Использование мнемотаблиц в развитии связной речи старших дошкольников. | Марина Николаевна Павлова. Работа №349970
Использование мнемотаблиц
в развитии связной речи старших дошкольников.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Методика мнемотехники, подобно любому другому учебному процессу, предполагает постепенное наращивание сложности. Начинать обучение следует с освоения простейших мнемоквадратов, затем перейти к более сложным мнемодорожкам и, в конечном итоге, к мнемотаблицам.
Мнемотаблица представляет собой графическое или частично графическое изображение ключевых элементов сюжета рассказа, таких как персонажи сказки, явления природы, действия и т.д. Важнейшим аспектом является создание условно-наглядной схемы, которая была бы понятна детям благодаря своей простоте и ясности изображения.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
– строение рассказа,
– последовательность рассказа,
– лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:
– обогащения словарного запаса,
– при обучении составлению рассказов,
– при пересказах художественной литературы,
– при отгадывании и загадывании загадок,
– при заучивании стихов.
Например, для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовать можно модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Важным научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Таким образом, умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Подводя итоги можно констатировать следующее:
· необходима поэтапная работа по обучению детей рассказыванию на занятиях и в свободной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;
· задачи и содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию;
· использование воспитателем разнообразных методов и приемов обучения позволяют педагогам совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей старшего возраста.
Применение мнемотаблиц помогает детям старшего дошкольного возраста при развитии связной речи, развивает наглядно-образное мышление, память, внимание, воображение, развивает у детей умение запоминать и передавать более конкретно, точно содержание задания, текста.
Мнемотаблицы являются одним из наиболее продуктивных. Речь идет о приемах и методах, которые позволяют детям эффективно усваивать сведения о характерных особенностях окружающего их мира, успешно запоминать логичную структуру материала, воспроизводить информацию, развивать собственную речь.
Под мнемотаблицей понимают изображение природных явлений, героев рассказа, отдельных действий. Главная задача мнемотаблицы заключается в передаче базовых смысловых звеньев сюжета. Изображения должны быть понятны детям. Подобный инструмент позволяет составлять рассказы о фруктах и овощах, насекомых и животных, любимых игрушках.
Различное отношение детей к мнемотаблицам указывает на разный уровень развития познавательных интересов. Игры, занятия с мнемотаблицами представляют широкие возможности для развития интереса к познанию, сочетая привлекательную эмоционально-образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями мнемосхем.
Исследования, проведенные по разработанным схемам, демонстрируют, что разнообразие игрового материала, его увлекательность и нестандартность привлекают внимание детей и способствуют развитию их познавательных способностей.
Применение мнемотаблиц целесообразно не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в течение всего дня, поскольку в соответствии с ФГОС образовательный процесс должен быть непрерывным.
Использование схем, моделей и сигнальных карточек способствует повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми в контексте современных требований. Наиболее эффективной формой работы признан проектный метод, позволяющий интегрировать мнемотаблицы в различные виды деятельности и способствующий тесному взаимодействию с родителями воспитанников.Проведение занятий по схемам показали, что варьирование игрового содержания, занимательность, необычность игровых задач привлекают детей и способствуют развитию познавательных процессов.
Занятие посредством мнемотехники может состоять из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются такие задачи:
1) рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2) перекодирование информации, т.е. преобразование её из абстрактных символов в образы;
3) пересказ сказки (рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания;
4) графическая зарисовка мнемотаблицы;
5) воспроизведение детьми таблицы при её показе.
Для повышения качества построения предложений важное значение имеет обучение связной речи, которое может быть организовано в игровой форме. Игровая форма обучения может быть достигнута за счёт использования сюжета и включения заданий на повествование в рамках ролевых игр, таких как «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Экскурсия по родному поселку» и другие. В ходе игры используются приёмы, направленные на развитие связной речи, такие как ответы на вопросы (в том числе проблемные: "почему", "когда", "а что если..."), расширение высказываний ребёнка, обогащение его речи в процессе рассказа и пересказ начала фразы.
Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи, которое может иметь игровую форму. Игровую форму обучению может придать сюжет, включение задания - рассказать сюжет ролевой игры: «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Экскурсия по родному поселку» и др. В игре используются такие приемы как ответы на вопрос (проблемные вопросы: почему, когда, а что если...), распространение высказываний ребенка, обогащение высказываний ребенка в рассказ, пересказ начала фразы.
Использование мнемотехники предоставляет педагогам широкий спектр возможностей для креативного подхода как в образовательном процессе, так и во взаимодействии взрослого с ребёнком. Она позволяет детям усваивать сложные концепции с лёгкостью и быстротой. Занятия, включающие мнемотаблицы, всегда увлекательны не только для детей, но и для педагога.
В ходе таких занятий ребёнок под руководством взрослого приобретает навыки самостоятельности и усидчивости, а также визуально структурирует свои действия. Это способствует повышению его заинтересованности и ответственности, удовлетворённости результатами собственного труда. Кроме того, мнемотехника положительно сказывается на развитии таких психических процессов, как память, внимание и мышление, что, в свою очередь, содействует развитию связной речи у дошкольников.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:
у детей появиться желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
активизируется словарный запас;
дети преодолевают робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Раннее обучение детей навыкам повествования и пересказа с использованием мнемотехники и схематических моделей способствует лучшей подготовке к школе. Формирование связной речи является ключевым показателем интеллектуального развития ребёнка и его готовности к обучению в школьной среде.
Использование мнемотаблиц
в развитии связной речи старших дошкольников.
Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
Развивать связную и диалогическую речь.
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по
мнемотаблице
и коллажу.
Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Методика мнемотехники, подобно любому другому учебному процессу, предполагает постепенное наращивание сложности. Начинать обучение следует с освоения простейших мнемоквадратов, затем перейти к более сложным мнемодорожкам и, в конечном итоге, к мнемотаблицам.
Мнемотаблица представляет собой графическое или частично графическое изображение ключевых элементов сюжета рассказа, таких как персонажи сказки, явления природы, действия и т.д. Важнейшим аспектом является создание условно-наглядной схемы, которая была бы понятна детям благодаря своей простоте и ясности изображения.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
– строение рассказа,
– последовательность рассказа,
– лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:
– обогащения словарного запаса,
– при обучении составлению рассказов,
– при пересказах художественной литературы,
– при отгадывании и загадывании загадок,
– при заучивании стихов.
Например, для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовать можно модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Важным научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Таким образом, умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Подводя итоги можно констатировать следующее:
необходима поэтапная работа по обучению детей рассказыванию на занятиях и в свободной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;
задачи и содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию;
использование воспитателем разнообразных методов и приемов обучения позволяют педагогам совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей старшего возраста.
Применение мнемотаблиц помогает детям старшего дошкольного возраста при развитии связной речи, развивает наглядно-образное мышление, память, внимание, воображение, развивает у детей умение запоминать и передавать более конкретно, точно содержание задания, текста.
Мнемотаблицы являются одним из наиболее продуктивных. Речь идет о приемах и методах, которые позволяют детям эффективно усваивать сведения о характерных особенностях окружающего их мира, успешно запоминать логичную структуру материала, воспроизводить информацию, развивать собственную речь.
Под мнемотаблицей понимают изображение природных явлений, героев рассказа, отдельных действий. Главная задача мнемотаблицы заключается в передаче базовых смысловых звеньев сюжета. Изображения должны быть понятны детям. Подобный инструмент позволяет составлять рассказы о фруктах и овощах, насекомых и животных, любимых игрушках.
Различное отношение детей к мнемотаблицам указывает на разный уровень развития познавательных интересов. Игры, занятия с мнемотаблицами представляют широкие возможности для развития интереса к познанию, сочетая привлекательную эмоционально-образную форму с использованием предметов, обладающих многообразными свойствами и отношениями мнемосхем.
Исследования, проведенные по разработанным схемам, демонстрируют, что разнообразие игрового материала, его увлекательность и нестандартность привлекают внимание детей и способствуют развитию их познавательных способностей.
Применение мнемотаблиц целесообразно не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в течение всего дня, поскольку в соответствии с ФГОС образовательный процесс должен быть непрерывным.
Использование схем, моделей и сигнальных карточек способствует повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми в контексте современных требований. Наиболее эффективной формой работы признан проектный метод, позволяющий интегрировать мнемотаблицы в различные виды деятельности и способствующий тесному взаимодействию с родителями воспитанников.Проведение занятий по схемам показали, что варьирование игрового содержания, занимательность, необычность игровых задач привлекают детей и способствуют развитию познавательных процессов.
Занятие посредством мнемотехники может состоять из нескольких этапов, в течение которых педагогом осуществляются такие задачи:
1) рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2) перекодирование информации, т.е. преобразование её из абстрактных символов в образы;
3) пересказ сказки (рассказа) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания;
4) графическая зарисовка мнемотаблицы;
5) воспроизведение детьми таблицы при её показе.
Для повышения качества построения предложений важное значение имеет обучение связной речи, которое может быть организовано в игровой форме. Игровая форма обучения может быть достигнута за счёт использования сюжета и включения заданий на повествование в рамках ролевых игр, таких как «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Экскурсия по родному поселку» и другие. В ходе игры используются приёмы, направленные на развитие связной речи, такие как ответы на вопросы (в том числе проблемные: "почему", "когда", "а что если..."), расширение высказываний ребёнка, обогащение его речи в процессе рассказа и пересказ начала фразы.
Для совершенствования структуры высказываний важную роль играет обучение связной речи, которое может иметь игровую форму. Игровую форму обучению может придать сюжет, включение задания - рассказать сюжет ролевой игры: «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Экскурсия по родному поселку» и др. В игре используются такие приемы как ответы на вопрос (проблемные вопросы: почему, когда, а что если...), распространение высказываний ребенка, обогащение высказываний ребенка в рассказ, пересказ начала фразы.
Использование мнемотехники предоставляет педагогам широкий спектр возможностей для креативного подхода как в образовательном процессе, так и во взаимодействии взрослого с ребёнком. Она позволяет детям усваивать сложные концепции с лёгкостью и быстротой. Занятия, включающие мнемотаблицы, всегда увлекательны не только для детей, но и для педагога.
В ходе таких занятий ребёнок под руководством взрослого приобретает навыки самостоятельности и усидчивости, а также визуально структурирует свои действия. Это способствует повышению его заинтересованности и ответственности, удовлетворённости результатами собственного труда. Кроме того, мнемотехника положительно сказывается на развитии таких психических процессов, как память, внимание и мышление, что, в свою очередь, содействует развитию связной речи у дошкольников.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:
у детей появиться желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;
расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
активизируется словарный запас;
дети преодолевают робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Раннее обучение детей навыкам повествования и пересказа с использованием мнемотехники и схематических моделей способствует лучшей подготовке к школе. Формирование связной речи является ключевым показателем интеллектуального развития ребёнка и его готовности к обучению в школьной среде.