкольных учреждениях по всему миру, включая Россию. В статье будут рассмотрены основные принципы и примеры использования методики «Монтессори» в образовательном процессе ДОУ, а также роль воспитателя в её реализации.
В основе методики «Монтессори» лежит идея, что ребенок обладает врожденным стремлением к обучению. Он не нуждается в принудительном обучении, а наоборот, сам ищет возможности для познания мира. В ДОУ это проявляется в том, что дети имеют возможность выбирать учебные материалы и виды деятельности, которые их интересуют. Это не только поддерживает естественное любопытство ребенка, но и формирует у него чувство ответственности за свое обучение.
Ключевым элементом методики является так называемая "подготовленная среда", которая создается воспитателем специально для того, чтобы способствовать самостоятельному обучению детей. В этой среде должны быть различные образовательные материалы, предназначенные для развития сенсорных, когнитивных и моторных навыков детей. Важно, чтобы все предметы были доступны ребенку — он должен свободно перемещаться, самостоятельно выбирать материалы и работать с ними столько времени, сколько считает нужным.
Воспитатель в системе Монтессори играет роль скорее наблюдателя, чем традиционного учителя. Его задача — создать благоприятную среду и ненавязчиво направлять ребенка в его образовательном процессе. Воспитатель должен внимательно следить за интересами и потребностями каждого ребенка, помогая ему в тех моментах, когда это необходимо, но при этом оставляя ему свободу в выборе и исследовании окружающего мира.
Методика «Монтессори» предполагает индивидуальный подход к обучению, учитывая темп и особенности развития каждого ребенка. Воспитатель не сравнивает детей между собой, а поддерживает их в том темпе, который комфортен каждому из них. Таким образом, ребенок получает возможность учиться в собственном ритме, что способствует более глубокой и осознанной работе с учебными материалами.
Монтессори-педагогика основывается на принципе "практического обучения". Это означает, что дети учатся через практическую деятельность, а не через пассивное восприятие информации. В дошкольных учреждениях методика реализуется через специальные материалы, такие как сортеры, лото, кубики, сенсорные предметы и другие образовательные игры, которые помогают развивать логику, мелкую моторику и понимание причинно-следственных связей.
Рассмотрим примеры использования методики «Монтессори» в ДОУ.
Одним из центральных элементов методики «Монтессори» является развитие сенсорных способностей ребенка. В подготовленной среде ДОУ размещаются специальные материалы, направленные на стимулирование тактильных, зрительных и слуховых ощущений. Например, детям предлагаются для исследования разнофактурные поверхности, предметы разной формы, цвета и веса, что помогает им лучше воспринимать окружающий мир и развивать сенсорную чувствительность.
Для детей старшего дошкольного возраста методика «Монтессори» предлагает специальные материалы для освоения основ математики. К примеру, используемые в Монтессори-подходе разноцветные бусины и карточки помогают детям визуализировать числовые ряды и математические операции. Дети могут изучать простые математические действия (сложение, вычитание) через манипуляции с предметами, что делает процесс обучения более понятным и увлекательным.
Одной из характерных черт методики «Монтессори» является работа детей в смешанных возрастных группах. Это дает возможность младшим детям учиться у старших, а старшим — помогать младшим, что развивает у детей чувство ответственности и социализации. В ДОУ этот подход реализуется через совместные игры, занятия и выполнение общих проектов, где дети разного возраста работают вместе.
Природа играет важную роль в методике «Монтессори». Воспитатели активно используют прогулки на свежем воздухе, занятия в саду или мини-огороды, чтобы дети могли учиться через наблюдение за природными процессами. Например, дети могут ухаживать за растениями, что помогает им понимать циклы природы и формировать чувство ответственности.
Воспитатель, работающий по методике «Монтессори», должен обладать особыми навыками и подходом к обучению. Его задача — не только наблюдать за детьми и направлять их в нужные моменты, но и поддерживать атмосферу уважения к интересам и потребностям каждого ребенка. Воспитатель должен уметь не только создавать подготовленную среду, но и развивать в детях самодисциплину и любовь к самостоятельному обучению.
Важно отметить, что воспитатель в методике «Монтессори» всегда старается не вмешиваться в процесс обучения, если ребенок может справиться самостоятельно. Это формирует у детей уверенность в своих силах и способность решать задачи без внешней помощи.
Таким образом, методика «Монтессори» предлагает уникальный подход к образовательному процессу в ДОУ, основанный на самостоятельности ребенка, его индивидуальных интересах и активной деятельности. Принципы, такие как "подготовленная среда", роль воспитателя как наблюдателя и работа в собственном темпе, способствуют гармоничному развитию детей, их самодисциплине и уверенности в своих силах. Применение методики «Монтессори» в ДОУ позволяет воспитателям создать благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, формируя у него устойчивые навыки, которые пригодятся в дальнейшем обучении и жизни.
Список литературы
Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах МАМА. М. Выпуск I. 1994. - C. 14-34.
Дубровина, А. В. Монтессори-педагогика: теория и практика. – Москва: Педагогика, 2020.
Монтессори, М. Самостоятельность и развитие ребенка. – Санкт-Петербург: Издательство «Азбука», 2019.