Использование методов нейрокоррекции в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ | Миллер Мария Андреевна. Работа №348653
Аннотация: Статья посвящена применению методов нейрокоррекции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются особенности нейрокоррекционных методов, их роль в развитии речевой деятельности детей, а также эффективность их использования в коррекции нарушений речи. Акцент сделан на интеграции нейропсихологических подходов в логопедическую практику для достижения высоких результатов в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.
Ключевые слова: нейрокоррекция, логопедическая работа, дошкольники, ОВЗ, речевые нарушения, нейропсихологические методы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ НЕЙРОКОРРЕКЦИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ
Миллер Мария Андреевна, учитель-дефектолог
МАДОУ ПГО "Центр развития ребёнка - детский сад №70", г. Полевской
Аннотация: Статья посвящена применению методов нейрокоррекции в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматриваются особенности нейрокоррекционных методов, их роль в развитии речевой деятельности детей, а также эффективность их использования в коррекции нарушений речи. Акцент сделан на интеграции нейропсихологических подходов в логопедическую практику для достижения высоких результатов в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ.
Ключевые слова: нейрокоррекция, логопедическая работа, дошкольники, ОВЗ, речевые нарушения, нейропсихологические методы.
В современном обществе вопросы коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) приобретают все большую актуальность. Сложности в развитии речи у дошкольников оказывают значительное влияние на их общую адаптацию и обучение, что требует применения эффективных методов коррекционной работы. Одним из таких методов является нейрокоррекция, основанная на использовании нейропсихологических подходов для стимулирования развития речевой деятельности и повышения когнитивных возможностей ребенка.
Нейрокоррекция — это система методов, направленных на активацию и развитие отдельных мозговых структур, отвечающих за определенные функции, в том числе за речь. Основной принцип нейрокоррекционных методов заключается в создании условий для оптимального функционирования мозга, активизации нейронных связей и компенсации недостатков работы отдельных мозговых зон. Эти методы находят широкое применение в логопедической практике, особенно при работе с детьми с ОВЗ, у которых наблюдаются различные формы речевых нарушений.
Одним из ключевых направлений нейрокоррекционной работы является развитие межполушарного взаимодействия. Исследования показали, что активное участие обоих полушарий мозга в процессе восприятия и производства речи играет важную роль в успешной речевой деятельности. Для развития этого взаимодействия применяются специальные упражнения, направленные на стимуляцию моторики и координации движений, что способствует активации речевых зон мозга. Такие упражнения включают задания на синхронизацию движений обеих рук, выполнения заданий с перекрещиванием средней линии тела, а также упражнения на баланс и координацию.
Большое внимание в нейрокоррекционной работе уделяется развитию сенсорных систем, которые тесно связаны с речевой функцией. Сенсорные стимуляции, направленные на тактильные, слуховые и зрительные системы, помогают активировать различные участки мозга и улучшить их взаимодействие. Например, логопед может использовать тактильные упражнения, которые способствуют развитию кинестетической чувствительности, что важно для правильного формирования звуков речи. Зрительные стимулы, такие как игры с фокусировкой на движущихся объектах, помогают развивать внимание и пространственное восприятие, что также способствует улучшению речевой деятельности.
Важным аспектом нейрокоррекционной работы является развитие мелкой моторики рук. Доказано, что мелкая моторика непосредственно связана с развитием речи, так как активация моторных зон коры головного мозга способствует улучшению речи. В логопедической практике широко используются игры и упражнения с мелкими предметами, такие как мозаики, шнуровки, лепка из пластилина, что способствует развитию координации и точности движений рук.
Для детей с ОВЗ нейрокоррекция особенно важна, так как у них часто наблюдаются множественные отклонения в развитии: моторные, сенсорные, когнитивные, эмоционально-волевые. Применение нейропсихологических методов помогает комплексно решать эти проблемы, развивая не только речь, но и общие психические функции ребенка. Например, развитие зрительно-пространственного восприятия и слухового внимания через специальные нейроупражнения позволяет улучшить фонематическое восприятие — одну из ключевых основ правильного формирования речи.
Особое внимание следует уделять индивидуальному подходу при применении нейрокоррекционных методов. Специалист должен учитывать особенности каждого ребенка, его диагноз, уровень развития речи и психических функций. Комплекс нейрокоррекционных упражнений подбирается с учетом индивидуальных особенностей ребенка и постепенно усложняется по мере достижения положительных результатов.
Для повышения эффективности нейрокоррекционной работы в ДОУ целесообразно организовать взаимодействие логопедов и дефектологов с другими специалистами, такими как психологи, педагоги, а также родители детей с ОВЗ. Совместная работа с родителями играет важную роль в достижении успеха, так как регулярное выполнение упражнений и участие семьи в процессе коррекции способствуют более быстрому и устойчивому прогрессу в развитии речи у ребенка.
Таким образом, использование нейрокоррекционных методов в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ является эффективным инструментом для коррекции речевых нарушений. Эти методы способствуют активации мозговых структур, улучшению межполушарного взаимодействия, развитию сенсорных систем и мелкой моторики, что в комплексе оказывает положительное влияние на развитие речи. При правильной организации процесса нейрокоррекции можно достичь значительных успехов в коррекции речевых нарушений у дошкольников и обеспечить их успешную подготовку к дальнейшему обучению и социальной адаптации.
Список литературы
Каримова, Н. В. Применение нейропсихологических техник в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ / Н. В. Каримова. —
Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 10 (58). — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/234/7693/ (дата обращения: 24.10.2024).
Мелкозёрова
, Е. В. Использование приёмов нейрокоррекции в работе учителя-логопеда / Е. В.
Мелкозёрова
. —
Текст :
непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/217/7124/ (дата обращения: 24.10.2024).
Хисматулина
А
.
М
.
Использование нейропсихологических подходов в коррекции речевых нарушений
// Глобус: психология и педагогика. 2019. №5 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-neyropsihologicheskih-podhodov-v-korrektsii-rechevyh-narusheniy (дата обращения: 24.10.2024).