Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование мультфильмов в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса ДОУ | Кашаева Юлия Юрьевна. Работа №345630

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье описан опыт использования мультфильмов педегогом-психологом в работе с воспитанникам, родителями и педагогами. Описано влияние мультфильмов на ребенка. Как можно использовать мультфильмы для развития, профилактике и коррекции. Описана структу занятия с мультфильмом. И описан пример занятия с использованием мультфильмов в работе со страхами с детьми старшего дошкольного возраста. Пример использования мультфильмов на родительском собрании. 

Использование мультфильмов в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса ДОУ

 

В наше современное время одной из главных задач специалистов и педагогов ДОУ является поиск более эффективных, новых способов организации детской деятельности благодаря которым будут созданы условия для разностороннего развития детей.

Одним из интересных новых способов, в моей работе, является применение мультфильмов в работе с дошкольниками, с их родителями и педагогами детского сада.

Мультфильм – это вид искусства, который содержит в себе большой воспитательный потенциал. Мультфильм показывает детям «что такое хорошо, а что такое плохо», он помогает понять, что за неправильными поступками и действиями может последовать наказание, а также учит тому, что правильные поступки могут привести к положительным результатам.

Мультфильмы – это неотъемлемое средство социализации ребенка – дошкольника. У каждого ребенка есть любимый мультипликационный герой, которому он подражает, использует способы разрешения конфликтов и различных ситуаций, которые показаны в мультфильме, при этом поведение героя воспринимается как правильное. Ребенок, сравнивая себя с персонажем мультипликационным, учится понимать самого себя, преодолевать страхи, трудности, уважать и ценить других. Все это возможно при условии, что мультфильм отвечает психолого-педагогическим требованиям.

Мультфильмы очень сильно влияют на психику и, следовательно, на поведение детей, так как при просмотре мультипликационных фильмов начинают работать следующие механизмы формирования поведения:

заражение

– процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;

внушение

– воздействие на сознание человека, при котором происходит не критическое восприятие им убеждений и установок;

подражание

– следование увиденному образцу, примеру.

Существует большое количество категорий мультипликационных фильмов: классические, кукольные, рисованные и современные мультфильмы с компьютерной графикой. Для психологов и педагогов самое главное в мультфильме это его содержание, его идея. Из ходя из этого мультфильмы можно разделить на развлекательные, вредные, познавательные.

В современном мире, к сожалению, чаще всего мультфильмы используются взрослыми для развлечения детей. Огромную часть своего свободного времени ребёнок находится перед экраном телевизора, наслаждаясь компанией героев мультфильмов. Восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста несовершенно, они еще не могут самостоятельно, без помощи взрослого, осмыслить и полностью понять сюжет мультфильма, пережитые эмоции и чувства во время просмотра мультфильма.

В сюжетах многих современных мультфильмов содержатся драки, гонки, криминальные разборки, смерть, месть и многое другое. Такие мультфильмы наносят вред детской психике. А вот многие мультипликационные фильмы советских времен и некоторые современные мультфильмы включают в себя воспитательный, познавательный потенциал.

Таким образом, мультфильмы несут в себе огромное воспитательное воздействие на своего зрителя, так как сочетают слово и картинку, соответственно задействуют одновременно два органа чувств: слух и зрение. А если еще совместно с детьми анализировать просмотренный в мультфильме сюжет, тогда мультфильм может стать одним из эффективных наглядных материалов и мощным воспитательным инструментов.

В своей работе мультфильмы применяю в коррекционно–развивающей деятельности. Используя мультипликационные фильмы в коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога можно решить следующие задачи:

развитие познавательных процессов;

развитие и коррекция эмоциональной сферы;

развитие коммуникативных навыков;

расширять представления детей о

личностной сфере человека;

развивать умения понимать и выражать свои чувства через речь, позу, жесты, мимику.

В коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога, используется сюжет одного или нескольких мультфильмов, подбирая к нему игры, упражнения, которые позволят закрепить с детьми материал и реализовать коррекционные задачи.

Примерная структура коррекционно-развивающего занятия с использованием мультипликационных фильмов:

Организационный момент (ритуал - приветствия)

Работа с мультфильмом.

просмотр мультфильма;

гимнастика для глаз;

упражнения на развитие познавательных процессов, эмоциональной сферы;

упражнения на развитие коммуникативных навыков;

продуктивная деятельность;

Подведение итогов

, рефлексия, ритуал – прощания.

Выбор мультфильма, игр и упражнений будут зависеть от темы и цели занятия.

Приведу пример использования мультфильма в роботе со страхами с детьми старшего дошкольного возраста. Мультфильм, который использую, называется «Ничуть не страшно» кинокомпании «Союзмультфильм» 1981г. Продолжительность мультфильма 9 минут.

Цель занятия: преодоление страха темноты, снятие эмоционального напряжения.

