Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование мнемотехники в работе с детьми ОВЗ | Гудыма Дарья Борисовна. Работа №348205

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В условиях современного образования особое внимание уделяется индивидуальным методам обучения, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осваивать учебный материал. Одним из таких методов является мнемотехника, представляющая собой набор приемов, направленных на улучшение запоминания и усвоения информации. Эта статья рассматривает использование мнемотехники в работе с детьми ОВЗ, ее основные техники и преимущества, а также примеры успешного применения в образовательном процессе.

Ключевые слова: мнемотехника, дети ОВЗ, коррекционное обучение, методы запоминания, образовательные техники.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ
Гудыма Дарья Борисовна, учитель коррекционных классов
МОУ СОШ с. Варваровка
Аннотация: В условиях современного образования особое внимание уделяется индивидуальным методам обучения, которые помогают детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) осваивать учебный материал. Одним из таких методов является мнемотехника, представляющая собой набор приемов, направленных на улучшение запоминания и усвоения информации. Эта статья рассматривает использование мнемотехники в работе с детьми ОВЗ, ее основные техники и преимущества, а также примеры успешного применения в образовательном процессе.
Ключевые слова: мнемотехника, дети ОВЗ, коррекционное обучение, методы запоминания, образовательные техники.
В последние годы в педагогической практике все большее значение придается инновационным методам обучения, способствующим улучшению усвоения материала детьми с ограниченными возможностями здоровья. Мнемотехника, как система приемов и техник, направленных на улучшение памяти и запоминания, зарекомендовала себя как эффективный инструмент в работе с такими детьми. Поскольку дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в обучении, применение мнемотехнических приемов позволяет значительно облегчить процесс усвоения знаний и способствует более глубокой интеграции в учебный процесс.
Мнемотехника основывается на использовании ассоциаций, образов и структурирования информации, что позволяет превратить абстрактные понятия в более понятные и запоминающиеся формы. Важно отметить, что мнемотехнические техники можно адаптировать под индивидуальные потребности каждого ребенка, что особенно актуально для работы с детьми, имеющими различные особенности развития. Например, дети с нарушениями слуха могут использовать визуальные образы, тогда как дети с нарушениями зрения — тактильные ощущения.
Одной из популярных техник мнемотехники является метод локусов, также известный как метод мест. Он основывается на создании ярких образов и ассоциаций с определенными местами или объектами. Для детей с ОВЗ можно создать карты памяти, на которых они будут помещать информацию в определенные места. Например, изучая новое слово, ребенок может представить его в своем воображаемом доме, связывая его с определенной комнатой или предметом. Эта техника помогает создавать визуальные ассоциации и способствует лучшему запоминанию.
Другой эффективный прием — использование рифм и ритмов. Дети с ОВЗ часто лучше запоминают информацию, когда она представлена в музыкальной форме. Например, можно создать песенки или стишки на основе учебного материала. Это не только облегчает процесс запоминания, но и делает его более увлекательным. Дети, которые испытывают трудности с памятью, могут запомнить рифмованные строки гораздо быстрее, чем обычный текст. В результате они не только осваивают материал, но и развивают творческие способности.
Важным аспектом использования мнемотехники является работа с группами. Совместные занятия могут повысить уровень мотивации и интереса у детей с ОВЗ. Работая в группе, они могут обмениваться идеями, делиться своими мнемотехническими приемами и поддерживать друг друга в процессе обучения. Это создает атмосферу сотрудничества и взаимопомощи, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями. Например, в группе можно организовать конкурс на лучшее запоминание информации с использованием различных мнемотехнических приемов. Такие мероприятия способствуют не только обучению, но и развитию социальных навыков.
Применение визуальных материалов является важной составляющей работы с мнемотехникой. Использование картинок, схем и диаграмм помогает детям с ОВЗ лучше понимать и запоминать информацию. Например, для изучения темы Животные можно создать красочные карточки с изображениями животных и их описаниями. Это поможет не только запомнить названия животных, но и лучше усвоить информацию о их среде обитания и особенностях. Такие наглядные пособия значительно облегчают процесс обучения и делают его более доступным.
Не менее важным является и использование игровых форм работы. Игры — это мощный инструмент, который позволяет сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Внедрение мнемотехнических приемов в игры может значительно повысить их эффективность. Например, можно создать игру, где дети должны собрать пазл с изображениями различных предметов, одновременно запоминая их названия. В процессе игры они не только развивают память, но и учатся работать в команде, что способствует их социализации.
Кроме того, мнемотехника может быть использована для работы с различными видами информации. Например, при изучении текстов, дети могут применять техники выделения ключевых слов и создания умных заметок, что способствует улучшению их понимания и запоминания. Важно научить детей самостоятельно использовать мнемотехнические приемы, что позволит им быть более независимыми в учебном процессе и развивать свои способности.
При работе с детьми с ОВЗ необходимо учитывать их индивидуальные особенности и адаптировать мнемотехнические приемы под каждую конкретную ситуацию. Например, дети с расстройствами аутистического спектра могут лучше запоминать информацию, если она будет представлена в структурированном и последовательном виде. В таких случаях важно разрабатывать специальные карточки с пошаговыми инструкциями или схемами, которые помогут ребенку легче усваивать материал.
Применение мнемотехники в работе с детьми ОВЗ не только улучшает их память, но и способствует развитию других важных навыков, таких как концентрация, внимание и логическое мышление. Создание различных ассоциаций и образов требует от детей активного участия в учебном процессе и развития креативности. Это, в свою очередь, положительно сказывается на их самооценке и мотивации к обучению.
Результаты применения мнемотехники в работе с детьми ОВЗ показывают, что использование этих приемов способствует не только улучшению успеваемости, но и развитию положительного отношения к учебе. Дети начинают видеть обучение как интересный и увлекательный процесс, а не как тяжёлую обязанность. Это является важным шагом на пути к созданию инклюзивного образовательного пространства, где каждый ребенок сможет реализовать свой потенциал.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является эффективным и перспективным направлением. Применение различных приемов и техник позволяет не только облегчить процесс запоминания и усвоения информации, но и развивает у детей важные навыки, такие как внимание, концентрация и креативность. Важно, чтобы учителя и специалисты в области коррекционного обучения использовали эти методы в своей практике, адаптируя их под индивидуальные потребности каждого ребенка. Это поможет создать более инклюзивную и поддерживающую образовательную среду, где каждый ученик сможет достигать успеха и развиваться.
Список литературы
Байгулова Н. В., Чепурная О. В. Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники // МНКО. 2016. №3 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-rezultaty-realizatsii-proekta-po-razvitiyu-svyaznoy-rechi-s-pomoschyu-mnemotehniki
Н Н. Хрущева, А Ю. Лачина Мнемотехника в познавательно-речевом развитии детей с ОВЗ // Специальное образование. 2016. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mnemotehnika-v-poznavatelno-rechevom-razvitii-detey-s-ovz
Хохлова Л. П. Методы запоминания информации (мнемотехника) // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-zapominaniya-informatsii-mnemotehnika
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×