Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование мнемотешкники в развитие речи детей старшего дошкольного возраста. | Мой кабинет. Работа №349580

Дата публикации:
Автор:
Описание:

                                                                   

Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Использование мнемотехники обогащает словарный запас детей, помогает детям научиться выстраивать четкую структуру рассказа, соблюдать последовательность изложения, удерживать главную мысль на протяжении всего пересказа, обеспечивать лексико-грамматическую наполняемость повествования.

«Использование мнемотехники

в развитии связной речи детей

старшего дошкольного возраста»

                                                                   

Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

С помощью мнемотехники   решаются следующие задачи:

Разви

вать

связную и диалогическую речь.

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по

мнемотаблице

и коллажу.

Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.

Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.  Начинала  работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят  к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- строение рассказа,
- последовательность рассказа,
- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

 Алгоритм заучивания стихотворения, потешки при помощи мнемотехники.

Вводная часть:

Проведение беседы, связанной с тематикой стихотворения.

Основная часть

Выразительное чтение стихотворения воспитателем без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения.

Анализ стихотворного произведения, с целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению. С детьми была проведена беседа о содержании стихотворения, которая велась с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности), а также был проведен анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения.

Предъявление мнемотаблицы.

Картинки выкладывались поочерёдно, во время чтения

стихотворения, чтобы дети могли соотнести изображение со

словом или небольшой фразой в стихотворении.

Как подготовить пересказ с помощью мнемотехники:

Детям предлагается рассмотреть картинки и вместе с воспитательницей разобраться, что там изображено.

Далее детям помогают преобразовать абстрактные символы в образы, наполненные неким значением.

С помощью полученных образов детям предлагается пересказать «зашифрованный» рассказ или сказку.

Выбор материала для пересказа должен осуществляться сообразно возрасту и уровню подготовки ребенка. Как минимум, это должен быть небольшой объем текста, внятный и понятный детям сюжет, четкое начало и концовка, простой синтаксис с преобладанием коротких лаконичных фраз.

Наиболее доступным вариантом будет пересказывать с помощью мнемотехники сказки – в детском саду их читают много и часто, детям они нравятся, так что материала будет всегда достаточно.

Использование мнемотехники обогащает словарный запас детей, помогает детям научиться выстраивать четкую структуру рассказа, соблюдать последовательность изложения, удерживать главную мысль на протяжении всего пересказа, обеспечивать лексико-грамматическую наполняемость повествования.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×