Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку | Слюсарь Мария Васильевна. Работа №221012

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Слюсарь Мария Васильевна
В статье рассматривается актуальность использования мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку.

Слюсарь Мария Васильевна, учитель английского языка

МБОУ «СОШ №126»

E-mail: marie.nov@mail.ru

 

Использование мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку

 

В статье рассматривается актуальность использования мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку.

 

Ключевые слова: мобильное обучение, основные черты мобильного обучения, принципы мобильного обучения, особенности мобильного обучения иностранному языку

 

Процесс информатизации современного российского общества не мог не повлиять на информатизацию образования в целом и на информатизацию языкового образования начального этапа обучения в частности. Начало ХХI в. можно во многом характеризовать как процесс интенсивной интеграции новой информационной и коммуникационной технологии в обучение иностранному языку младших школьников, что способствовало созданию новейшей инновационной формы языкового образования – мобильного обучения (m-learning).

Для того чтобы лучше понять, что такое мобильное обучение, необходимо сначала обраться к определению e-learning, так как изначально мобильное обучение появилось как вспомогательное средство e-learning. Так зарубежные исследователи Laouris и Eteokleous определяют e-learning как обучение, которое поддерживается с помощью электронных и медиа средств. Ramshirish и Singh характеризуют e-learning как процесс обучения через сеть, при котором содержимое транслируется при помощи интернета, аудио видео кассет, спутникового телевидения, CD дисков. В свою очередь Tavangarian, Leypold, Nolting и Voigt предлагают другое определение e-learning, которое предполагает такую форму обучения, которая поддерживается электронно и основывается на процесс формирования знаний с учетом личного опыта и практики, а информационная и коммуникационная система служит как медиа, для того чтобы можно было применить процесс обучения. Важно отметить, что предложенные определения e-learning в большей степени подтверждают то, что обучение организуется в определенной сфере, которая применяет разные электронные средства передачи информации [6].

Другими словами, существующие в зарубежной педагогической литературе определения мобильного обучения имеют в основе технологические особенности мобильных устройств или дидактические возможности, которые предоставляются данными технологиями. С технологической позиции, мобильное обучение представляет собой передачу и получение учебной информации с применением технологии WAP или GPRS на любое портативное мобильное устройство, которое позволяет выйти в Интернет для получения или поиска материала, ответа на вопросы в форуме, прохождения тестового задания и т.д.

Исходя из дидактических возможностей, мобильное обучение характеризуется использованием удобного портативного мобильного устройства и беспроводных, доступных всегда технологий, для того чтобы облегчить, поддержать, оптимизировать и расширить процесс обучения и изучения иностранного языка[5, c. 187].

Исследователи Ю.В. Трошина и Н.О. Вербицкая характеризуют, мобильное обучение иностранному языку как форму организации автономного и персонализированного учебного процесса, в основе которой находится доминирующая технология мобильных устройств связи (смартфонов, планшетов и т.п.). Последние помогают учащимся сформировать и усовершенствовать языковые навыки, социокультурную и межкультурную компетенцию не только во время урока в классной комнате, но и в любое удобное для них время и в любом другом месте [3, с. 148].

К.В. Капранчикова в своих работах рассматривает мобильное обучение иностранному языку как форму организации процесса обучения и контроля, в основе которой находится процесс использования мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и т.п.), и при которой учащиеся в любом месте и в любое время могут развивать и совершенствовать языковые навыки, а также речевые умения (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации), формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения [2, с. 85].

Основываясь на приведенные выше определения, можно выявить следующие основные черты мобильного обучения иностранному языку в начальной школе:

мобильные устройства представляют собой основную или доминирующую технологию в процессе обучения;

основная цель обучения – это процесс формирования языковой, социокультурной и межкультурной компетенции;

главная функция данной формы обучения – это предоставить учебный материал, поддержать и проконтролировать обучение;

процесс обучения может проходить как в классной комнате, так и в любом другом месте, причем в любое удобное время.

Как и любая другая область человеческой деятельности, мобильное обучение регулируется руководящими правилами – принципами, которые направляют и ограничивают ее участников. Так В.А. Куклев выделяет набор принципов, который включает в себя следующие:

принцип непрерывности и адаптивности процесса обучения

;

принцип индивидуализации процесса обучения;

принцип

контекстуальности

процесса обучения;

принцип доступности процесса обучения;

принцип поддержки управления временем и процессом обучения;

принцип гибкого взаимодействия учителя с

обучаемыми

;

принцип самообразования [

4

].