Задачи занятия:

развитие умения преодолевать чувство страха;

взаимодействие с чувством страха через мультипликационный образ;

коррекция страхов темноты;

Сюжет мультфильма: два брата идут ночью на поляну за цветами для мамы, им встречаются различные препятствия, которые для них устраивают «ночные страхи». Мальчики преодолевают, свои страхи и возвращаются домой.

Занятие начинается с ритуала приветствия. Далее демонстрация детям первого отрывка мультфильма, до того момента как мальчики отправились на полянку за цветами. После просмотра данного отрывка, с детьми обсуждаем увиденное:

- Кто герои мультика?

- Чем занимаются страхи?

- Чего боитесь вы?

После обсуждения отрывка, предлагаю детям поиграть в игру «Маски страха». Дети из бумажных салфеток щипковыми движениями изготавливают маску страха. Потом дети примеряют изготовленную маску. Можно попугать друг друга. Таким образом, происходит чередование просмотра отрывка мультипликационного фильма, обсуждения его с психологической игрой или упражнением.

Следующий отрывок более продолжительный, в котором демонстрируется, страхи мальчиков и как они их преодолевают. После просмотра подробное обсуждение:

- Что чувствовали мальчики?

- Как страхи пугали их?

- Сколько раз пугали?

- Преодолели ли братья свой страх?

- Можно ли их назвать смелыми? И т.д.

После обсуждения второго отрывка, гимнастика для глаз «Послушные глазки». Затем подвижная игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»; упражнение «У страха глаза велики»; подведение итогов, рефлексия; ритуал – прощания.

Мультипликационные фильмы обладают богатыми психолого-педагогическим возможностями. На примере мультфильма «Ничуть не страшно», у дошкольников возникает желание преодолеть свой страх, желание чувствовать себя сильными.

Мультипликационные фильмы могут служить инструментом помощи детям в тех или иных непростых жизненных ситуациях (например, развод родителей, потеря домашнего питомца и т.д.) Благодаря мультфильмам дети усваивают новые модели поведения, новые способы действий, получают поддержку от любимых героев.

Мультфильмы, которые можно использовать в коррекционно-развивающей работе:

«Не хороший мальчик»

 

Коррекция агрессии

«Самая страшная история»

«Крошка Енот»

«Он попался!»

«У страха глаза велики»

 

 

Коррекция страхов

«Козлик и его горе»

«Горе не беда»

 

Как преодолеть горе, несчастье

«Подарок для самого слабого»

 

О помощи и защите слабого

«Беги ручеёк»

 

О чувстве радости

«Храбрый оленёнок»

 

О находчивости, смекалке, храбрости

Так же мультфильмы можно использовать в работе с родителями и педагогами. Проведу пример работы с родителями с использованием мультфильма. Во время проведения семинара-практикума для родителей «Территория игры – пространство жизни и взаимодействия семьи», мною было предложено посмотреть историю одной семьи, которая рассказана в Испанском мультипликационном фильме «Alike». В мультфильме отец пытается показать правильный путь своему сыну. Но в какой-то момент он понимает, что выбрал не правильный путь. Останавливаю запись на 4 минутах 55 секундах. После просмотра фрагмента, с помощью мозгового штурма, мы искали с родителями ответ на вопрос «Какой выход можно найти, чтобы вернуть ребенку и взрослому радость жизни?». После мозгового штурма, мы посмотрели, какой же выход папа нашел в мультфильме.

Целью добавления в семинар-практикум мультипликационного фильма «Alike», было показать родителям, что игра объединяет родителей и детей, укрепляет их эмоциональную связь, что игра для детей понятный и приятный способ общения со взрослыми и сверстниками.

Хочется еще раз подчеркнуть, что мультфильмы могут служить как инструментом психокоррекции в руках психологов, так и отличным средством развития, воспитания и социализации ребенка в руках педагогов и родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

 

 

 

 

 

 

 

Использование мультфильмов в

психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса ДОУ

 

 

 

 

Выполнила

педагог – психолог

Кашаева Ю.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Арзамас, 2019

Используемая литература:

 

1. Бурухина, А. Ф. Мультфильм в воспитательно-образовательной работе с детьми / А. Ф. Бурухина // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 10. - С. 60-71.

2. Алексеенко, Е. Мультфильмы-воспитатели: [о воспитат. роли мультфильмов] / Е. Алексеенко, М. Соколова // Мой кроха и я. - 2012. - № 4. - С. 128-130.

3. Казакова, Р. Г. Мультипликация как вид кинематографического искусства и ее влияние на развитие детей / Р. Г. Казакова, Ж. В. Мацкевич // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2012. - № 12. - С. 26-40.

4. Лалетина А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов// Журнал «Начальная школа плюс До и После» № 8, 2010 г. С. 18-22.

Электронный ресурс

6. Ившина, Е. Влияние телевидения на эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста / Ившина Е., Кущ Н. В. // Вестник педагогического опыта. Электронан. - 2004. - № 23. - С. 22-24. – Режим доступа: http://elibrary.ru

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×