"Использование мнемотехники в работе тифлопедагога с детьми с нарушением зрения" | Шатрова Инесса Владимировна. Работа №353967
«Использование мнемотехники в работе тифлопедагога с детьми с нарушением зрения.»
Как справиться с потоком информации
Современные дети подвержены воздействию чрезмерного потока информации. У них идет активная работа головного мозга, из-за чего могут случаться перегрузки. Несмотря на свой юный возраст, они отлично умеют пользоваться компьютерами, планшетами, смартфонами, правда, при всем при этом им все равно сложно справляться с таким огромным объемом данных.
В результате перенапряжения дети часто сталкиваются с проблемой нарушения внимания и восприятия, им сложно сосредоточиться на каком-то одном деле. При этом необходимо понимать, что дошкольник готовится к школьному обучению, и когда он пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Она облегчит учебу, поможет ребенку с легкостью познавать новое, добиваться хороших оценок, чувствовать себя комфортно.
Как тренировать память
На развитие памяти влияет много факторов: сбалансированное питание, здоровый сон, атмосфера в семье. Непосредственное влияние на память оказывают совместное чтение и/или заучивание стихов. Но далеко не все могут (и любят) учить наизусть стихи.
Метод, который помогает ребенку тренировать память, называется мнемотехникой.
Секрет 1.
Как научить строить сюжетную линию сказки
Обязательно обсудите ещё до сочинения, о чём будет Ваша сказка.
Кто главный герой сказки? Будет ли у него имя?
С чего начнётся наша сказка? Что случится в сказке с героем?
Чем всё закончится?
Такое простое планирование сказки поможет ребёнку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения-рассказывания сказки будет лёгким и приятным для ребёнка! Можно даже зарисовать придуманный сюжет схематичными картинками, если он получился достаточно длинным.
Придумайте название сказки, из которого будет понятно, о чём в ней говорится.
Можно показать обложки детских книжек и прочитать их названия для примера, вспомнить, как называются любимые сказки и мультфильмы ребёнка.
Секрет 2.
Как научить ребёнка рассказывать свою сказку.
После творческого планирования — придумывания сюжета сказки начните рассказывать сказку вместе с ребёнком. Если ребёнку 5-6 лет, то Ваша помощь будет зависеть от уровня речевого развития ребёнка и его индивидуальных особенностей. Одним детям помощь не требуется, другим нужно давать начала фраз, как и в 3-4 года, третьим достаточно вопроса-подсказки: «А дальше что случилось? Кого он встретил? Что сказал?»
Секрет 3.
Всем советую использовать!
Приём диктовки сказки взрослому. Такой приём «диктовки» ребёнком взрослому развивает речь так, как её не разовьёт никакой другой приём.
Так, например, если ребёнок много раз повторяет одно и то же слово, то можно его подправить: «Послушай, как у нас получилось. Листочек сказал: «Здравствуй», Рябина сказала: «Здравствуй». Листочек сказал: «А ты кто такая». А рябинка сказала: «Я рябинка. А ты кто? У нас с тобой всё время повторяется одно и то же слово «сказал». Давай попробуем его заменить. Как по-другому можно сказать?». Вместе с ребёнком подберите слова – прошептала, произнесла, воскликнула, ответила, спросила, удивилась. С помощью приёма диктовки ребёнком своей сказки Вы не только обогатите словарь малыша и разовьёте связную речь, но и внесёте весомый вклад в успешную подготовку ребёнка к школьному обучению
Секрет 4.
Оформляйте детские сказки в самодельные книжки.
Складывается лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц.
Первая страница – обложка. Её рисует ребенок. На обложке подписывайте название сказки. Обязательно выбирайте такое название, чтобы из него было понятно, о чём говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: её начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвёртая страница). Под диктовку пишите текст внизу страницы. А ребёнок рисует рисунки
Использованные источники:
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 64 с.
2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
3. Бабина Е. С., Трубникова Н. М. Анализ результатов исследования моторных и зрительно-вербальных функций в процессе изучения лексики у дошкольников с патологией зрения. – Эл. журнал «Специальное образование», 2009 - № 3.
4. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – Журнал «Логопед», 2008 – № 4.
6. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2009.
7. Скитяева Н.М. Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с задержкой психического развития при подготовке к школе. – Журнал «Психологическая наука и образование», 2009 - № 5.
