Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование модели наставничества «учитель-ученик» | Мой кабинет. Работа №350681

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.

В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

Из опыта работы: Использование модели наставничества «учитель-ученик»

 

Яловец Юлия Викторовна,

учитель предмета труд(технологии)

ГБУ ОО ЗО «СОШ №11»

г.Мелитополь

 

Сегодня перед современной школой стоят задачи научить детей учиться, научить их думать, ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении. При этом получение знаний становится не самоцелью, а средством достижения поставленной цели.

В связи с этим традиционные подходы в образовании, направленные на усвоение учащимися в школе определенной суммы знаний и умений, теряют свое значение. На первый план выходят инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания.

В указе президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ» предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов по 12 основным направлениям, одним из которых является создание условий для развития наставничества.

В такой ситуации выбора актуализируются навыки проектной и исследовательской деятельности обучающихся, и становится значимой позиция учителя-наставника, который призван сопровождать индивидуальную образовательную программу обучающегося и способствовать его развитию. Главная задача учителя-наставника состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, то есть акцент делается не на преподавание, а на учение.

Наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Наставничество в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования.

При реализации образовательной программы взаимодействие наставника и наставляемого ведётся не только в рамках урочной, но и во внеурочной деятельности: консультации по предметам, кружковая работа отработка умений и навыков, устранение пробелов в знаниях обучающегося, беседы, знакомство с дополнительной литературой, с ресурсами Интернета по определённым темам, подготовка к конкурсам и олимпиадам, участие в конкурсах и олимпиадах, проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к школьным и муниципальным мероприятиям, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия.

В качестве наставника как классный руководитель, работаю в тесном контакте с учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, заместителем директора по воспитательной работе. В классе, в котором являюсь классным руководителем, обучаются различные категории детей: дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из социально неблагополучных семей, одарённые дети, с низкой учебной мотивацией. В целом в классе обучаются дети со средними образовательными результатами.

В своей педагогической деятельности реализую стандартную позиционную модель наставничества «учитель-ученик». Педагог транслирует знания, ученик их усваивает; всё это происходит в рамках отработанной классно-урочной и внеурочной деятельности. Целью такой модели наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

Для повышения творческого потенциала учащихся в урочной и внеурочной деятельности как учитель-наставник использую различные формы взаимодействия:

«учитель – пассивный ученик» (психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе, развитие коммуникационных, творческих навыков направленных на формирование жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и активной гражданской позиции);

«учитель – одарённый ученик» (психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого потенциала наставляемого, организация совместной работы над проектом);

«учитель – ребёнок с ОВЗ/ребёнок-инвалид» (педагогическая и психологическая поддержка ученика, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, повышение мотивации к учёбе и улучшение образовательных результатов обучающегося, развитие творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном коллективе).

Целью такой формы наставничества является успешное формирование у ученика представлений о следующей ступени образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, а также появление ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития

Мои задачи, как педагога-наставника, работающего с различными категориями обучающихся, заключаются в следующем:

раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала и способностей каждого обучающего, поддержка индивидуальной образовательной траектории;

предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем-предметником через проектную и исследовательскую деятельность;

выявление одарённых детей и организация индивидуальной работы;

корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней;

формирование предпринимательского потенциала, наставляемого (

практикоориентированность

, способность решать нестандартные задачи), в том числе через участие в проектных конкурсах;

формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических умений;

подготовка выпускника к самостоятельной жизни и успешному трудоустройству;

подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям различного уровня;

консультирование родителей по вопросам развития способностей их детей.

Одной из технологий, позволяющих эффективно реализовывать модель наставничества «учитель – ученик», является технология проектного обучения. Творческий, нестандартный подход к проведению уроков и занятий с использованием проектной технологии ведёт к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребёнку. Работа над проектом с использованием модели наставничества «учитель-ученик» позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность, способствует профессиональному и творческому росту учителя. При этом, конечно, изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным наставником совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Одним из этапов работы учителя-наставника является управление и постоянная консультативная помощь в процессе создания проектов с учащимися, контроль над их реализацией. Проекты бывают: индивидуальные или групповые, краткосрочные или долгосрочные. Внеурочные проекты ребята, выбрав интересующие их темы, готовят самостоятельно на занятиях и дома. Учащиеся представляют их в различных видах: исследовательский проект, проект - инсценировка, организационный проект, проект - выставка, проект - видеофильм, проект – рекламный ролик, мультимедийный проект.

В ходе проектирования наставник играет роль независимого консультанта, где в ходе консультаций отвечает на возникающие у школьника вопросы. Наставник определяет, какой ощутимый, понятный, измеримый результат может быть получен и представлен к защите проекта и добывает необходимый инструментарий и средства для реализации проекта.

В проектной деятельности учитель-наставник выполняет роль:

специалиста, помогающего в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей – КОУЧА;

опытного советника, деятельность которого направлена на полное сопровождение проекта к поставленной цели – МЕНТОРА, который обеспечивает поддержку через советы и рекомендации, взгляд на проект «со стороны».

Использование модели наставничества «учитель-ученик» в организации проектной деятельности даёт возможность дифференцированно и целенаправленно планировать работу на основе выявленных потенциальных возможностей обучающихся, развивать их творческий потенциал; отслеживать динамику развития исследовательских компетенций каждого обучающего.

Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем-наставником. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов даёт учителю возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня мотивированности и осознанности обучающихся среднего и старшего подросткового возраста в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования;

- активное развитие гибких навыков, необходимых для гармоничной личности;

- улучшение образовательных, культурных, спортивных и иных результатов и укрепление школьного сообщества.

Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат необходимый стимул к культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, используя модель наставничества «учитель – ученик» при реализации проектной технологии, я смогла активизировать в ребятах интерес к исследованию и проектированию, стремление активно участвовать в различных конкурсах школьного, муниципального и Всероссийского уровней, проводимых в урочное и внеурочное время.

Результатом всей этой работы стали достижения учащихся в конкурсах разного уровня. Дипломы, грамоты, поощрения, благодарности – еще один вид оценки результативности проектной деятельности наших обучающихся со стороны независимого жюри.

На сегодняшний день в системе образования появляется множество новейших методов, меняются задачи и цели обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, одной из которых является технология наставничества.

Подводя итог сказанному, хочется отметить: ключевым направлением в работе, должно стать содействие закреплению успешного опыта наставничества и дальнейшего внедрения данной технологии в практику.

 

Список литературы:

 

1. Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ. технологии.- 2001.- N 5.- C. 38-48

2. Меренкова О.Ю. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48с.

3. Инструктивно-методический материал по организации деятельности наставников в Программе АСИ «Кадры будущего для регионов». Сост. Карпушина Н.Я., Карпушиной Е.Е./под ред. Кондакова А.М.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×