Использование мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку | Слюсарь Мария Васильевна. Работа №221012
Автор: Слюсарь Мария Васильевна
В статье рассматривается актуальность использования мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку.
Слюсарь Мария Васильевна, учитель английского языка
МБОУ «СОШ №126»
E-mail: marie.nov@mail.ru
Использование мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку
В статье рассматривается актуальность использования мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку.
Ключевые слова: мобильное обучение, основные черты мобильного обучения, принципы мобильного обучения, особенности мобильного обучения иностранному языку
Процесс информатизации современного российского общества не мог не повлиять на информатизацию образования в целом и на информатизацию языкового образования начального этапа обучения в частности. Начало ХХI в. можно во многом характеризовать как процесс интенсивной интеграции новой информационной и коммуникационной технологии в обучение иностранному языку младших школьников, что способствовало созданию новейшей инновационной формы языкового образования – мобильного обучения (m-learning).
Для того чтобы лучше понять, что такое мобильное обучение, необходимо сначала обраться к определению e-learning, так как изначально мобильное обучение появилось как вспомогательное средство e-learning. Так зарубежные исследователи Laouris и Eteokleous определяют e-learning как обучение, которое поддерживается с помощью электронных и медиа средств. Ramshirish и Singh характеризуют e-learning как процесс обучения через сеть, при котором содержимое транслируется при помощи интернета, аудио видео кассет, спутникового телевидения, CD дисков. В свою очередь Tavangarian, Leypold, Nolting и Voigt предлагают другое определение e-learning, которое предполагает такую форму обучения, которая поддерживается электронно и основывается на процесс формирования знаний с учетом личного опыта и практики, а информационная и коммуникационная система служит как медиа, для того чтобы можно было применить процесс обучения. Важно отметить, что предложенные определения e-learning в большей степени подтверждают то, что обучение организуется в определенной сфере, которая применяет разные электронные средства передачи информации [6].
Другими словами, существующие в зарубежной педагогической литературе определения мобильного обучения имеют в основе технологические особенности мобильных устройств или дидактические возможности, которые предоставляются данными технологиями. С технологической позиции, мобильное обучение представляет собой передачу и получение учебной информации с применением технологии WAP или GPRS на любое портативное мобильное устройство, которое позволяет выйти в Интернет для получения или поиска материала, ответа на вопросы в форуме, прохождения тестового задания и т.д.
Исходя из дидактических возможностей, мобильное обучение характеризуется использованием удобного портативного мобильного устройства и беспроводных, доступных всегда технологий, для того чтобы облегчить, поддержать, оптимизировать и расширить процесс обучения и изучения иностранного языка[5, c. 187].
Исследователи Ю.В. Трошина и Н.О. Вербицкая характеризуют, мобильное обучение иностранному языку как форму организации автономного и персонализированного учебного процесса, в основе которой находится доминирующая технология мобильных устройств связи (смартфонов, планшетов и т.п.). Последние помогают учащимся сформировать и усовершенствовать языковые навыки, социокультурную и межкультурную компетенцию не только во время урока в классной комнате, но и в любое удобное для них время и в любом другом месте [3, с. 148].
К.В. Капранчикова в своих работах рассматривает мобильное обучение иностранному языку как форму организации процесса обучения и контроля, в основе которой находится процесс использования мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и т.п.), и при которой учащиеся в любом месте и в любое время могут развивать и совершенствовать языковые навыки, а также речевые умения (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации), формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения [2, с. 85].
Основываясь на приведенные выше определения, можно выявить следующие основные черты мобильного обучения иностранному языку в начальной школе:
мобильные устройства представляют собой основную или доминирующую технологию в процессе обучения;
основная цель обучения – это процесс формирования языковой, социокультурной и межкультурной компетенции;
главная функция данной формы обучения – это предоставить учебный материал, поддержать и проконтролировать обучение;
процесс обучения может проходить как в классной комнате, так и в любом другом месте, причем в любое удобное время.
Как и любая другая область человеческой деятельности, мобильное обучение регулируется руководящими правилами – принципами, которые направляют и ограничивают ее участников. Так В.А. Куклев выделяет набор принципов, который включает в себя следующие:
принцип непрерывности и адаптивности процесса обучения
;
принцип индивидуализации процесса обучения;
принцип
контекстуальности
процесса обучения;
принцип доступности процесса обучения;
принцип поддержки управления временем и процессом обучения;
принцип гибкого взаимодействия учителя с
обучаемыми
;
принцип самообразования [
4
].