Перечисленные выше принципы организуют довольно прочную рамку для формирования теорий, характерных для мобильного обучения в системе обучения иностранному языку. Среди главных направлений, в границах которых формируются актуальные теории мобильного обучения, можно выделить бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, ситуационное обучение, контекстное обучение, проблемно-ориентированное обучение, коллаборативное обучение, обучение в течение всей жизни и прочие. Основные черты данных направлений представлены в таблице приложения [7, c. 204].

Следует отметить, что на практике процесс мобильного обучения осуществляется посредством мобильных технологий, то есть мобильных средств, которые позволяют взаимодействовать между людьми или получать мгновенный доступ к необходимой информации. В процессе обучения иностранному языку следует применять такие мобильные технологии как: электронная почта, блог-технология, вики-технология, подкасты, веб-форум, лингвистический корпус, электронные словари, информационно-справочные Интернет-ресурсы, средства синхронной видео-интернет-коммуникации и навигаторы. При этом каждая из перечисленных мобильных технологий располагает отличительными дидактическими свойствами, дидактическими и методическими функциями [2, с. 85].

Процесс обучения иностранному языку младших школьников с использованием мобильных технологий обладает несомненными преимуществами, среди которых можно выделить следующие:

преимущество быстрого доступа к аутентичным учебным и справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте;

преимущество постоянной обратной связи с учителем и учебным сообществом;

преимущество учета индивидуальных особенностей учащегося;

преимущество эффективной диагностики проблем, индивидуального темпа обучения;

преимущество повышения мотивации обучаемых с использованием знакомых технических средств и виртуального окружения;

преимущество организации автономного обучения;

преимущество развития навыков и способностей к непрерывному обучению в течение жизни;

преимущество повышения профессиональной квалификации учителя без отрыва от работы [

5

, с. 87].

Таким образом, развитие возможностей мобильных электронных устройств и информационно-коммуникационных сетей на сегодняшний день имеет такую динамику, что мобильные технологии стали активно применятся в обучении иностранному языку, и процесс их интеграции в образовательный процесс идет достаточно активно, что обусловливает необходимость исследования и педагогического осмысления мобильного обучения как современного феномена.

Мобильное обучение иностранному языку это такая форма организации автономного и персонализированного учебного процесса, где основой или доминирующей технологией являются мобильные устройства связи, с помощью которых учащиеся могут формировать и совершенствовать языковые навыки, социокультурные и межкультурные компетенции не только во время занятий в классе, но и в любое удобное для них время и находясь в любом месте.

Как и любая другая область педагогической деятельности, мобильное обучение регулируется руководящими принципами, имеет отличительные черты и основные направления.

Правильно организованная и реализованная методика использования мобильных технологий на начальном этапе обучения иностранному языку способствует вовлечению учащегося в учебный процесс, развитию его самостоятельности и мотивированности.

 

Список использованной литературы

 

Иценко, И.А. Педагогические условия интенсификации процесса обучения иностранным языкам в начальной школе [Текст] / И.А. Иценко // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 7. – С. 202-210.

Капранчикова

, К.В. Мобильные технологии в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки [Текст] / К.В.

Капранчикова

// Язык и культура. – 2014. – № 1 (25). – С. 84-94

Касаткина, Н.Н. Теоретические основы мобильного обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Н. Касаткина // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – № 5. – С. 148-151

Ливская, Е.В. M-

learning

в современном образовательном процессе: за и против / Е.В. Ливская // Организация работы с молодежью. – 2012. – № 12. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ovv.esrae.ru/pdf/2012/12/950.pdf. – 21.02.2018.

Ливская, Е.В. Мобильное обучение иностранному языку: теория, методология и практика применения в вузах [Текст] / Е.В. Ливская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 1. – С. 187-195.

Трошина, Ю.В., Вербицкая, Н.О. Мобильное обучение иностранному языку: понятие, функции, модели / Ю.В. Трошина, Н.О. Вербицкая // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703918. – 21.02.2018.

Metcalf, D. The Current Perspectives, Theories

And

Practices Of Mobile Learning /

D.Metcalf

,

N.O.Keskin

// TOJET: The Turkish Online Journal of Educational Technology. – 2011. – Vol. 10 Issue 2. – p. 202-208.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×