Использование мнемотехники для запоминания сложных понятий в начальных классах | Волошина Людмила Алексеевна. Работа №342665
Аннотация. В статье рассматривается использование мнемотехники как эффективного инструмента для облегчения процесса запоминания сложных понятий у младших школьников. Учащиеся начальной школы сталкиваются с новыми и часто абстрактными понятиями, запоминание которых требует особого подхода. Мнемонические приемы помогают ученикам лучше усваивать учебный материал, развивают память, мышление и концентрацию внимания. В статье приводятся примеры использования различных мнемотехнических приемов на уроках в начальных классах, а также рекомендации по их применению в образовательном процессе.
Ключевые слова: мнемотехника, запоминание, начальная школа, когнитивные навыки, учебный процесс, ассоциации, мнемонические приемы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ СЛОЖНЫХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Волошина Людмила Алексеевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ, с. Безверхово
Аннотация. В статье рассматривается использование мнемотехники как эффективного инструмента для облегчения процесса запоминания сложных понятий у младших школьников. Учащиеся начальной школы сталкиваются с новыми и часто абстрактными понятиями, запоминание которых требует особого подхода. Мнемонические приемы помогают ученикам лучше усваивать учебный материал, развивают память, мышление и концентрацию внимания. В статье приводятся примеры использования различных мнемотехнических приемов на уроках в начальных классах, а также рекомендации по их применению в образовательном процессе.
Ключевые слова: мнемотехника, запоминание, начальная школа, когнитивные навыки, учебный процесс, ассоциации, мнемонические приемы.
Одной из ключевых задач начального образования является формирование у младших школьников прочных знаний и навыков, которые станут основой для их дальнейшего обучения. Однако для детей этого возраста усвоение большого объема новой информации, особенно сложных понятий, может быть затруднительным. В этих условиях мнемотехника, основанная на использовании ассоциаций и других специальных приемов запоминания, может стать важным инструментом для учителей.
Мнемотехника (или мнемоника) - это совокупность приемов и методов, облегчающих запоминание и последующее воспроизведение информации. Использование этих приемов на уроках помогает детям справляться с трудностями при изучении сложных тем, активирует различные виды памяти (зрительную, слуховую, моторную) и способствует лучшему усвоению материала. В данной статье мы рассмотрим, как мнемотехника может применяться в начальных классах для запоминания сложных понятий, а также представим примеры использования этих методов в учебном процессе.
Перед тем как рассмотреть мнемотехнические приемы, важно понять, как устроен процесс запоминания у детей младшего школьного возраста. Младшие школьники отличаются рядом когнитивных особенностей, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса:
Непроизвольное внимание и память
-
в этом возрасте дети лучше запоминают то, что вызывает у них эмоциональный отклик или ассоциируется с чем-то интересным.
Низкая концентрация внимания
-
дети часто отвлекаются и могут быстро терять интерес к однообразным или сложным задачам.
Высокая зрительная и образная память
-
младшие школьники легко запоминают картинки, цвета, формы, что позволяет активно использовать визуальные ассоциации.
Игровая деятельность
-
для детей этого возраста игра является основной формой деятельности, что также следует учитывать при планировании учебного процесса.
Мнемотехника, основанная на ассоциативном запоминании, зрительных образах и играх, идеально соответствует особенностям познавательной деятельности младших школьников, помогая им легко усваивать и запоминать сложные понятия.
Мнемонические приемы включают в себя разнообразные методы, направленные на упрощение процесса запоминания. В контексте начальной школы важно выбирать те приемы, которые соответствуют возрастным особенностям детей и позволяют сделать процесс обучения увлекательным и интересным.
1. Ассоциации. Ассоциативное мышление является одним из наиболее эффективных способов запоминания информации. Суть этого приема заключается в том, что новая информация связывается с уже известными ребенку понятиями или образами. Это позволяет легче и быстрее запомнить новый материал.
2. Визуальные образы и схемы. Дети начальной школы обладают хорошо развитой зрительной памятью, и использование визуальных элементов помогает лучше усвоить материал. Визуальные мнемотехники включают в себя использование картинок, схем, рисунков и графиков для иллюстрации сложных понятий.
3. Рифмы и стишки. Рифмованные строки легче запоминаются, особенно младшими школьниками, для которых звук и ритм играют важную роль. Составление коротких стихотворений и рифм может стать эффективным способом запоминания сложных терминов или последовательностей.
