Использование методики "Сказкотерапии" для развития речевой активности у детей с ТНР | Музафарова Алёна Зиннатовна. Работа №352383
Аннотация. В статье рассматривается методика сказкотерапии как эффективный инструмент для развития речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития (ТНР). Описываются основные принципы и техники сказкотерапии, а также приводятся рекомендации по их внедрению в образовательный процесс. Особое внимание уделяется важности эмоциональной поддержки и созданию уютной атмосферы во время проведения занятий. Методика сказкотерапии помогает не только улучшить речевые навыки, но и способствует общему развитию детей, их эмоциональному благополучию и социализации.
Ключевые слова: сказкотерапия, тяжелые нарушения речевого развития, речевая активность, эмоциональная поддержка, образовательный процесс, развитие детей.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ "СКАЗКОТЕРАПИИ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТНР
Музафарова Алёна Зиннатовна, воспитатель
МАДОУ Детский сад №23 комбинированного вида
Свердловская область, г. Кушва
Аннотация. В статье рассматривается методика сказкотерапии как эффективный инструмент для развития речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития (ТНР). Описываются основные принципы и техники сказкотерапии, а также приводятся рекомендации по их внедрению в образовательный процесс. Особое внимание уделяется важности эмоциональной поддержки и созданию уютной атмосферы во время проведения занятий. Методика сказкотерапии помогает не только улучшить речевые навыки, но и способствует общему развитию детей, их эмоциональному благополучию и социализации.
Ключевые слова: сказкотерапия, тяжелые нарушения речевого развития, речевая активность, эмоциональная поддержка, образовательный процесс, развитие детей.
Тяжелые нарушения речевого развития (ТНР) представляют собой значительную проблему в образовании и социализации детей. Технические и методические возможности развития речевой активности у таких детей ограничены, что требует от воспитателей особых подходов и инновативных решений. Одним из наиболее эффективных методов является сказкотерапия, основанная на использовании сказок для улучшения речевых навыков и эмоционального состояния детей.
Сказкотерапия сочетает в себе сразу несколько подходов: психологический, педагогический и терапевтический. Этот метод позволяет не только развивать речевую активность, но и способствует эмоциональному развитию и социальной адаптации детей.
1. Принципы сказкотерапии
1.1. Игра и взаимодействие
Сказкотерапия строится на игровых элементах, что делает занятия интересными и вовлекающими для детей. Использование интерактивных сказок помогает детям активнее включаться в процесс и самостоятельно формировать речевые конструкции. Важно вовлекать детей в диалог, задавать вопросы и побуждать их к обсуждению событий и персонажей сказки.
1.2. Эмоциональная поддержка
Сказка как вид искусств играет важную роль в создании безопасной эмоциональной среды. Воспитатель должен создать атмосферу доверия, где ребенок сможет свободно выражать свои чувства. Например, обсуждая трудные моменты в сказке, можно помочь ребенку назвать свои эмоции и научить его справляться с ними. Это не только способствует развитию речи, но и улучшает общее психоэмоциональное состояние.
1.3. Индивидуализация подхода
Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности в развитии. При работе с детьми с ТНР важно подбирать сказки и методы, соответствующие их уровню развития и индивидуальным особенностям. Воспитатель может адаптировать тексты сказок, использовать дополнительные визуальные и аудиоматериалы, что сделает занятие более доступным и интересным.
2. Практическое применение сказкотерапии в работе с детьми с ТНР
2.1. Подбор материалов
Воспитателю важно выбирать сказки, которые будут актуальны и интересны для детей. Можно использовать классические народные сказки, которые содержат повторяющиеся фразы и ритмические элементы. Также стоит обратить внимание на современные адаптации, в которых используются простые и понятные слова.
2.2. Технологии и методики
Использование театрализованных представлений, кукол и других визуальных средств поможет удержать внимание ребенка и сделает процесс обучения интерактивным. Можно создавать простые сценки на основе сказок, в которых дети могут принимать участие, что значительно повышает их речевую активность.
2.3. Реакция и обратная связь
Важно уделять внимание реакциям детей во время занятий. Воспитатель должен быть готов к тому, что дети могут не сразу включаться в обсуждение или взаимодействие. Необходимо поощрять любые попытки общения, даже если они не всегда понятны. Это поможет ребенку чувствовать себя более уверенно и открыто.
3. Результаты применения сказкотерапии
Сказкотерапия способствует:
Развитию речевой активности. Дети становятся более открытыми и менее стеснительными, что позволяет им лучше выражать свои мысли и чувства.
Социализации. Участие в групповом обсуждении и взаимодействие с сокурсниками помогает детям развивать навыки общения и сотрудничества.
Эмоциональному развитию. Применение сказок помогает детям усваивать эмоциональный опыт и учиться справляться с различными ситуациями.
Методика сказкотерапии является мощным инструментом для поддержки и развития речевой активности у детей с ТНР. Создание безопасной и доверительной атмосферы, использование игровых элементов и индивидуальный подход позволят воспитателям значительно повысить эффективность работы с такими детьми. Важно помнить, что сказкотерапия — это не только средство для развития речи, но и способ помочь ребенку справиться с эмоциональными трудностями и повысить его уверенность в себе.
Таким образом, внедрение методики сказкотерапии в образовательный процесс может стать важной ступенью на пути к успешной социализации и развитию детей с тяжелыми нарушениями речевого развития.
Список литературы
Баркова М. В., Криволапова А. А. СКАЗКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Инновационная наука.
2022. №10-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazkoterapiya-v-rabote-s-detmi-doshkolnog
o-vozrasta-1
Гончарова Л. И.,
Шорстова
В. Ф.,
Забородская
С. Н. ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки. 2021. №5 (38).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-skazki-na-razvitie-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta
Юлдашева
Дилафруз
Махамадалиевна
, Юсупова
Озода
Баходиржоновна
СКАЗКА-ТЕРАПИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРAЗОВАНИЯ // SAI. 2024.
№Special Issue 25. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-terapiya-v-doshkolnom-obrazovaniya