Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование мнемотехники в работе логопеда в детском дошкольном учреждении | Гамбарова Эльвие Эдемовна. Работа №338448. Номер работы: №338448

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: Статья рассматривает эффективное применение мнемотехники в логопедической работе для развития речи у детей дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость использования ассоциаций, образов и картинок для улучшения памяти, концентрации внимания и когнитивных функций у детей.

Ключевые слова: мнемотехника, развитие речи, память, мнемонические упражнения, индивидуальный подход.

Мнемотехника - это эффективный метод запоминания и воспроизведения информации путем использования различных ассоциаций, образов и картинок. В логопедической работе мнемотехнику можно применять для развития речи у детей с нарушениями коммуникативных навыков. Этот подход помогает улучшить память, концентрацию внимания и когнитивные функции, что способствует более эффективному освоению речевых навыков.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Гамбарова Эльвие Эдемовна, учитель-логопед
МБДОУ детский сад № 100 Островок, г.о. Тольятти
Аннотация: Статья рассматривает эффективное применение мнемотехники в логопедической работе для развития речи у детей дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость использования ассоциаций, образов и картинок для улучшения памяти, концентрации внимания и когнитивных функций у детей.
Ключевые слова: мнемотехника, развитие речи, память, мнемонические упражнения, индивидуальный подход.
Мнемотехника - это эффективный метод запоминания и воспроизведения информации путем использования различных ассоциаций, образов и картинок. В логопедической работе мнемотехнику можно применять для развития речи у детей с нарушениями коммуникативных навыков. Этот подход помогает улучшить память, концентрацию внимания и когнитивные функции, что способствует более эффективному освоению речевых навыков.
Одной из главных задач логопеда является формирование правильного звукопроизношения и расширение словарного запаса у детей. Мнемотехника предоставляет возможность создать ассоциативные связи между звуками и словами, что значительно облегчает процесс запоминания нового материала. Например, для закрепления звука "к" можно использовать ассоциацию с картинкой клоуна или кошки. Такие яркие образы помогают детям запоминать правильное произношение звуков и ассоциировать его с соответствующим словом.
Использование мнемотехники в логопедической работе может быть очень полезным для детей с различными речевыми нарушениями. Мнемотехника представляет собой набор методов, помогающих улучшить память и запоминание информации, что может быть особенно полезно для детей с дислексией, недоразвитием речи или другими видами нарушений.
Практическое использование мнемотехники в логопедической работе с детьми с нарушениями речи является эффективным методом, позволяющим улучшить память, внимание и концентрацию в процессе обучения. Этот подход помогает развить речевые навыки и улучшить коммуникативные способности у детей.
Одним из практических методов мнемотехники является использование мнемонических упражнений. Эти упражнения основаны на ассоциативных связях и позволяют запомнить информацию с помощью ассоциаций и образов. Например, логопед может использовать метод "путешествия воображением", при котором ребенок представляет себя в конкретном месте и связывает слова или звуки с определенными предметами или действиями в этом месте. Такой подход помогает детям лучше запоминать и воспроизводить звуки и слова.
Другим методом мнемотехники, полезным в работе с детьми с нарушениями речи, является использование ритмических упражнений. Пение, ритмическое чтение стихов или игра на музыкальных инструментах помогают установить ритм и интонацию речи, что способствует улучшению артикуляции и дикции. Данный метод активизирует работу мозга и улучшает передачу информации между различными участками этого органа.
Очень полезным в логопедической работе с детьми с нарушениями речи является использование визуальных карт и схем. Это позволяет организовать информацию визуально и помогает детям лучше понимать и запоминать различные правила и принципы речи. Визуальные методы также способствуют развитию моторики и координации движений, что особенно важно при работе с детьми с дисграфией или плохой письменной моторикой.
Учитывая различные нарушения речи и индивидуальные особенности каждого ребенка, логопед может комбинировать различные методы мнемотехники для достижения наилучших результатов. Важно подбирать подходящие упражнения образы, ассоциации и схемы для каждого конкретного случая:
Индивидуальный подход к использованию мнемотехники в работе с каждым ребенком. Перед началом работы необходимо провести индивидуальную диагностику. Логопед должен выяснить, каковы сильные и слабые стороны в области памяти и восприятия информации. Это позволит определить, какие мнемотехники будут эффективны для каждого отдельного случая.
Когда логопед понимает особенности дошкольника, он может приступить к выбору конкретных техник мнемотехники. Например, для ребенка с визуальным типом памяти будут полезны методы, основанные на использовании картинок и изображений. В то же время, аудитивному типу памяти будут эффективны методы, основанные на использовании звуков и ритмов.
Однако, важно помнить, что мнемотехника – это лишь один из методов работы логопеда. В некоторых случаях может быть необходимо комбинировать его с другими техниками и приемами, чтобы достичь наилучших результатов. Это особенно актуально в работе с детьми, у которых развитие речи неразрывно связано с развитием других когнитивных функций.
Вот несколько примеров мнемотехник, которые могут быть полезными в логопедической работе с дошкольниками:
1. Мнемотехника для запоминания звуков: Создайте картинку или символ, который повторяет звук, который нужно запомнить. Например, если вы учите звук "ш", придумайте картинку с шариком или символом, который напоминает его форму. Затем привяжите этот символ к звуку при обучении. Например, показывайте картинку и произносите звук одновременно.
2. Мнемотехника для развития словарного запаса: Используйте ассоциации и образы, чтобы помочь дошкольникам запомнить новые слова. Например, если вы учите слово "солнце", можно показать картинку с ярким солнцем и попросить ребенка представить, как его солнечные лучи сияют и греют. Это поможет им запомнить и понять значение слова.
3. Мнемотехника для овладения грамматикой: Используйте образы или картинки для иллюстрации грамматических правил. Например, если вы учите правило образования множественного числа существительных, можно показать картинку с несколькими яблоками и объяснить, что когда рядом несколько яблок, они становятся "яблоками". Это поможет дошкольникам легче запомнить правило и применить его в реальном языковом контексте.
Использование мнемотехник в логопедической работе с дошкольниками может быть интересным и эффективным способом развития речи. Данные примеры мнемотехник помогут дошкольникам запомнить звуки, слова и грамматические навыки, способствуя их языковому развитию и логопедической коррекции.
Список литературы
Косинова Е. М. Мнемотехника для дошкольников. От простого к сложному. — М.: Эксмо, 2017.
Косило, Н. В. Использование мнемотехники в логопедической работе / Н. В. Косило. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 9 (26). — С. 34-36.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×