4. Акронимы и сокращения. Акронимы - это мнемонический прием, при котором из первых букв слов составляется новое слово или фраза, что облегчает запоминание длинных или сложных терминов. Этот метод помогает детям легко запомнить последовательность понятий.
5. Пальчиковые игры. Пальчиковые игры активируют моторную память, которая помогает детям лучше запоминать информацию через движение. Это особенно эффективно для детей младшего возраста, которым сложно сосредотачиваться на абстрактных задачах без физической активности.
6. Истории и рассказы. Создание историй или рассказов на основе учебного материала помогает детям осмыслить сложные понятия и закрепить их в памяти. Сюжетная линия и последовательность событий облегчают процесс запоминания и позволяют детям увидеть логику в изучаемом материале.
Мнемотехнические приемы могут быть использованы на уроках по различным предметам. Рассмотрим примеры применения мнемонических приемов в разных учебных дисциплинах начальной школы.
1. Мнемотехника на уроках математики.Математические понятия и правила часто кажутся сложными и абстрактными для младших школьников. Использование мнемотехники помогает сделать процесс изучения математики более доступным и интересным.
Пример: Для запоминания порядка действий в математических выражениях можно использовать фразу: "Сначала умножение и деление, потом сложение и вычитание". Также можно использовать рифмы: "Четыре раза три - легко, это просто двенадцать."
2. Мнемотехника на уроках русского языка. На уроках русского языка мнемотехника помогает запомнить правила орфографии, грамматики и другие сложные понятия, которые требуют запоминания большого объема информации.
Пример: Для запоминания правописания слов с чередующимися гласными можно использовать ассоциации с образами. Например, для запоминания чередования гласных в корнях "лаг/лож" можно представить "ложку", которая кладется (лаг) на стол.
3. Мнемотехника на уроках окружающего мира. Окружающий мир включает в себя множество сложных понятий и терминов, связанных с природой, науками и обществом. Мнемонические приемы помогают детям структурировать эту информацию и лучше понимать взаимосвязи между явлениями.
Пример: Для запоминания сезонов года и их характеристик можно использовать ассоциации с картинами природы. Весну можно представить в виде цветущих деревьев, лето - в виде яркого солнца, осень - как опадающие листья, а зиму - как снежные пейзажи.
Преимущества использования мнемотехники. Мнемотехника предлагает множество преимуществ для начального образования, особенно в контексте сложных понятий и тем. Рассмотрим ключевые достоинства ее использования:
1. Улучшение памяти и концентрации. Использование мнемотехнических приемов тренирует различные виды памяти (зрительную, слуховую, моторную), что способствует лучшему усвоению информации. Это также помогает развивать концентрацию и внимание у младших школьников.
2. Повышение мотивации к обучению. Игровые и ассоциативные методы, которые лежат в основе мнемотехники, делают учебный процесс более увлекательным и интересным. Дети с удовольствием участвуют в учебной деятельности, так как она становится более доступной и понятной.
3. Развитие креативного мышления. Мнемонические приемы стимулируют развитие творческих способностей у детей. Создавая собственные ассоциации, истории и рифмы, они учатся находить нестандартные подходы к запоминанию и решению задач.
4. Снижение уровня тревожности. Запоминание сложных понятий может вызывать у детей стресс и чувство неуверенности. Мнемотехника помогает снять это напряжение, предлагая легкие и увлекательные способы усвоения материала.
В заключении можно отметить, что использование мнемотехники в образовательном процессе начальной школы - это эффективный способ облегчить процесс запоминания сложных понятий и сделать обучение более доступным для детей. Мнемонические приемы помогают активизировать различные виды памяти, повышают мотивацию к учебе и развивают когнитивные способности учащихся. Учителя, внедряя мнемотехнику на уроках, могут значительно улучшить результаты учеников и сделать процесс обучения более увлекательным и продуктивным.
Список литературы
1. Землянская, Е. Н. Теоретические основы организации обучения в начальных классах : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Землянская. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2024.
2. Одинцова С.А., Рейбандт О.В., Ренкевич В.В. Применение мнемотехники в образовательном процессе начальной школы// Научное обозрение. Педагогические науки. - 2022. - № 2. - С. 5-9.
3. Славкина И.А., Малаева Ю.М., Кутугина В.И. Использование мнемотехник при обучении младших школьников орфографии русского языка// Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3.