Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование мнемотехники в работе логопеда в детском дошкольном учреждении | Мартынова Лариса Георгиевна. Работа №345526. Номер работы: №345526

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В данной статье рассматривается использование мнемотехники в практике логопедов, работающих с детьми дошкольного возраста. Описываются основные принципы мнемотехники, ее влияние на речевое развитие и примеры применения в логопедических занятиях. Мнемотехника представляется как эффективный инструмент для улучшения памяти, внимания и произносительных навыков детей, а также как способ создания позитивной мотивации к обучению.

Ключевые слова: мнемотехника, логопедия, дошкольное образование, развитие речи, память, внимание, упражнения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Мартынова Лариса Георгиевна, учитель-логопед
ГБОУ Школа № 962 г. Москва
Аннотация: В данной статье рассматривается использование мнемотехники в практике логопедов, работающих с детьми дошкольного возраста. Описываются основные принципы мнемотехники, ее влияние на речевое развитие и примеры применения в логопедических занятиях. Мнемотехника представляется как эффективный инструмент для улучшения памяти, внимания и произносительных навыков детей, а также как способ создания позитивной мотивации к обучению.
Ключевые слова: мнемотехника, логопедия, дошкольное образование, развитие речи, память, внимание, упражнения.
В работе логопеда, особенно в детском дошкольном учреждении, существует необходимость в поиске эффективных методов, способствующих развитию речи у детей. Одним из таких методов является мнемотехника, представляющая собой систему приемов, направленных на запоминание информации с использованием ассоциаций, визуальных образов и других вспомогательных средств. Мнемотехника позволяет не только улучшить память и внимание детей, но и значительно повысить их интерес к занятиям.
Дошкольный возраст — это период активного формирования речевых навыков, и, как показывает практика, многие дети сталкиваются с трудностями в произношении звуков, построении фраз и использовании грамматических конструкций. В таких случаях логопед может использовать мнемотехнические приемы, которые помогут детям легче запоминать сложные слова, фразы и правила произношения. Например, при работе над звуком Р можно предложить детям создать ассоциативный ряд: Ракета – Роза – Река, что сделает обучение более увлекательным и запоминающимся.
Мнемотехника может быть полезна при обучении грамматике. В процессе игры можно предложить детям составить рассказ, используя заранее подготовленные картинки. Каждая картинка будет ассоциироваться с определенным словом или фразой, что не только поможет детям запомнить новые слова, но и научит их строить логические связи между ними. При этом важно, чтобы дети сами участвовали в создании ассоциаций, ведь это значительно повысит их мотивацию и активность.
Применение мнемотехники в логопедической практике имеет несколько важных аспектов. Во-первых, это способствует индивидуализации процесса обучения. Каждый ребенок уникален, и то, что работает для одного, может не подойти другому. Логопед может адаптировать мнемотехнические приемы в зависимости от особенностей восприятия и интересов конкретного ребенка. Например, одни дети лучше запоминают информацию через визуальные образы, а другие — через слуховые ассоциации. Это открывает возможности для творческого подхода в работе с каждым малышом.
Во-вторых, мнемотехника способствует развитию не только речевых, но и когнитивных навыков. Запоминание слов и фраз требует от детей концентрации, внимательности и логического мышления. В процессе занятий логопед может использовать игры на внимание и память, которые помогут детям не только лучше запоминать материал, но и развивать общие интеллектуальные способности. Например, игра Найди пару с карточками, где на одной стороне изображены картинки, а на другой — соответствующие слова, станет отличным способом закрепления материала.
Применение мнемотехники также актуально в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Для таких детей характерны трудности в обучении, которые могут быть связаны с низкой мотивацией или дефицитом внимания. Мнемотехнические приемы, такие как создание сюжетных линий или использование рифм и ритмов, могут значительно облегчить процесс усвоения материала. Например, создание стиха или песни о звуке Ш может не только облегчить запоминание, но и сделать занятия более увлекательными.
При этом важно помнить, что успешное использование мнемотехники требует от логопеда хорошей подготовки. Специалист должен быть в состоянии создать положительную атмосферу на занятии, использовать игровые формы и обеспечить активное участие детей. Кроме того, логопеду следует постоянно обновлять свои знания о мнемотехниках и методах их применения, так как наука о языке и речи развивается, и появляются новые подходы к обучению.
В заключение стоит отметить, что мнемотехника — это мощный инструмент в арсенале логопеда, который позволяет эффективно развивать речь детей дошкольного возраста. Использование ассоциативных методов обучения не только облегчает процесс запоминания, но и делает его более интересным и увлекательным для детей. Важно, чтобы логопеды внедряли мнемотехнику в свою практику, адаптируя приемы в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это не только повысит эффективность занятий, но и создаст положительную мотивацию для дальнейшего обучения. В конечном итоге, успешное применение мнемотехники может значительно улучшить речевое развитие детей, что станет основой для их дальнейшего успеха в обучении и социализации.
Список литературы
Бичева И.Б., Кузнецова А.И., Маковей Е.А. Мнемотехника как современная технология речевого развития детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №59-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnemotehnika-kak-sovremennaya-tehnologiya-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta
Оразаева Г. С., Қыдырәлі Г. М. Специфика использования мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Вестник КазНацЖенПУ. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-ispolzovaniya-mnemotehniki-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-s-obschim-nedorazvitiem-rechi
Романова Е.Е. Роль мнемотаблиц в системе формирования словесно-логической памяти у дошкольников // Вестник науки и образования. 2020. №22-1 (100). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-mnemotablits-v-sisteme-formirovaniya-slovesno-logicheskoy-pamyati-u-doshkolnikov
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×