Перечисленные выше принципы организуют довольно прочную рамку для формирования теорий, характерных для мобильного обучения в системе обучения иностранному языку. Среди главных направлений, в границах которых формируются актуальные теории мобильного обучения, можно выделить бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, ситуационное обучение, контекстное обучение, проблемно-ориентированное обучение, коллаборативное обучение, обучение в течение всей жизни и прочие. Основные черты данных направлений представлены в таблице приложения [7, c. 204].
Следует отметить, что на практике процесс мобильного обучения осуществляется посредством мобильных технологий, то есть мобильных средств, которые позволяют взаимодействовать между людьми или получать мгновенный доступ к необходимой информации. В процессе обучения иностранному языку следует применять такие мобильные технологии как: электронная почта, блог-технология, вики-технология, подкасты, веб-форум, лингвистический корпус, электронные словари, информационно-справочные Интернет-ресурсы, средства синхронной видео-интернет-коммуникации и навигаторы. При этом каждая из перечисленных мобильных технологий располагает отличительными дидактическими свойствами, дидактическими и методическими функциями [2, с. 85].
Процесс обучения иностранному языку младших школьников с использованием мобильных технологий обладает несомненными преимуществами, среди которых можно выделить следующие:
преимущество быстрого доступа к аутентичным учебным и справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;
преимущество постоянной обратной связи с учителем и учебным сообществом;
преимущество учета индивидуальных особенностей учащегося;
преимущество эффективной диагностики проблем, индивидуального темпа обучения;
преимущество повышения мотивации обучаемых с использованием знакомых технических средств и виртуального окружения;
преимущество организации автономного обучения;
преимущество развития навыков и способностей к непрерывному обучению в течение жизни;
преимущество повышения профессиональной квалификации учителя без отрыва от работы [
5
, с. 87].
Таким образом, развитие возможностей мобильных электронных устройств и информационно-коммуникационных сетей на сегодняшний день имеет такую динамику, что мобильные технологии стали активно применятся в обучении иностранному языку, и процесс их интеграции в образовательный процесс идет достаточно активно, что обусловливает необходимость исследования и педагогического осмысления мобильного обучения как современного феномена.
Мобильное обучение иностранному языку это такая форма организации автономного и персонализированного учебного процесса, где основой или доминирующей технологией являются мобильные устройства связи, с помощью которых учащиеся могут формировать и совершенствовать языковые навыки, социокультурные и межкультурные компетенции не только во время занятий в классе, но и в любое удобное для них время и находясь в любом месте.
Как и любая другая область педагогической деятельности, мобильное обучение регулируется руководящими принципами, имеет отличительные черты и основные направления.
Правильно организованная и реализованная методика использования мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку способствует вовлечению учащегося в учебный процесс, развитию его самостоятельности и мотивированности.
Список использованной литературы
Иценко, И.А. Педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе [Текст] / И.А. Иценко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 202-210.
Капранчикова
, К.В. Мобильные технологии в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки [Текст] / К.В.
Капранчикова
// Язык и культура. – 2014. – № 1 (25). – С. 84-94
Касаткина, Н.Н. Теоретические основы мобильного обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Н. Касаткина // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 148-151
Ливская, Е.В. M-
learning
в современном образовательном процессе: за и против / Е.В. Ливская // Организация работы с молодежью. – 2012. – № 12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ovv.esrae.ru/pdf/2012/12/950.pdf. – 21.02.2018.
Ливская, Е.В. Мобильное обучение иностранному языку: теория, методология и практика применения в вузах [Текст] / Е.В. Ливская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 1. – С. 187-195.
Трошина, Ю.В., Вербицкая, Н.О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели / Ю.В. Трошина, Н.О. Вербицкая // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703918. – 21.02.2018.
Metcalf, D. The Current Perspectives, Theories
And
Practices Of Mobile Learning /
D.Metcalf
,
N.O.Keskin
// TOJET: The Turkish Online Journal of Educational Technology. – 2011. – Vol. 10 Issue 2. – p. 202-208.