«Использование мнемотехники в работе тифлопедагога с детьми с нарушением зрения.»
Как справиться с потоком информации
Современные дети подвержены воздействию чрезмерного потока информации. У них идет активная работа головного мозга, из-за чего могут случаться перегрузки. Несмотря на свой юный возраст, они отлично умеют пользоваться компьютерами, планшетами, смартфонами, правда, при всем при этом им все равно сложно справляться с таким огромным объемом данных.
В результате перенапряжения дети часто сталкиваются с проблемой нарушения внимания и восприятия, им сложно сосредоточиться на каком-то одном деле. При этом необходимо понимать, что дошкольник готовится к школьному обучению, и когда он пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Она облегчит учебу, поможет ребенку с легкостью познавать новое, добиваться хороших оценок, чувствовать себя комфортно.
Как тренировать память
На развитие памяти влияет много факторов: сбалансированное питание, здоровый сон, атмосфера в семье. Непосредственное влияние на память оказывают совместное чтение и/или заучивание стихов. Но далеко не все могут (и любят) учить наизусть стихи.
Метод, который помогает ребенку тренировать память, называется мнемотехникой.
Секрет 1.
Как научить строить сюжетную линию сказки
Обязательно обсудите ещё до сочинения, о чём будет Ваша сказка.
Кто главный герой сказки? Будет ли у него имя?
С чего начнётся наша сказка? Что случится в сказке с героем?
Чем всё закончится?
Такое простое планирование сказки поможет ребёнку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения-рассказывания сказки будет лёгким и приятным для ребёнка! Можно даже зарисовать придуманный сюжет схематичными картинками, если он получился достаточно длинным.
Придумайте название сказки, из которого будет понятно, о чём в ней говорится.
Можно показать обложки детских книжек и прочитать их названия для примера, вспомнить, как называются любимые сказки и мультфильмы ребёнка.
Секрет 2.
Как научить ребёнка рассказывать свою сказку.
После творческого планирования — придумывания сюжета сказки начните рассказывать сказку вместе с ребёнком. Если ребёнку 5-6 лет, то Ваша помощь будет зависеть от уровня речевого развития ребёнка и его индивидуальных особенностей. Одним детям помощь не требуется, другим нужно давать начала фраз, как и в 3-4 года, третьим достаточно вопроса-подсказки: «А дальше что случилось? Кого он встретил? Что сказал?»
Секрет 3.
Всем советую использовать!
Приём диктовки сказки взрослому. Такой приём «диктовки» ребёнком взрослому развивает речь так, как её не разовьёт никакой другой приём.
Так, например, если ребёнок много раз повторяет одно и то же слово, то можно его подправить: «Послушай, как у нас получилось. Листочек сказал: «Здравствуй», Рябина сказала: «Здравствуй». Листочек сказал: «А ты кто такая». А рябинка сказала: «Я рябинка. А ты кто? У нас с тобой всё время повторяется одно и то же слово «сказал». Давай попробуем его заменить. Как по-другому можно сказать?». Вместе с ребёнком подберите слова – прошептала, произнесла, воскликнула, ответила, спросила, удивилась. С помощью приёма диктовки ребёнком своей сказки Вы не только обогатите словарь малыша и разовьёте связную речь, но и внесёте весомый вклад в успешную подготовку ребёнка к школьному обучению
Секрет 4.
Оформляйте детские сказки в самодельные книжки.
Складывается лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц.
Первая страница – обложка. Её рисует ребенок. На обложке подписывайте название сказки. Обязательно выбирайте такое название, чтобы из него было понятно, о чём говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: её начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвёртая страница). Под диктовку пишите текст внизу страницы. А ребёнок рисует рисунки
Использованные источники:
1. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 64 с.
2. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – СПб.: Питер, 2008. – 320 с.
3. Бабина Е. С., Трубникова Н. М. Анализ результатов исследования моторных и зрительно-вербальных функций в процессе изучения лексики у дошкольников с патологией зрения. – Эл. журнал «Специальное образование», 2009 - № 3.
4. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
5. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. – Журнал «Логопед», 2008 – № 4.
6. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2009.
7. Скитяева Н.М. Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с задержкой психического развития при подготовке к школе. – Журнал «Психологическая наука и образование», 2009 - № 5.